Разработка урока по обществознанию (5 класс)

Автор: учитель истории, обществознания и права

Пиндюрина Римма Евгеньевна

МБОУ гимназия №19 имени Н.З. Поповичевой г. Липецка

Тема урока:

«Современная школа»

Цель урока:

сформировать у обучающихся представление о том, что школа готовит человека к жизни в большом мире, открывает перед ним мир знаний и умений, помогает каждому понять и реализовать себя, используя практический материал из опыта работы МОУ гимназии №19.

Задачи урока:

  1. Знакомство с целями гимназического образования на примере Устава МОУ гимназии №19.

  2. Изучение особенностей учебного плана МОУ гимназии №19 и соотнесение его содержания с целями гимназического образования.

  3. Изучение воспитательного потенциала МОУ гимназии №19 на примере плана воспитательной работы учреждения и соотнесение его содержания с целями гимназического образования.

  4. Оценка качества образования в МОУ гимназии №19.

Основные виды деятельности на уроке:

  1. Индивидуальное представление творческих работ.

  2. Групповая форма работы.

  3. Работа с текстом источника.

Основные понятия:

Ребенок, обучение, воспитание, качественное образование

Ожидаемые учебные результаты:

Обучающиеся должны:

— уметь писать творческие работы: мини-сочинение;

— уметь высказывать свое мнение;

— уметь работать с текстом;

— уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы;

— уметь соотносить информацию из различных источников.

Оборудование:

  1. Мультимедиа.

  2. Карточки: бланк ответа.

  3. Документы (извлечения): устав гимназии, учебный план гимназии, план работы гимназии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель:

«Мы продолжаем на наших уроках рассматривать ситуации, в центре которых находится ребенок, а именно — «Ребенок в школе». А кого мы называем ребенком? (ребенок — это человек от момента рождения до совершеннолетия).

На прошлом уроке по окончании изучения темы «История школьного образования», вы получили домашнее задание: написать мини – сочинение на тему «Однажды во сне я оказался в древней школе». И сейчас у некоторых из вас есть возможность представить нам свою работу, а у всех нас есть возможность еще раз ответить на главный вопрос прошлого урока «Зачем нужна школа?».

  1. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся представляют домашнее задание: мини-сочинение по теме «Однажды во сне я оказался в древней школе».

Желательно прослушать мини-сочинения, которые дают представление о школьном образовании в разных странах, в разных цивилизациях (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и т.д.). Тем самым, исключается повтор информации и расширяется информационный кругозор обучающихся.

Обязательно по окончании представления каждой работы необходимо задать главный вопрос предыдущего урока: «Так зачем же нужна школа?». Тем самым, мы закрепляем у обучающихся представление об историческом развитии школьного образования, а также этот момент урока является логическим переходом к изучению новой темы.

  1. Постановка проблемы.

Учитель:

«Ребята, а какова роль школы в современном обществе? Выскажите ваши предположения».

Обучающиеся высказывают предположения. Например:

— школа нужна для того, чтобы ребенку дать знания, которые ему помогут поступить в университет;

— школа нужна для того, чтобы помочь ребенку получить престижную работу;

— школа нужна для того, чтобы человек не чувствовал себя одиноким в обществе.

Учитель, в ходе краткого обсуждения каждого предположения, подводит обучающихся к следующему варианту гипотезы: «Школа в современном обществе нужна для того, чтобы дать качественное образование, т.е. помочь человеку стать хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в целом».

Учитель подводит обучающихся к постановке проблемы урока: «Ребята вы учитесь в МОУ гимназии №19. Мы только что попробовали сформулировать предназначение школы в современном обществе. Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?»

Обучающиеся предлагают формулировку главного вопроса урока и с помощью учителя она приобретает следующее содержание:

Дает ли гимназия №19 качественное образование своим ученикам?

4. Открытие нового знания.

4.1. Работа с извлечениями из Устава МОУ гимназии №19.

Обучающиеся, анализируя текст Устава, выделяют и формулируют цели гимназического образования:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

— формирование и развитие духовно-нравственной личности;

— воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека;

— формирование навыков здорового образа жизни.

Учитель:

«Ребята, какие два основных направления в деятельности гимназии мы можем выделить?»

Обучающиеся вместе с учителем приходят к выводу: гимназия занимается обучением и воспитанием детей (обучение — процесс по передаче и усвоению знаний; воспитание – процесс формирования качеств личности).

4.2. Работа в группах.

Учитель:

«А сейчас мы с вами, исследуя очень важные документы, а именно: учебный план, план работы гимназии на 2011-2012 учебный год, должны будем определить, какие средства используются в гимназии для того, чтобы достичь поставленных целей.

Работать будем по группам.

1 группа: обучение – работа с учебным планом 5-7 классов.

2 группа: обучение – работа с учебным планом 8-11 классов.

3 группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы гимназии: реализация воспитательной системы.

4 группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы гимназии: реализация программы «Внедрение модели ОАШ».

Формируются группы. Дальнейшая деятельность осуществляется в соответствии с технологией работы в группах.

Учитель:

«В течение некоторого времени (учитель озвучивает время в зависимости от темпа работы обучающихся, но не более 7 минут) вы определяете средства и соотносите их с целями, заполняя бланк ответа. По окончании работы вам необходимо представить результаты своей деятельности. Ваш ответ должен начинаться таким образом: мы считаем, что учебный план (план воспитательной работы) направлен, прежде всего, на достижение следующей цели гимназического образования …».

4.3. Представление работы в группах.

На данном этапе необходимо соотнести результаты работы группы с полным исследованием вопроса, подготовленного учителем, и представить их всему классу.

4.4.Вывод.

Учитель просит обучающихся ответить на вопрос: «Соответствует ли содержание образования в гимназии заявленным целям?»

5. Итог урока.

Учитель просит обучающихся дать оценку образованию в МОУ гимназии №19, используя информацию, полученную на уроке, и собственный опыт обучения в гимназии.

Предполагается, что обучающиеся дадут положительную оценку деятельности гимназии (в гимназии можно получить качественное образование). Учитель подводит обучающихся к выводу: гимназистам необходимо хорошо учиться.

6. Домашнее задание:

п.19. вопрос №4: написать мини-сочинение на тему «Хорошо учиться – это значит …».

Используемая литература:

  1. Кравченко, А. И., Певцова, Е. А. Обществознание: учебное пособие для 5 кл. – М.: Русское слово, 2009.

  2. Устав МОУ гимназии №19 г. Липецка

  3. План работы МОУ гимназии №19 г. Липецка

НМТ учителя: «Формирование на уроках обществоведческого цикла социальных ключевых компетентностей личности ученика, обеспечивающих ее эффективную самореализацию и социальную адаптацию».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here