Рабочая программа учебного курса
по обществознанию для 9 класса
на 2012-2013 учебный год
Учитель: Самыловская Т. В.
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей гуманитарного цикла.
Протокол № ________
от «____»___________________2012 г.
Руководитель ШМО
учителей гуманитарного цикла:
_________________/Н. Курганникова/
2012 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию (9 класс).
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание 8-9», издательство «Русское слово», 2007 г.
Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию.
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Функции курса обществознания для 9 класса заключаются в следующем:
-
обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
-
сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,
-
воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,
-
подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
Курс состоит из 3 разделов: политическая сфера, человек и его права, духовная сфера.
Данное тематическое планирование рассчитано на 34 учебных часа при 1 часе в неделю. Контрольные работы – 4.
Программа реализуется с помощью УМК:
— А.И. Кравченко. Обществознание. 9 класс. – М.: «Русское слово», 2009 г.
— А.Л. Певцова. Обществознание 8-9. Книга для учителя. – М.: «Русское слово», 2000 г.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
— презентации по курсу обществознания 9 класса.
№ п/п
Дата проведения
занятия
Тема урока
Основные понятия
Умения, навыки
Форма контроля
Литература
планируемая
проведения
Глава I. Политическая сфера
1.
03.09.2012
Вводное занятие. Политическая сфера общества.
Сила, авторитет, власть, влияние.
Умение анализировать конкретные жизненные ситуации
Беседа
Обществознание. Учебник для 9 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2009
2.
10.09.2012
Государство
Государство, политическая система.
Знать функции государства, виды монополий.
Устный опрос
Беседа
3.
17.09.2012
Государство
Суверенитет
4.
24.09.2012
Национально-государственное устройство
Национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство.
Знать факты, подтверждающие процесс объединения и отделения наций
Тест
5.
01.10.2012
Формы правления
Формы правления, республика,
Знать понятия, умение анализировать гос-ва с точки зрения формы правления
Практикум
6.
08.10.2012
Политические режимы
Авторитаризм.
Знать типы политических режимов.
Беседа.
7.
15.10.2012
Политические режимы
8.
22.10.2012
Гражданское общество и правовое государство
Гражданское общество, гражданство, правовое государство
Умение работать с документом.
Индивидуальные задания.
9.
29.10.2012
Голосование, выборы, референдум
Электорат.
Умение работать со статистическими данными
Устный опрос.
Письменная работа.
10.
12.11.2012
Голосование, выборы, референдум
Выборы.
11.
19.11.2012
Политические партии
Политическая партия, политическая программа.
Умение определять тип политической партии,
Беседа.
Практикум
12.
26.11.2012
Политические партии
Партийная система.
13.
03.12.2012
Контрольно-обобщающее занятие по теме «Политическая сфера общества».
Умение обобщать изученный материал.
Контрольная работа.
Глава II. Человек и его права
14.
10.12.2012
Право. Правовая культура и ее роль в обществе».
Права человека, гражданские права, номонорма, правовая культура
Умение делать выводы
Урок-исследование с элементами практической деятельности и использованием мультимедийной презентационной технологии.
15.
17.12.2012
Правовое государство
Защита прав человека
Умение обобщать изученный материал.
Урок-презентация с элементами дискуссии.
16.
24.12.2012
Закон и власть
Закон, правовая культура.
Умение объяснять изученный материал.
Практикум
17.
14.01.2013
Закон и власть
Индивидуальная работа
18.
21.01.2013
Конституция
Конституция
Знать особенности и структуру основного закона страны
Работа в парах по документу.
19.
28.01.2013
Право и имущественные отношения. Правоспособность и дееспособность.
Отрасли права
Знать свои имущественные права
Лекция, работа с документами.
20.
04.02.2013
Потребитель и его права
Юридическое и физическое лицо
Знать способы защиты прав потребителя
Беседа
21.
11.02.2013
Труд и право
Умение работать со статистическими данными.
Самостоятельная работа
22.
18.02.2013
Семья с точки зрения права.
Конвенция
Уметь разъяснять сущность правовых взаимоотношений.
Урок-исследование.
Игра-тренинг.
23.
25.02.2013
Правонарушения. Подросток как участник уголовных отношений.
Преступление, уголовная ответственность, суд, правоспособность.
Умение анализировать состав преступления
Практикум.
24.
04.03.2013
Правонарушения.
Подросток как участник административных правоотношений.
Правоохранительные органы, санкции, правосознание, презумпция невиновности.
Знать сущность юридической ответственности.
Семинар с использованием видеоматериалов.
25.
11.03.2013
Контрольно-обобщающее занятие по теме «Человек и его права».
Контрольная работа
Глава III. Духовная сфера.
26.
18.03.2013
Культура
Культура, культурный комплекс, культурное наследие
Умение обобщать изученный материал.
Беседа.
27
25.03.2013
Культурные нормы
Обычаи, традиции, мода, ритуал, обряд
Знать, что такое культурные нормы.
Тест
28
08.04.2013
Формы культуры
Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура, молодежная субкультура
Знать основные формы культуры и ее разновидности.
Устный опрос
29
15.04.2013
Религия.
Свободная жизнь и ответственное поведение.
Религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, миф, мифология, вера, верование, христианство, ислам, буддизм, культ предков.
Умение работать с документом.
Круглый стол с моделированием ситуаций.
30
22.04.2013
Искусство
Искусство, художественное творчество.
Умение составлять рассказ
Самостоятельная работа
31
29.04.2013
Образование. Взгляд в будущее. Мой выбор.
Образование, школа, институт, университет.
Умение формулировать выводы.
Гражданский форум.
32
06.05.2013
Наука
Наука, академия.
Знать структуру учреждений науки
Практикум.
33
13.05.2013
Контрольно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества».
Контрольная работа
34
20.05.2013
Итоговое занятие.
Умение обобщать изученное.
Контрольная работа