Сценарий

внеклассного мероприятия

в 8 классе на тему

«Каждый ребенок имеет право»

Пояснительная записка

В последние десятилетия в России произошли существенные изменения в жизни общества, в том числе и в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Среди молодого поколения нарастает преступность, наблюдается размытость патриотических ценностей.

И одним из условий возрождения нации является воспитание гражданина своей страны, человека, любящего Родину, умеющего реагировать на изменения общества, защищающего свои права. Жизнь и права детей являются актуальной проблемой в современной России. Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Он имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Воспитательный процесс в школе охватывает различные направления и ставит своей целью воспитание интеллектуально – развитой, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию.

И одой из важнейших задач школы является формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей. Реализации данной задачи способствует проведение внеклассных мероприятий, направленных на обеспечение становления гражданской позиции учащихся, овладению их знаниями о правовых законах, так как каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Предлагаю сценарий проведения внеклассного мероприятия в 8 классе на тему «Каждый ребенок имеет право», в основе содержания которого лежит Конвенция прав ребенка.

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; определить какие различия существуют между правами и обязанностями детей; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека.

Методы: беседа, индивидуальная работа.

Ожидаемый результат:

  • Приобретение практического опыта применения прав ребенка.

  • Самостоятельное решение конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.

Оборудование: документы (Конвенция о правах ребенка, Конституция Р.Ф., Устав школы), листы с заданием, маркеры, флажки, презентация.

Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости”

Г. Лихтенберг.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Начинаем открытое заседание клуба юных правоведов. Для того чтобы наше заседание прошло успешно и было результативным, мне нужны 2 помощника. Кто желает?

— Пожалуйста, займите это место. Спасибо. А вы – это.

Вот – ребенок, он — человек, он должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Он имеет права на то, чтоб любить, и на то, чтобы быть любимым,
Он имеет права на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

— Итак, тема нашего заседания – «Каждый ребенок имеет право…».

— Значит, , вы будете пресс-секретарем по правам, а вы, , пресс-секретарем по обязанностям.

— Вот она – современная молодежь – племя программистов и политиков, скептиков и пессимистов, знатоков своих прав и обязанностей.

— А какие правовые документы вы знаете?

/показываю Конституцию России, Семейный кодекс, Устав школы, Конвенцию о правах ребёнка

Напоминаю вам, Конвенция о правах ребенка является главным документом, рассматривающим права ребенка на уровне международного права. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В этот день было решено ежегодно отмечать День прав ребенка. Конвенция провозгласила все права детей, которыми они обладают от рождения и до достижения ими 18 лет.

-Сегодня на открытом заседании клуба нам предстоит рассмотреть несколько писем, которые поступили по электронной почте. Наша задача – предложить грамотный вариант разрешения ситуации, опираясь на правовые документы.

— К сожалению, в нашем мире очень часто нарушаются права ребенка. А все потому, что дети не знают элементарной азбуки своих прав, поэтому каждый из вас, юные правоведы, составит для себя Азбуку прав. Перед вами файловые папки, в которые вы будете собирать материал, а я буду работать на кластере Азбука права ребенка.

— Прошу дать первое электронное письмо.

/пресс-секретарь подает письмо

— 1 письмо. Внимание на экран. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Нарушены ли права Антона? И какие?

/право на защиту от насилия и эксплуатации — кластер

— , не забудьте о своей работе. А вы, ребята, у себя на столах найдите данное право и вклейте на страничку прав.

— Каково ваше отношение к ситуации?

— А случалось ли такое в вашей жизни?

— Кто поможет Антону в этом? А кто в школе его сможет защитить? Значит, какие мы составим рекомендации классному руководителю? , все рекомендации фиксируйте. У вас очень важная работа.

Создать благоприятную атмосферу в коллективе, провести игру на сплочение коллектива, чтобы мальчик чувствовал и поддержку своих одноклассников; школьному психологу провести работу по повышению самооценки этого ученика.

— Рассмотрим другое письмо. Таня, прочитайте его.

— 2 письмо. 10-летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Какое его право при этом было нарушено? /право на образ-е

— Согласно Конвенции, мы имеем право на образование. Второе право вклейте в Азбуку. – кластер

— Ваше отношение к данной ситуации?

— Кто же несёт ответственность за сложившуюся ситуацию?

— Конвенция подчеркивает, что именно родители первыми несут ответственность за детей. Они берегут и защищают их.

— Какие рекомендации мы дадим родителям? , фиксируйте все рекомендации.

Не ущемлять право ребенка на обучение, а помогать в этом. Домашние поручения должны быть посильными.

— Благодарю за хорошую работу.

— Работаем далее. Третье письмо.

— Письмо 3. Саше 13 лет. Родители мальчика страдают алкоголизмом. Ребенок убежал из дома. Спит в подвалах. Чтобы заработать на еду, вынужден мыть автомобили на светофорах. Какие права мальчика нарушены?

/право на достойный уровень жизни – кластер

— У вас в Азбуке должно быть еще одно право.

