Конспект урока
в 1 классе
на тему:
«Буква Н,н»
Учитель : Снегирь Татьяна Валерьевна
МОУ «СОШ № 33» г. Энгельса
2010 г.
Тема урока : Буква «Н, н ».
Тип урока : Урок формирования новых знаний.
Вид урока : Урок – путешествие.
УМК: «Начальная школа 21 века».
Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Н,н и звуками, которые она обозначает.
Задачи урока : 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н’] и обозначении их буквой «н».
2) Развивать умение учащихся читать слоги , слова и предложения с
буквой «н».
3) Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование : цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Н, н»; наглядный материал – носорог, олень, пруд, лягушка, заяц, Буратино, ёжик, сова, лесная школа; карточки для сравнения букв «Н» и «И»; учебник «Букварь»( с.64-65), тетрадь с печатной основой « Я учусь писать и читать».
Ход урока.
-
Вступительное слово, постановка проблемного вопроса.
— Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья – ученики этой школы.
— А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего уро-
ка – попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете в конце нашего урока.
-
Выделение звуков [н], [н’].
— В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете.
Загадка. – Кто один имеет рог ?
Отгадайте ?………………. ( Носорог )
— Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?
Загадка. – Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. ( Олень )
— Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный
или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?
-
Составление звуковой схемы слов «нос» и «нитки».
— Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями. Они приготовили вам 2 слова, а вы должны соста-
вить их звуковые схемы. Первое слово «спряталось» как раз внутри слова «носорог». (Нос). Второе слово начинается со звука, которым заканчивается слово «олень». (Нитки). Эти слова даны в учебнике «Букварь» на стр. 64. (Учащиеся делают звуко-
вой анализ слов с использованием карточек-схем трёх цветов, учитель дублирует работу учащихся на доске).
-
Фразеологизмы со словом «нос».
— Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Например:
Зарубить на носу – запомнить
Вешать нос – унывать
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос – обманывать
Говорить под нос – тихо говорить
Увести из-под носа – украсть с видного места
С гулькин нос – очень мало
Высунуть нос – показаться
Нос не дорос – мал ещё
Совать под нос – донимать
Утереть нос – доказать
Соваться со своим носом – вмешиваться
Уткнуть нос – делать вникая
Тыкать носом – уличать
Комар носа не подточит – очень точно
-
Упражнение в определении на слух звуков [н], [н’].
— На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обита-ет – отгадайте .
Загадка. – Скачет в траве, глаза на голове,
Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,
А зовут её — ….. ( Лягушка ).
— Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду назы- вать слова со звуками [н], [н’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточ- ку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку.
а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мош- ка, насос, лень, орден.
— Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова – «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н’]? (Она питает- ся комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова).
б) – Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н’]. ( Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ).
— Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.
-
Ознакомление с буквами «Н,н».
— Ребята! Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». (Показ буквы).
— На какую букву похожа буква «н»? (На букву «и»).
— Что у них общего и в чём различие?
— Об этих буквах есть небольшое стихотворение в учебнике(с.64)
(для читающих учащихся).
-
Чтение слогов с буквой «н».
— Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…
Загадка. –Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
— Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он
предлагает вам прочитать слоги с буквой «н».
а)Доска: НА – НЯ — Назовите те слоги, в которых слышится
НО – НЁ твёрдый согласный звук [н]?
НУ – НЮ — Назовите те слоги, в которых слышится
НЫ – НИ мягкий согласный звук [н’]?
НЭ – НЕ
б) Чтение слогов «по цепочке» в учебнике (стр. 64).
-
Физминутка.
— Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Буратино). Он сегодня тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.
Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
-
Чтение слов и предложений.
— Буратино понравилось ваше бодрое настроение. Он уверен, что вы также уверенно прочитаете слова и предложения с буквой «н». Попробуем? (Чтение слов на с.64 и предложений на с.65).
10. Соотнесение слов с картинками.
— Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился на дорогу?
Загадка. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
— Ёж поможет нам найти дорогу к лесной школе, если мы соотнесём слова («он», «она», «оно», «они») с картинками на с.65 учебника.
11. Дифференцированное чтение текста .
— Ёжик доволен вашей работой на уроке, но он знает, что в нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них он приготовил текст на с.65. Кто сможет прочитать?
12. Работа в тетради с печатной основой.
— Вот мы и добрались до лесной школы. А вы знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам немного побыть учениками лесной школы и поработать в тетрадках на с.34.
а) Раскрасить все буквы «н». (Получится изображение ножниц)
б) Расшифровать слова, вписывая буквы, используя числовой шифр.
в) Вписать в пустые квадратики букву «н» и прочитать получивши-еся слова.
13. Итог урока.
— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
— Какова же всё-таки была тема урока?
— Что вы узнали нового?
— Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?
14. Самооценка работы учащихся.
— Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?
— Кто был самым активным?
— Чьи ответы были самыми полными и чёткими?
-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.
Список использованной литературы:
-
Александрович Н.Ф. «Занимательная грамматика». – М.,2000г.
-
Бобылёв Ф.И. «Весёлая азбука». – М., 1998г.
-
Волина В.В. «Праздник букваря». – М.,1995г.
-
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя». – М., 1983г.
-
Учебник «Букварь». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О..
Изд-во «Вентана-Граф» 2009г.