«Согласованно» Руководитель ШМО

______________/______________________/

Пр. №___ от_________________________

«Согласованно»

Зам. директора по УВР

_____________/_______________________/

«____»_______________20____г.

«Утверждаю»

Приказ № ____ от________

Директор школы

_______________ /___________________/

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Соцземледельский Балашовского района Саратовской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО курсу «Мой выбор»

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от ____

Класс: 9

Учитель: Галкина Наталья Викторовна

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка.

На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.

Программа структурирована следующим образом: всего 35 часов по 1 часу в неделю в 9 классе.

Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.

Учащимся для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, необходимо иметь не только профессиональные знания, но и обладать рядом компетенций — коммуникативных компетенций, умений работе в команде, умений тайм-менеджмента, умений справляться ос стрессами и работать в условиях стресса, решать конфликты, умений управлять.

В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе.

Цель программы: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля в старшей школе и пути дальнейшего образования, развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Задачи:

  1. сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;

  2. способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

  3. обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

  4. способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.

  5. Овладеть навыками общения в различных ситуациях с последующим выбором оптимальной модели поведения.

  6. Развивать умения анализировать данные самонаблюдения и рефлексии.

  7. Развивать чувство уверенности учащихся в своих силах.

  8. Воспитывать интерес к окружающим людям.

  9. Развивать чувство понимания и сопереживания другим людям, ориентироваться на другого как «субъекта» общения.

Формы деятельности:

  • самоанализ;

  • анализ научных и художественных источников, СМИ;

  • анализ практических примеров проблемных ситуаций;

  • групповые дискуссии;

  • индивидуальная работа;

  • индивидуальная и групповая проектная работа;

  • психотренинг;

  • психодиагностические процедуры;

  • ролевые и деловые игры;

  • эвристические задания.

В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.

Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

  • знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека,

  • о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе;

  • о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;

  • умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;

  • выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

  • знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

  • представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Литература.

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996

  3. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

  4. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

  5. Микляева А.В. Я — подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003

  6. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002

  7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005

  8. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005

  9. Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004

  10. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005

  11. . Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005

Тематический план (основное содержание)

Тема

Количество часов

Содержание темы

Контрольные, лабораторные, практические работы,

творческие работы (количество)

Требования к уровню подготовки

учащихся по каждой теме

(знания, умения)

Значение общения в жизни человека

2

Человек как социальное существо. Роль общения в развитии личности. Общение: отдельный вид деятельности или составная часть любой деятельности человека?

Функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния.

Уровни общения: социально-ролевой, деловой, интимно-личностный.

  • знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека,

  • о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе;

  • о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;

  • умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;

  • выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

  • знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

  • представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Вербальные средства общения

1

Общая характеристика средств общения: вербальные и невербальные.

Речь как процесс осуществления коммуникации. Язык как средство говорения. Различные стороны речи: содержательная сторона и звуковое оформление речи. Звуковое оформление процесса говорения (тон, тембр, высота, интонация, громкость, скорость, ритмичность и т.д.) Роль грамотности речи и языка в адекватном выражении мыслей. Особая важность владения речью для отдельных групп людей (политики, люди социальных профессий, журналисты и т.д.) и сфер жизни (в особенности делового общения)

Невербальные средства общения

1

Особенности невербальной коммуникации. Невербальные средства общения: выразительные движения тела, мимика, жесты, дистанция общения. Функции невербальных сообщений (дополнение, опровержение, замещение вербальных сообщений, регулирование разговора). Проблема корректной интерпретации невербального поведения.

. Виды общения

1

Виды общения: примитивное общение, духовно-личностное общение, манипулятивное общение, светское общение, деловое общение.

Влияние вида общения на выбираемый стиль и стратегию поведения.

Слушание собеседника

2

Слушание – одна из сторон взаимодействия в процессе общения. Распределение ответственности за взаимодействие между слушающим и говорящим. Внимание как основа активного слушания. Условия эффективного восприятия речи.

Передача информации

2

Характеристика передачи информации как одной из сторон взаимодействия в процессе общения. Модели передачи информации, эффективность передачи информации

Эффективное общение

2

Учет индивидуально-психологических характеристик партнера в общении (темперамент, характер, стили и способы деятельности и т.д.) для создания наиболее комфортной обстановки в ситуации общения. Тренинг «Эффективное общение»

Роль самопрезентации в общении

1

Роль самопрезентации в общении. Приемы расположения к себе. Положительный имидж. Репутация

Публичное выступление на «5»

2

Ситуации публичных выступлений. Оптимизация подготовки к выступлению. Способы поддержания внимания аудитории. Психологическое состояние оратора. Уверенность в себе. Ролевая игра «Эффектное выступление»

Барьеры в общении

1

Наиболее распространенные барьеры общения: демонстрация разности позиций, непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям, переход с роли на личность. Ситуации, условия, фразы, вызывающие психологический дискомфорт собеседника.

