Предмет: естествознание
5 класс, § 35–38

Тема: «Повторение». (Многообразие явлений природы. Световые явления. Тепловые явления. Звуковые явления)

Цель урока:
обобщить и закрепить у учащихся представление о явлениях в природе (световых, тепловых, звуковых явлениях).

Задачи урока:
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о явлениях, происходящих в природе;
развивающая – развитие познавательного интереса; умения высказывать свое мнение и обосновывать его; развитие внимательности и способности быстро принимать решения и отвечать на вопросы;
воспитательная – воспитание у учащихся любви и интереса к природным явлениям; прививание детям творческого подхода в изучении предмета.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация Ms Power Point Приложение 1, жетоны трех цветов (зеленого, желтого и красного) и жетоны черного цвета, конверты с вопросами.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок-викторина)
Методы: игровые; самостоятельная работа; наглядные: презентация.

План урока
I. Организационный момент – 2 мин
II. Проверка домашнего задания – 5 мин
III. Игра «Умники и умницы» – 26 мин
IV. Закрепление – 5 мин
V. Подведение итогов – 5 мин
VI. Домашнее задание – 2 мин

Ход урока:
I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Проверка д/з.
Наш сегодняшний урок будет посвящен явлениям природы (Слайд № 4). Мы с вами изучили три группы явлений: световые, тепловые и звуковые явления. На этом уроке мы проверим, как вы усвоили данные темы. А чтобы вам было интереснее, мы поиграем в занимательную игру. Но в начале, я проведу маленький блиц-опрос, за каждый правильный ответ вы получите желтый жетон:
1. Что называется явлениями природы? (Все процессы, происходящие в природе)
2. Назовите явления, происходящие в окружающем нас мире (метеорологические, световые, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, физические, химические, биологические, механические).
3. Приведите примеры световых явлений (Солнце, луна, свеча, лампа, звезда) (Слайд № 5, 6, 7)
4. Приведите примеры тепловых явлений (Солнце, батарея, печь, обогреватели) (Слайд № 8)
5. Приведите примеры звуковых явлений (Пение птиц, голос, эхо, музыка) (Слайд № 9)

III. Игра «Умники и умницы». (Слайд № 10).
На доске в форме лесенки закреплены вопросы в конвертах (зеленого, желтого и красного цветов). На зеленой дорожке допускается 2 ошибки, на желтой – 1, на красной – ни одной. Игроки, дошедшие до финиша и не допустившие ошибок, получают оценку «5». Прохождение зеленой и желтой дорожек с одной ошибкой оценивается оценкой «4». Прохождение зеленой дорожки с двумя ошибками оценивается оценкой «3».
Если участник игры не может ответить на вопрос, то право ответа получает другой игрок и за верный ответ ему вручается жетон цвета соответствующей дорожки.
Ученик, не ответивший на вопрос или давший неправильный ответ, а также ученик, нарушающий дисциплину, получает жетон черного цвета.

Конкурс 1
«Вопрос-ответ»

(Слайд № 11)
Зеленому цвету соответствует уровень А (более легкие задания), желтому цвету – уровень В (задания средней сложности), красному цвету – уровень С (сложные задания).

1. Изменения, происходящие в природе. (Явления) (зеленый цвет)
2. Солнечное затмение – это магнитное явление. (Нет. Световое явление) (желтый цвет)
3. Расшифруйте схему «Источник звука – передающая среда – приемник» (Н.-р, пение птиц – воздух – ухо) (красный цвет)
4. Приведите примеры явлений природы. (Метеорологические, световые, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, физические, химические, биологические, механические) (зеленый цвет)
5. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года? (Зимой: снег, ветер, вьюга, метель; весной: природа пробуждается от зимнего сна, рост, развитие; таяние снега, дождь, ветер, радуга; летом: цветение, созревание плодов; дождь, град, ветер) (желтый цвет)
6. Как образуется ветер? (В жаркий солнечный день теплый воздух поднимается высоко над землей, его место занимает холодный воздух. Ночью суша охлаждается быстрее, чем море, теплый воздух поднимается над морем, и его сменяет холодный воздух с суши) (красный цвет)
7. Перечислите источники света. (Солнце, лампа, фонарь, свеча…) (зеленый цвет)
8. Какие световые явления исходят от естественных и искусственных источников света? (Естественные: солнце, звезды, луна…, искусственные: лампа, фара, свеча, фонарь…) (желтый цвет)
9. Как и почему образуется тень от предметов? (Свет распространяется прямолинейно, т.е. по прямым линиям, которые называются лучами. С обратной стороны непрозрачных тел образуется тень) (красный цвет)
10. Перечислите тепловые явления. (Солнце, батарея, обогреватель, лампа…) (зеленый цвет)
11. Назовите по порядку цвета спектра. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) (желтый цвет)
12. Почему снег растает быстрее, если его посыпать золой? (Т.к. темный цвет притягивает тепло) (красный цвет)
13. Что является хорошим проводником тепла? (Металл) (зеленый цвет)
14. Объясните опыт, изображенный на рисунке. (Колебание звуковых волн). (желтый цвет) (Слайд № 12–13).

