«Согласованно» Руководитель ШМО ______________/______________________/ Пр. №___ от_________________________
| «Согласованно» Зам. директора по УВР _____________/_______________________/ «____»_______________20____г. | «Утверждаю» Приказ № ____ от________ Директор школы _______________ /___________________/ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Соцземледельский Балашовского района Саратовской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО курсу «Мой выбор»
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от ____
Класс: 9
Учитель: Галкина Наталья Викторовна
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка.
На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Программа структурирована следующим образом: всего 35 часов по 1 часу в неделю в 9 классе.
Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.
Учащимся для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, необходимо иметь не только профессиональные знания, но и обладать рядом компетенций — коммуникативных компетенций, умений работе в команде, умений тайм-менеджмента, умений справляться ос стрессами и работать в условиях стресса, решать конфликты, умений управлять.
В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе.
Цель программы: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля в старшей школе и пути дальнейшего образования, развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи:
-
сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;
-
способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
-
обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
-
способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.
-
Овладеть навыками общения в различных ситуациях с последующим выбором оптимальной модели поведения.
-
Развивать умения анализировать данные самонаблюдения и рефлексии.
-
Развивать чувство уверенности учащихся в своих силах.
-
Воспитывать интерес к окружающим людям.
-
Развивать чувство понимания и сопереживания другим людям, ориентироваться на другого как «субъекта» общения.
Формы деятельности:
-
самоанализ;
-
анализ научных и художественных источников, СМИ;
-
анализ практических примеров проблемных ситуаций;
-
групповые дискуссии;
-
индивидуальная работа;
-
индивидуальная и групповая проектная работа;
-
психотренинг;
-
психодиагностические процедуры;
-
ролевые и деловые игры;
-
эвристические задания.
В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
-
знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека,
-
о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе;
-
о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;
-
умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
-
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;
-
выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
-
знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
-
представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.
Литература.
-
Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996
-
Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
-
Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
-
Микляева А.В. Я — подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003
-
Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002
-
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005
-
Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005
-
Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004
-
Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005
-
. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005
Тематический план (основное содержание)
Количество часов | Содержание темы | Контрольные, лабораторные, практические работы, творческие работы (количество) | Требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (знания, умения) | |
Значение общения в жизни человека | 2 | Человек как социальное существо. Роль общения в развитии личности. Общение: отдельный вид деятельности или составная часть любой деятельности человека? Функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния. Уровни общения: социально-ролевой, деловой, интимно-личностный.
|
|
|
Вербальные средства общения | 1 | Общая характеристика средств общения: вербальные и невербальные. Речь как процесс осуществления коммуникации. Язык как средство говорения. Различные стороны речи: содержательная сторона и звуковое оформление речи. Звуковое оформление процесса говорения (тон, тембр, высота, интонация, громкость, скорость, ритмичность и т.д.) Роль грамотности речи и языка в адекватном выражении мыслей. Особая важность владения речью для отдельных групп людей (политики, люди социальных профессий, журналисты и т.д.) и сфер жизни (в особенности делового общения)
|
| |
Невербальные средства общения | 1 | Особенности невербальной коммуникации. Невербальные средства общения: выразительные движения тела, мимика, жесты, дистанция общения. Функции невербальных сообщений (дополнение, опровержение, замещение вербальных сообщений, регулирование разговора). Проблема корректной интерпретации невербального поведения.
|
| |
. Виды общения | 1 | Виды общения: примитивное общение, духовно-личностное общение, манипулятивное общение, светское общение, деловое общение. Влияние вида общения на выбираемый стиль и стратегию поведения.
|
| |
Слушание собеседника | 2 | Слушание – одна из сторон взаимодействия в процессе общения. Распределение ответственности за взаимодействие между слушающим и говорящим. Внимание как основа активного слушания. Условия эффективного восприятия речи.
