Тема «Человек»
Мораль – совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, окружающей среде.
Совесть – нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла.
Долг – нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении.
Микрокосм человека – сложная система, элементами которой являются:
-
Духовные потребности в познании окружающего мира
-
Знания о природе, обществе, человеке, самом себе
-
Убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях и сферах
-
Вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек
-
Способность к различным формам социальной деятельности
-
Чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом
-
Цели, которые человек сознательно ставит перед собой
-
Ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром
Мировоззрение:
-
Научное
-
Ненаучное
-
Религиозное
-
Атеистическое
-
Человеконенавистничество
-
Гуманистическое
-
Революционное
-
Консервативное
(мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, на вкусы, интересы)
Индивид – единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа
Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности и становятся личностями.
Адаптация – ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям жизни
Обучение – процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире
Взросление – социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации
Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его
Первичный институт – семья, дошкольные учреждения, школы
Вторичный институт – СМИ, армия, церковь