Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

Краснооктябрьского района города Волгограда

Конспект учебного занятия по обществознанию для 10 класса

на тему: «Роль экономики в жизни общества»

Автор: Джараян Сусанна Александровна,

учитель истории и обществознания

Волгоград, 2013

План-конспект урока

Предмет: обществознание

Класс: 10А

Тема урока: «Роль экономики в жизни общества»

Тип урока: изучение нового материала.

Урок проведен с применением технологии развития критического мышления.

Цель урока:

углубление представления об экономике как важной сфере в жизни общества, ее основных проявлениях;

характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическом развитии,

воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру старшеклассников.

Формирование УУД:

Предметные УУД:

Должны узнать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты и агентов;

Должны уметь: анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации по теме; воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру старшеклассников.

регулитивные — определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении экономики;

познавательные — добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;

коммуникативные — доносить информацию до участников образовательного процесса- оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей;

личностные — формировать положительное отношение к процессу получения знаний;

Оборудование: карточки с заданиями, использование ИКТ, доска.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Цель для педагога: в вызвать интерес у обучающихся к теме параграфа и актуализировать их дальнейшую познавательную деятельность..

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Учитель. Здравствуйте ребята, садитесь. Мы сегодня продолжим знакомство с обществом как сложной динамической системой, важнейшим элементом которой является экономическая система его жизнедеятельности. Тема нашего урока сегодня — Роль экономики в жизни общества.

План изучения новой темы:

  1. Экономика как подсистема общества.

  2. Экономика и уровень жизни.

  3. Экономика и социальная структура общества.

  4. Экономика и политика.

2.

Изучение нового учебного материала (первая часть).

Цель для педагога:

вызвать интерес у обучающихся к теме параграфа и актуализировать их дальнейшую познавательную деятельность..

-учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы.

-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт .

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Задачи:

раскрыть тесную взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества.

Методы организации на данном этапе работы: беседа, самостоятельное изучение учащимися разделов учебного текста и их анализ, опора на социальный опыт, проблемная ситуация, сравнение, практическая работа.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

— межпредметная связь; привлечение знаний из курсов истории, географии, технологии дает возможность углубить и систематизировать знания,

— своеобразное и правильное выполнение заданий;

— доступность учебного материала;

Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока:

— похвала;

— создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).

Учитель «Может ли общество существовать без экономики?» Зачем изучать экономику?

Учащиеся: обсуждают предложенные вопросы.

Изучение нового материала сопровождается демонстрацией основных понятий темы в презентации. Слайды презентации обобщают изученный на каждом этапе материал.

1. Экономика как подсистема общества.

Учитель: Сравните различные определения экономики, данные одним и тем же автором — П. Самуэльсоном

в его книге «Экономикс».

Экономика — это:

1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;

2) использование людьми редких или ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления;

3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств;

4) налаживание и осуществление потребления и производства;

5) богатство.

Учитель: Чем объясняется, что автор предлагает различные определения экономики в одной и той же своей книге? Как в перечисленных определениях проявляются различные стороны экономической жизни? Какое определение экономики из приведённых или Вам известных вы считаете наиболее полными?

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что понятие «экономика» может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.

Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Экономическая жизнь существенно влияет на различные явления общественной жизни и общества в целом:

— существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ

— общественное производство обуславливает развитие его социальной структуры

— экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества

— в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества

Учитель: выделите, пожалуйста, сущностные характеристики основных проявлений экономической жизни общества, путем самостоятельного изучения раздела «Экономика как подсистема общества».

Учащиеся:

ПРОИЗВОДСТВО

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБМЕН

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Учитель: закрепить эти знания нам поможет игровая ситуация «Путаница». Определите, пожалуйста, к какому виду экономической деятельности относятся данные операции.

Изготовление мебели. Медицинские услуги.

Изготовление витрин.

Индивидуальный пошив одежды.

Составление бюджета.

Сбор налогов. Выплата пособий на детей.

Получение пенсии.

Передача права пользования земельным участком

Товарообмен между предприятиями.

Розничная торговля.

Покупка продовольственных товаров.

Продажа квартир.

Посещение бассейна.

Приобретение медикаментов

Обед в ресторане.

Использование в быту отопления.

Выводы:

Учитель:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2.Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3.Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4.В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

Учитель: Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?»

Учащиеся:

Уровень жизни определяют следующие показатели:

1.ВВП( валовый внутренний продукт) на душу населения.

2.Прожиточный минимум.

3.Уровень здоровья людей.

4.Состояние окружающей среды.

5.Доступность культурных благ.

6.Степень неравномерности распределения доходов в обществе.

Учитель: Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.

ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП — индексу развития человеческого потенциала.

За основу берутся величины: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни, уровень образования.

Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности.

Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.

Учитель:

Опираясь на текст учебника, стр.130-131, проиллюстрируйте примерами взаимовлияние экономики и социальной сферы.

Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет неравенство доходов.

В современных промышленных развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделённых слоёв и др.

Учащиеся: Социальная структура общества – это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии.

Учитель: Обратите внимание на остроту этой проблемы у нас в стране в условиях социально-экономических преобразований и распада прежних социальных отношений(например, решение задач устранения чрезмерной дифференциации доходов населения, совершенствование системы гос. поддержки соц. незащищенных слоев населения).

Что представляет собой средний класс в России?

Учащиеся делятся своими знаниями.

Учитель: Попробуем сделать выводы:

-абсолютное равенство доходов убивает в людях стимулы к производительному труду;

-неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в обществе;

-полное равенство доходов без экономического роста может привести к банкротству, а экономический рост без достаточной соц. защищенности к беспорядкам.

Завершить работу по этим проблемам мы можем выполнением заданий 2,4.

Учитель: Воздействие государства на экономику может быть трояким:

Государство может действовать в том же направлении, что и экономика — тогда развитие экономики идет быстрее.

Государство может действовать наперекор экономическому развитию – тогда оно терпит крах через определенное время.

Государство может ставить экономическому развитию преграды в одних направлениях и стимулировать его в других

Важная задача российского государства – охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции и разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития.

3.

Закрепление учебного материала.

Цель для педагога:

— выявить уровень усвоения учебного материала;

— научить применять полученные знания самостоятельно на практике

Цель для обучающихся:

.Образовательный аспект представлен следующим образом:

формирование специальных умений: целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Учитель: Для закрепления изученного материала мы с вами попробуем выполнить задания 1и 3 к параграфу и задание 13 на с. 34 6.

4.

Рефлексия в конце урока

Цель для обучающихся:

Показать свое отношение к изученному материалу на уроке

Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий.

Задачи:

— формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Учитель: Зачем изучать экономику?

Какие новые функции и задачи должно выполнять государство в условиях рыночной экономики?

5.

Задание на дом.

Цель для обучающегося:

— стимулирование к личным достижениям;

— развивать умение работать самостоятельно, творчество;

— воспитывать нравственное отношение к труду.

Домашнее задание: пар.12, вопросы и задания, документ, с.135-136 и написать эссе на тему: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here