Урок обществознания в 9 классе

«Международное гуманитарное право»

Цели:

Воспитательная: Способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права. Содействовать формированию таких качеств личности, как сострадания, уважения к человеческому достоинству;

Образовательная: Помощь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права; положений Хартии Земли.

Развивающая: Продолжить формирования умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты.

Метод: решение проблемных вопросов на основе работы с первоистчником

Тип первичное ознакомление с материалом

Основные понятия:

Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; Хартия Земли.

Структура уроков

1. Мотивационная беседа. Ознакомление учащихся с целями изучения международного гуманитарного права. Ознакомление с планом изучение темы урока.

2.Изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений учащихся. Текущий контроль.

3.Обобщающий контроль.

4.Комментирование домашнего задания.

5.Рефлексия.

Оборудования:

Современная политическая карта мира, раздаточный материал: ксерокопии учебных материалов для учащихся, словари, источники (извлечение).

Международное гуманитарное право.

I.Жестокое лицо войны.

II.Сущность и Основные положения международного гуманитарного права, Хартии Земли.

III. Источники международного гуманитарного права.

IV. Ответственность за нарушение международного гуманитарного права.

V.Закрепление

VI Рефлексия

Ход уроков.

Мотивационная беседа

I Жестокое лицо войны.

А) Мировое сообщество вступает в третье тысячелетия. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков- вооруженных конфликтов. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить всемерные усилия, чтобы уменьшить страдания людей приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Б) За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет мира.. Первая мировая война, вторая мировая война- миллионы погибших.

В) Прогнозирование развития жизни на земле- актуальная проблема будущего. Мир взаимозависим, хрупкий, требует уважения к правам народов и человека и от ответственности каждого зависит мир третьего тысячелетия- такую задачу определяет « Хартия Земли» международной декларации Юнеско

Вывод беседы: Война –это глубокие страдания людей, человеческие и материальные потери. Это трагедия. Осознавая все это люди стремились найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооруженными конфликтами.

Цели :

1) Хартия земли-

2). Международное гуманитарное право-

Организация работы со словарем

1). Гуманный- обращенный к человечности, к правам и интересам человека.

2). Международное право— система юридических норм, создаваемых государствами, и частично другими субъектами права( например международными организациями) регулирующих отношения между ними. Регулирование поведения участников вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов.

3) Соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентирован на сострадание, милосердие, помощь , защиту от насилия, понимание ценности мира.

4) Хартия Земли – это международной декларации Юнеско

II. Вспомните Всеобщую декларацию прав человека, конституцию РФ найдите сходства и различия двух отраслей права— Международного гуманитарного и прав человека и хартии Земли

Деятельность учащихся — на основании трех имеющихся документов

Обсудить и сравнить, занести в таблицу.

Сравнительно- сопоставительная таблица, как результат работы учащихся:

Линии сравнения

Международное гуманитарное право

Право прав человека

Хартия Земли

Сходство

Направлены на защиту личности

Направлены на защиту мира и личности

Содержание

Регулирует отношения между сторонами в вооруженном конфликте

Регулирует отношения между государством и его гражданами. Иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на его территории

Регулирует отношения между институтами всех уровней и каждым человеком на основе толерантности, ненасилия, мира.

Применение

Только в период вооруженных конфликтов

Применяется в любое время, однако некоторые права могут быть приостановлены в период вооруженных конфликтов.

Действует в любое время

Обсуждение итогов таблицы как следствие вытекают основополагающие

принципы МГП

  • Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля, должны быть гуманными

  • В период вооруженного конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику.

принципы Хартии Земли: устойчивое развитие мира, безопасного для будущего поколений, культура Толерантности, ненасилия и мира

III. Делим учащихся на группы

1 – изучают источник МГП- Женевские конвенции

2. – изучает Хартию Земли-4 часть « Демократия. Ненасилие и мир» с

Деятельность работы оформляется на рабочем листе

Положение источника

Относительно чего( кого)

Обсуждение. Основные положения МГП

  1. Относительно раненых и больных

  2. Относительно военнопленных

  3. Лица с эмблемой Красного Креста и полумесяца

  4. Гражданское население

IV По источникам розданным раннее для предыдущей работы ученики находят серьезные нарушения прав

1. группа МГП в отношении раненых, потерпевших кораблекрушение.

— преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение

— Преднамеренное причинение тяжелых страданий увечья

— Ущерб здоровью

2. группа хартия Земли.

— Гражданский и, административный, уголовный кодекс РФ.

V. Подумайте зачем вам необходимо знакомство с этими документами?

Сопоставьте два высказывания. Какое из низ Вам ближе. Аргументируйте.

Плутарх, древнегреческий историк: « Война – это зло. ЕЕ ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, сли выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступлений.

Цицеро, древнеримский оратор: « Когда гремит оружие, законы молчат».

VI

1 Подумайте зачем вам необходимо знакомство с этими документами?

2.Запишите свои мысли :

Я узнал на уроке_______________________________

Меня удивило, что_______________________________

Мне кажется, что_________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here