|
| |
Передача информации | 2 | Характеристика передачи информации как одной из сторон взаимодействия в процессе общения. Модели передачи информации, эффективность передачи информации
|
| |
Эффективное общение | 2 | Учет индивидуально-психологических характеристик партнера в общении (темперамент, характер, стили и способы деятельности и т.д.) для создания наиболее комфортной обстановки в ситуации общения. Тренинг «Эффективное общение»
|
| |
Роль самопрезентации в общении | 1 | Роль самопрезентации в общении. Приемы расположения к себе. Положительный имидж. Репутация |
| |
Публичное выступление на «5» | 2 | Ситуации публичных выступлений. Оптимизация подготовки к выступлению. Способы поддержания внимания аудитории. Психологическое состояние оратора. Уверенность в себе. Ролевая игра «Эффектное выступление»
|
| |
Барьеры в общении | 1 | Наиболее распространенные барьеры общения: демонстрация разности позиций, непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям, переход с роли на личность. Ситуации, условия, фразы, вызывающие психологический дискомфорт собеседника. |
| |
Деструктивное общение | 1 | Способы оказания нежелательного влияния: модели влияния. Защита от манипулирования. Поведение при использовании собеседником негативных техник |
| |
Агрессивно-конфликтное взаимодействие | 1 | Конфликт и его оценка в аспекте возможностей решения |
|
Календарно-тематический план
Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Форма и тип урока | Лабораторные и практические работы, самостоятельная учебная деятельность | Виды контроля | Дата проведе ния | ||
план | факт | ||||||
Модуль 1. «Мой выбор» (18 часов). | |||||||
1 | Варианты выбора и продолжения образования | 1 | Интеракт.лекция | Рефлексия | фронтальный | 3.09 |
|
2 | Возможности и ограничения. Интерес к собственному будущему | 1 | Интеракт. лекция | Эвристические задания | индивидуал | 10.09 |
|
3 | Особенности индустриального и постиндустриального общества | 1 | Интеракт.лекц | Эвристические задания | индивидуал | 17.09 |
|
4 | Самобытность человекав меняющемся мире | 1 | Комбинир Групповая дискуссия | упражнения | фронтальный | 24.09 |
|
5 | Изменение на отечественном рынке труда | 1 | комбинир | Самостоятельная работа с источниками информации | индивидуал | 1.10 |
|
6 | Индивидуальные и профессиональные качества | 1 | Интер.лекц | Самостоятельная работа с источниками информации | фронтал | 8.10 |
|
7 | Человек- как субъект выбора | 1 | комбинир | Диагностика профнамерений | индивидуал | 15.10 |
|
8 | Пути продолжения образования и приобретения профессии | 1 | Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций | Практическая работа Самостоятельная работа с источниками информации | индивидуал | 22.10 |
|
9 | Виды учебных заведений. Риски предстоящего выбора | 1 | анализ практических примеров проблемных ситуаций | Самостоятельная работа с источниками информации | индивидуал | 28.10 |
|
10 | Рынок образовательных услуг | 1 | Комб. групповая дискуссия;
| Разработка мини-проектов | индивидуа | 6.11 |
|
11 | Современное представление о профессиональной карьере | 1 | Комбин. групповая дискуссия | упражнения | фронтальный | 12.11 |
|
12 | Пути достижения карьеры | 1 | Объясн.нового матер. анализ практических примеров проблемных ситуаций | упражнения | фронтал | 19.11 |
|
13 | Принятие решения о выборе профиля обучения | 1 | Групповые консультации | Диагностика Дж. Голланд «Тип профессиональной среды» | индивидуал | 26.11 |
|
14 | Варианты выбора профиля обучения | 1 | Комбинир Групповые дискуссии | Практическая работа с информационными источниками | фронталн | 3.12 |
|
15 | Факторы выбора профиля обучения | 1 | Профориент. игра | Работа в группах | фронтальный | 10.12 |
|
16 | Профессиональные ценности | 1 | комбинир | Упражнения «Копилка моих ценностей» | фронтальный | 17.12 |
|
17 | Проектирование индивидуальной образовательной территории | 1 | Объясн.нового матер. | Разработка профессиограммы | индивидуал | 24.12 |
|
18 | Критерии готовности к принятию решения о выборе профиля обучения | 1 | комбинир | Работа над проектом | фронтал | 14.01 |
|
Модуль 2. «Развитие компетентности в общении» 17 часов | |||||||
19 | Значение общения в жизни человека | 1 | Мини-лекция | упражнения | фронтал | 21.01 |
|
20 | Функции общения. Уровни общения | 1 | Урок-практикум | Упражнения, эвристические задания | индивидуал | 28.01 |
|
21 | Вербальные средства общения | 1 | Ролевая игра |
| индивидуал | 4.02 |
|
22 | Невербальные средства общения | 1 | Урок-практикум |
| индивидуальная | 11.02 |
|
23 | Виды общения | 1 | Урок практикум |
| индивидуальная | 18.02 |
|
24 | Слушание. Условия эффективного восприятия речи | 1 | Урок практикум | Работа в группах | индивидуал | 25.02 |
|
25 | Передача информации | 1 | Дискуссия | Практическая работа | фронтал | 4.03 |
|
26 | Модели передачи информации | 1 | Урок практикум | упражнения | фронтал | 11.03 |
|
27 | Тренинг «Эффективного общения» | 1 | тренинг | Работа в группах | фронтал | 18.03 |
|
28 | Тренинг «Эффективного общения» | 1 | тренинг | Практическая работа | индивидуал | 1.04 |
|
29 | Роль самопрезентации в общении | 1 | Тренинг уверенности | упражнения |
| 8.04 |
|
30 | Публичное выступление на «5» | 1 | Тренинг уверенности |
| индивидуал | 15.04 |
|
31 | «Эффективное выступление» | 1 | Ролевая игра | Упражнения анализ практических примеров проблемных ситуаций | фронтал | 22.04 |
|
32 | Барьеры в общении | 1 | Урок-практикум | упражнения анализ практических примеров проблемных ситуаций |
| 29.04 |
|
33 | Ролевая игра. Техника «Я-ориентированных высказываний» |
| Ролевая игра | упражнения Приемы актуализации субъектного опыта, игровые методы |
| 6.05 |
|
34 | Деструктивное общение | 1 | Урок-практикум | Психотренинговые упражнения, приёмы актуализации субъектного опыта | фронтал | 13.05 |
|
35 | Агрессивно-конфликтное взаимодействие | 1 | Урок-практикум | Психотренинговые упражнения, приёмы актуализации субъектного опыта | индивидуал | 20,05 |
|
| ИТОГО: | 35 |