Деструктивное общение

1

Способы оказания нежелательного влияния: модели влияния. Защита от манипулирования.

Поведение при использовании собеседником негативных техник

Агрессивно-конфликтное взаимодействие

1

Конфликт и его оценка в аспекте возможностей решения

Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Форма и тип урока

Лабораторные и практические работы,

самостоятельная учебная деятельность

Виды контроля

Дата проведе

ния

план

факт

Модуль 1. «Мой выбор» (18 часов).

1

Варианты выбора и продолжения образования

1

Интеракт.лекция

Рефлексия

фронтальный

3.09

2

Возможности и ограничения. Интерес к собственному будущему

1

Интеракт. лекция

Эвристические задания

индивидуал

10.09

3

Особенности индустриального и постиндустриального общества

1

Интеракт.лекц

Эвристические задания

индивидуал

17.09

4

Самобытность человекав меняющемся мире

1

Комбинир

Групповая дискуссия

упражнения

фронтальный

24.09

5

Изменение на отечественном рынке труда

1

комбинир

Самостоятельная работа с источниками информации

индивидуал

1.10

6

Индивидуальные и профессиональные качества

1

Интер.лекц

Самостоятельная работа с источниками информации

фронтал

8.10

7

Человек- как субъект выбора

1

комбинир

Диагностика профнамерений

индивидуал

15.10

8

Пути продолжения образования и приобретения профессии

1

Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций

Практическая работа

Самостоятельная работа с источниками информации

индивидуал

22.10

9

Виды учебных заведений. Риски предстоящего выбора

1

анализ практических примеров проблемных ситуаций

Самостоятельная работа с источниками информации

индивидуал

28.10

10

Рынок образовательных услуг

1

Комб. групповая дискуссия;

Разработка мини-проектов

индивидуа

6.11

11

Современное представление о профессиональной карьере

1

Комбин. групповая дискуссия

упражнения

фронтальный

12.11

12

Пути достижения карьеры

1

Объясн.нового матер. анализ практических примеров проблемных ситуаций

упражнения

фронтал

19.11

13

Принятие решения о выборе профиля обучения

1

Групповые консультации

Диагностика Дж. Голланд «Тип профессиональной среды»

индивидуал

26.11

14

Варианты выбора профиля обучения

1

Комбинир

Групповые дискуссии

Практическая работа с информационными источниками

фронталн

3.12

15

Факторы выбора профиля обучения

1

Профориент. игра

Работа в группах

фронтальный

10.12

16

Профессиональные ценности

1

комбинир

Упражнения «Копилка моих ценностей»

фронтальный

17.12

17

Проектирование индивидуальной образовательной территории

1

Объясн.нового матер.

Разработка профессиограммы

индивидуал

24.12

18

Критерии готовности к принятию решения о выборе профиля обучения

1

комбинир

Работа над проектом

фронтал

14.01

Модуль 2. «Развитие компетентности в общении» 17 часов

19

Значение общения в жизни человека

1

Мини-лекция

упражнения

фронтал

21.01

20

Функции общения. Уровни общения

1

Урок-практикум

Упражнения, эвристические задания

индивидуал

28.01

21

Вербальные средства общения

1

Ролевая игра

индивидуал

4.02

22

Невербальные средства общения

1

Урок-практикум

индивидуальная

11.02

23

Виды общения

1

Урок практикум

индивидуальная

18.02

24

Слушание. Условия эффективного восприятия речи

1

Урок практикум

Работа в группах

индивидуал

25.02

25

Передача информации

1

Дискуссия

Практическая работа

фронтал

4.03

26

Модели передачи информации

1

Урок практикум

упражнения

фронтал

11.03

27

Тренинг «Эффективного общения»

1

тренинг

Работа в группах

фронтал

18.03

28

Тренинг «Эффективного общения»

1

тренинг

Практическая работа

индивидуал

1.04

29

Роль самопрезентации в общении

1

Тренинг уверенности

упражнения

8.04

30

Публичное выступление на «5»

1

Тренинг уверенности

индивидуал

15.04

31

«Эффективное выступление»

1

Ролевая игра

Упражнения

анализ практических примеров проблемных ситуаций

фронтал

22.04

32

Барьеры в общении

1

Урок-практикум

упражнения

анализ практических примеров проблемных ситуаций

29.04

33

Ролевая игра. Техника «Я-ориентированных высказываний»

Ролевая игра

упражнения Приемы актуализации субъектного опыта,

игровые методы

6.05

34

Деструктивное общение

1

Урок-практикум

Психотренинговые упражнения, приёмы актуализации субъектного опыта

фронтал

13.05

35

Агрессивно-конфликтное взаимодействие

1

Урок-практикум

Психотренинговые упражнения, приёмы актуализации субъектного опыта

индивидуал

20,05

ИТОГО:

35

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here