Конспект урока

в 1 классе

на тему:

«Буква Н,н»

Учитель : Снегирь Татьяна Валерьевна

МОУ «СОШ № 33» г. Энгельса

2010 г.

Тема урока : Буква «Н, н ».

Тип урока : Урок формирования новых знаний.

Вид урока : Урок – путешествие.

УМК: «Начальная школа 21 века».

Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Н,н и звуками, которые она обозначает.

Задачи урока : 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н’] и обозначении их буквой «н».

2) Развивать умение учащихся читать слоги , слова и предложения с

буквой «н».

3) Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование : цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Н, н»; наглядный материал – носорог, олень, пруд, лягушка, заяц, Буратино, ёжик, сова, лесная школа; карточки для сравнения букв «Н» и «И»; учебник «Букварь»( с.64-65), тетрадь с печатной основой « Я учусь писать и читать».

Ход урока.

  1. Вступительное слово, постановка проблемного вопроса.

— Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья – ученики этой школы.

— А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего уро-

ка – попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете в конце нашего урока.

  1. Выделение звуков [н], [н’].

— В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете.

Загадка. – Кто один имеет рог ?

Отгадайте ?………………. ( Носорог )

— Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?

Загадка. – Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга. ( Олень )

— Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный

или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?

  1. Составление звуковой схемы слов «нос» и «нитки».

— Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями. Они приготовили вам 2 слова, а вы должны соста-

вить их звуковые схемы. Первое слово «спряталось» как раз внутри слова «носорог». (Нос). Второе слово начинается со звука, которым заканчивается слово «олень». (Нитки). Эти слова даны в учебнике «Букварь» на стр. 64. (Учащиеся делают звуко-

вой анализ слов с использованием карточек-схем трёх цветов, учитель дублирует работу учащихся на доске).

  1. Фразеологизмы со словом «нос».

— Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Например:

Зарубить на носу – запомнить

Вешать нос – унывать

Задирать нос – зазнаваться

Водить за нос – обманывать

Говорить под нос – тихо говорить

Увести из-под носа – украсть с видного места

С гулькин нос – очень мало

Высунуть нос – показаться

Нос не дорос – мал ещё

Совать под нос – донимать

Утереть нос – доказать

Соваться со своим носом – вмешиваться

Уткнуть нос – делать вникая

Тыкать носом – уличать

Комар носа не подточит – очень точно

  1. Упражнение в определении на слух звуков [н], [н’].

— На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обита-ет – отгадайте .

Загадка. – Скачет в траве, глаза на голове,

Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,

А зовут её — ….. ( Лягушка ).

— Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду назы- вать слова со звуками [н], [н’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточ- ку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку.

а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мош- ка, насос, лень, орден.

— Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова – «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н’]? (Она питает- ся комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова).

б) – Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н’]. ( Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ).

— Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.

  1. Ознакомление с буквами «Н,н».

— Ребята! Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». (Показ буквы).

— На какую букву похожа буква «н»? (На букву «и»).

— Что у них общего и в чём различие?

— Об этих буквах есть небольшое стихотворение в учебнике(с.64)

(для читающих учащихся).

  1. Чтение слогов с буквой «н».

— Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…

Загадка. –Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

— Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он

предлагает вам прочитать слоги с буквой «н».

а)Доска: НА – НЯ — Назовите те слоги, в которых слышится

НО – НЁ твёрдый согласный звук [н]?

НУ – НЮ — Назовите те слоги, в которых слышится

НЫ – НИ мягкий согласный звук [н’]?

НЭ – НЕ

б) Чтение слогов «по цепочке» в учебнике (стр. 64).

  1. Физминутка.

— Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Буратино). Он сегодня тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.

Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

  1. Чтение слов и предложений.

— Буратино понравилось ваше бодрое настроение. Он уверен, что вы также уверенно прочитаете слова и предложения с буквой «н». Попробуем? (Чтение слов на с.64 и предложений на с.65).

10. Соотнесение слов с картинками.

— Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился на дорогу?

Загадка. Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёжик)

— Ёж поможет нам найти дорогу к лесной школе, если мы соотнесём слова («он», «она», «оно», «они») с картинками на с.65 учебника.

11. Дифференцированное чтение текста .

— Ёжик доволен вашей работой на уроке, но он знает, что в нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них он приготовил текст на с.65. Кто сможет прочитать?

12. Работа в тетради с печатной основой.

— Вот мы и добрались до лесной школы. А вы знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам немного побыть учениками лесной школы и поработать в тетрадках на с.34.

а) Раскрасить все буквы «н». (Получится изображение ножниц)

б) Расшифровать слова, вписывая буквы, используя числовой шифр.

в) Вписать в пустые квадратики букву «н» и прочитать получивши-еся слова.

13. Итог урока.

— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

— Какова же всё-таки была тема урока?

— Что вы узнали нового?

— Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?

14. Самооценка работы учащихся.

— Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?

— Кто был самым активным?

— Чьи ответы были самыми полными и чёткими?

-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.

Список использованной литературы:

  1. Александрович Н.Ф. «Занимательная грамматика». – М.,2000г.

  2. Бобылёв Ф.И. «Весёлая азбука». – М., 1998г.

  3. Волина В.В. «Праздник букваря». – М.,1995г.

  4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя». – М., 1983г.

  5. Учебник «Букварь». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О..

Изд-во «Вентана-Граф» 2009г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here