Блохина Ирина Павловна – преподаватель обществознания
ГБОУ СПО СО «Красноуфимский аграрный колледж»
Нормативная модель преподавания
В Концепции гражданского образования указывается, что «содержание обществоведческого образования должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентации, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее критериям гражданской культуры выполнение типичных социальных ролей в современном обществе»
ТЕМА: МНОГООБРАЗИЕ МИРА ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЦЕЛИ: ПРИОБЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ; СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПОЗИЦИЙ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ, УБЕЖДЕНИЙ.
ЗАДАЧИ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННИСТИЧЕСКИХ, НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕТИРОВ, ТОЛЕРАНТНОСТИ;
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ РАБОТЫ В ГРУППЕ, УЧАСТИЕ В ДИСКУССИИ;
УГЛУБЛЯТЬ ЗНАНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:
-
Формирование представления о следующих явлениях:
В чём состоит многообразие мира общения и взаимодействия?
Какие законы лежат в основе общения и взаимодействия?
Как соотносится этот мир с окружающей действительностью и внутренним миром человека?
Какое значение имеет общение и взаимодействие для развития общества?
Каковы законы гармоничного общения и взаимодействия?
-
Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, самодиагностирования, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
-
Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Знать:
— указанные термины и понятия: общение; взаимодействие
Уметь:
— взаимодействовать в социуме;
— диагностировать и анализировать ситуацию;
Общеучебные умения и навыки:
психологический анализ ситуации;
рефлексия.
Тип урока: комбинированный
Обеспеченность занятия:
Мультимедийная установка
Презентация по теме: «Многообразие мира общения и взаимодействия»
Учебник: Обществознание А. Г. Важенин. Издательство: Академия. Серия: Среднее профессиональное образование 2011
Раздаточный материал: Схема «социальная общность», ПОПС-формула, схема – правила составления синквейна, иллюстрированные журналы, фломастеры, ножницы, клей.
Междисциплинарная связь:
-
Право
-
Этика
-
Культура речи
-
Психология
-
Русский язык
Ход занятия
Элементы занятия
Учебные вопросы
Доза времени
Методы работы
Организационный момент
Приветствие
Рапорт дежурного
Заполнение журнала
2 минуты
Беседа
Проверка домашнего задания
Заполнить пропуски в схеме «Социальная общность»
8 минут
Самостоятельная, индивидуальная работа студентов;
Взаимопроверка с наглядно – демонстрационным методом
Подготовка к активному усвоению материала
Сообщение темы урока, цитат;
Выразить свое мнение по теме урока с применением
ПОПС — формулы
15 минут
Интерактивный метод;
Групповая работа;
Рассказ — объяснение
Изложение нового материала
Цели, задачи, межпредметная связь, связь темы с профессиональной деятельностью, мотивация
5 минут
Монолог преподавателя
Мультимедийная презентация по теме: «Многообразие мира общения и взаимодействия»
25 минут
Наглядно – демонстрационный метод;
беседа-диспут ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА (бинарная связь)
Закрепление изученного материала
Составление коллажа по теме урока
20 минут
Групповая работа;
Наглядно – демонстрационный метод;
Представление коллажа студентами;
Итоги урока
Оценить деятельность каждого студента в группе, обосновать поставленную оценку
7 минут
Групповая работа
Сообщение
Рефлексия
Составление синквейна
(резерв)
Индивидуальная работа, выборочный анализ
Домашнее задание
Выучить основные определения к уроку (см. конспект)
3 минуты
Инструктаж
Список использованной литературы
1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка / З.Е. Александрова. – М.: Русский язык, 1969.
2. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. – М., 1978.
3. Каган, М.С. Мир общения / М.С. Каган. – М., 1988.
4. Каган, М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. – М., 1974. – С. 82.
5. Леонтьев, А.А. Деятельность и общение / А.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1979. – № 1.
6. Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования
// Методологические проблемы социальной психологии / А.А. Леонтьев.
– М., 1975. – С. 123.
7. Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Книга вторая / Д. Локк // Избр. философ. произв.: В 2 т. – М.: Мысль, 1960. – Т. 1. – С. 358.
8. Ломов, Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы философии. – 1979. – № 8. – С. 37–38, 45.
9. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Б.Ф. Ломов
// Методологические проблемы социальной психологии; Под ред. Е.В. Шороховой. – М., 1975. – С. 127.
10. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида
/ Б.Ф. Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения; Под ред. Е.В. Шороховой. – М., 1976. – С. 77–78.
11. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 3. С.3.
12. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Воронеж, 1995. – С. 169.
13. Обществознание: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008.
14. Обществознание: Практикум. 10 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008.
15. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. – М., 1971.
16. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие / Б.Д. Парыгин.
– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
17 . Фейербах, Л. Основные положения философии будущего / Л. Фейербах // Избр. филос. произв. – М.: Мысль, 1955. – Т. 1. – С. 203.