— Какие меры необходимы для разрешения этой ситуации?

— Родителям все равно, но школа же не может остаться в стороне. Вот здесь-то и придет на помощь социальный педагог.

— В чем же будет состоять его помощь? Я выслушала ваши рекомендации.

— Вова, вы все фиксируете.

Посещение семьи с целью выяснения причины пропуска уроков, приглашение родителей на заседание Совета по профилактике правонарушений.

— Социальный педагог посетит семью. Он знает этапы разрешения ситуации..

— А если бы Саша был вашим одноклассником, как бы вы себя вели? Вы бы проявили милосердие? Это радует.

— Мы проделали хорошую работу. Владимир, рекомендации все готовы? Зачитайте рекомендации по 1 вопросу для классного руководителя. Прошу голосовать. Кто за? Кто против? Единогласно.

-Рекомендации по 2 вопросу для родителей. Поправки и дополнения будут? Голосуем. Кто за данные рекомендации? Кто против? Принято.

— И рекомендации по 3 вопросу для социального педагога. Проголосуем. Кто за? Против? Единогласно

— Заседание клуба юных правоведов продолжается. Прошу внимание на экран.

Катю из Пятигорска волнует вопрос: имеет ли Маугли, живущий в лесу, такие же права, как и остальные дети? Почему?

А правы мы или нет, узнаем, обратившись к правовому документу. Согласно Конвенции, ребенком считается каждое человеческое существо до достижения им 18 ле

/пресс-секретарь по правам говорит:

Марина Васильевна, а Константина из Ставрополя интересует, какое право Кая нарушила Снежная королева, забрав мальчика с собой, лишив его родных?

— Вы можете ответить на этот вопрос? /право на воспитание в семье – кластер

— Ребята, это право поместите на страницу.

— Господа знатоки, а какие права главной героини в сказке «Золушка» были нарушены?

/право на отдых и досуг – кластер

— Напоминаю, право – в Азбуку и на кластер

— Вы подтвердили свои знания Конвенции. А сейчас предлагаю перейти к письмам с видеосюжетами из мультфильмов. Прошу внимание на экран. /«Три поросенка»

— Нарушение какого права мы наблюдаем в этой сказке?

-Отмечаем это. /право на неприкосновенность жилища – кластер

— Далее – видеофрагмент из сказки «12 месяцев». Смотрим.

— Какое право девочки нарушает мачеха, отправляя ее ночью в лес?

/право на жизнь и сохранение здоровья – кластер

— Обратите внимание, сколько прав, согласно Конвенции, мы имеем. /указываю на

-Ребята, Конвенция о правах ребенка – общемировой документ, Конституция – общегосударственный, а в каком документе закреплены права и обязанности школьников, тем более, напоминаю вам, статья 29 Конвенции гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

— Так в каком документе закреплены ваши права и обязанности как учеников? /Устав шк

— Какие права вы имеете как ученики?

— А каковы ваши обязанности? /пресс-секретарь по обязанностям вывешивает:

— Таня, помогите мне вывешивать обязанности. А вы, ребята, найдите в своих Азбуках страницу «Обязанности» и разместите эти обязанности на странице

/хорошо учиться; уважать честь и достоинство других; беречь школьное имущество; заботиться о родителях; соблюдать законы.

— Вы меня порадовали, юные правоведы.

— А с какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Приведите примеры.

— Так кто же несет ответственность за нарушение обязанностей? /Каждый человек

— И здесь мы делаем вывод: «Если я имею права, то значит, я имею обязанности».

И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять. /сама

— В ходе заседания юных правоведов у нас сложилась Азбука прав ребенка, которой вы можете воспользоваться в различных жизненных ситуациях.

-Пресс-секретари, мне нужна ваша помощь. /1- разносит флажки, 2 – задание

— Вы работаете в группах: 1, 2, 3, 4, 5. Перед вами иллюстрации с изображением прав ребенка. И пользуясь Азбукой прав ребенка, вы должны определить, о каком праве идет речь и подтвердить мысль, что если есть право, значит есть и обязанность. Напишите право и обязанности, которым соответствуют данные иллюстрации. /работа детей

— А теперь прошу представителей от каждой группы объяснить свой рисунок. Прикрепите его к нашему кластеру. /под выводом

— Этим рисунком мы подтверждаем мысль, что если есть право на образование, значит есть и обязанность – хорошо учиться.

Очень много стран на свете,
Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много – выбирайте,
Там – король, здесь – президент!!! Про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней
Для страны – ребенок!
Кем он станет завтра,
Маленький и нежный? Всей Земли права его —
Право на надежду!

— Ребята, мы с вами проделали сегодня большую работу: отправили рекомендации по электронной почте, составили Азбуку прав ребенка, сделали важный вывод, что если есть права, значит, есть и обязанности.

— На этом заседание клуба юных правоведов объявляется закрытым.

— Спасибо вам, ребята. Мне было очень приятно с вами общаться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here