15. Что такое теплообмен? Объясните опыт, изображенный на рисунке. (Теплообмен – процесс, при котором тела обмениваются теплом). (красный цвет) (Слайд № 15–16).

16. Приведите примеры изоляторов тепла (вода, воздух, дерево) (зеленый цвет)
17. Объясните, почему в жарких странах предпочитают носить белые одежды. (Потому что белые и блестящие поверхности отражают тепло). (желтый цвет)
18. Дайте определение теплопроводности. Как проводят тепло предметы, состоящие из различных веществ? (Теплопроводность – процесс передачи тепла от более нагретого участка тела к менее нагретому. Хорошие проводники тепла — металлы, плохие проводники тепла – дерево, вода, воздух) (красный цвет) (Слайд № 15–17).

19. Что является приемником звука? (Ухо). (зеленый цвет)
20. Объясните, что произойдет с аэрозолями, если их оставить вблизи огня. (Внутри упаковок аэрозолей находятся газы, которые при расширении могут привести к взрыву) (желтый цвет) (Слайд № 12–14).

21. Объясните опыт, изображенный на рисунке. Какой ученый впервые получил спектр солнечного света? (Цвета, составляющие белый цвет, называются спектром. Особая форма призмы позволяет ей разлагать лучи на различные цвета. И. Ньютон получил спектр солнечного света). (красный цвет) (Слайд № 15–18).

Конкурс 2
«Загадки-шарады»

(Слайд № 19)
За каждый правильный ответ учащийся получает красный жетон.

1. Я есть направленное движение заряженных частиц, но поставь предо мною две буквы, превращусь в зимнее развлечение (ток – каток)
2. Я грозное природное явление и начинаюсь с буквы «г», а поменяй на букву «б», тотчас стану иным перевоплощением – химическим элементом (гром – бром)
3. Я очень грозное стихийное явление, но, если уберешь последнюю букву «ч», а прибавишь две другие, стану естественным концом для всего живого (смерч – смерть)
4. С буквой «б» я результат природного явления, а с буквой «п» – награда в конкурсах и играх (бриз – приз)
5. С буквой «р» я образуюсь ранним утром на растении, но отними ее, и я улечу, порхая прозрачными крылышками (роса – оса)
6. Я вода в твердом состоянии, но поменяй последнюю букву на «н», превращусь в растение (лед – лен)

Конкурс 3
«В мире природных явлений»

(Слайд № 20)
Учащиеся на листочках выполняют предложенное задание. После того как закончат задание, обмениваются листочками с соседом по парте и проверяют правильность выполнения задания. Если работа выполнена без ошибок, ставится оценка «5», если ученик допустил 1 ошибку – оценка «4», 2 ошибки – оценка «3». Приложение 2.

Предлагаемую ниже таблицу начертите на листочке, и впишите цифры, соответствующего явления, относящегося к световым, тепловым, звуковым явлениям:
1. Свинец плавится, 2. Холодает, 3. Слышны раскаты грома, 4. Снег тает, 5. Звёзды мерцают, 6. Вода кипит, 7. Наступает рассвет, 8. Эхо, 9. Сверкает молния, 10. Шелестит листва, 11. Электрическая лампа
(Слайд № 21).

IV. Закрепление. (Слайд № 22).
На доске написаны анаграммы (явления природы). Они разгадываются поочередно. Тот, кто первым догадается о том, какое слово зашифровано, поднимает руку и дает ответ. Если ответ верен, ученик получает жетон красного цвета.
Анаграммы
В О П Л О Т Е П Р О С Т Ь Д Н О (теплопроводность)
Л О О Т Е П М Е Н Б (теплообмен)
У Ч Е И З Л Н И Е (излучение)
Ц И Я В Е К К О Н (конвекция)
У Х З Д В О (воздух)
Н И К В О Д П Р О (проводник)
Л Я И З О Т О Р (изолятор)
Е Л Ц И Д Е Б (децибел)
Н И Е Л Е Б А К О (колебание)

V. Подведение итогов
В конце урока учитель вместе с учениками делает выводы по изученной теме. Подсчитывает количество набранных жетонов каждым отвечавшим учеником и проставляет на этом основании оценки.
Общие выводы:
1. все, что нас окружает, тела живой и неживой природы состоят из веществ.
2. в природе вещества находятся в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
3. окружающий нас мир постоянно меняется: испаряется вода, разрушаются скалы, гремит гром и т.д. Такие изменения называют явлениями.
4. явления делятся на физические и химические. В результате химических явлений происходит образование новых веществ, а в результате физических нет.
5. к физическим явлениям относят тепловые, механические, световые, электрические и магнитные явления.
6. основным источником тепловых и световых явлений является Солнце.
7. звук – очень важный информатор, сигнал о происходящих событиях.

VI. Д/з: подготовить краткое сообщение о наиболее интересном явлении природы. (Слайд № 23).

Рефлексия (Слайд № 24).
На листочках поставьте знак:
! – все понял, было интересно.
? – есть вопросы, какие.
– – ничего не понял

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here