Разработка урока по обществознанию

по теме «Права и обя­занности членов семьи»

11 класс

учитель истории, обществознания

Эндерс Людмила Владимировна

11 класс обществознание дата__________

Тема: Права и обя­занности членов семьи.

Цели и задачи урока:

Актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания о правах и обязанностях членов семьи; познакомить с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

Продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях;

Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям; сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.

Оборудование урока:

— схемы, таблицы;

-Конституция РФ;

-Семейный кодекс РФ

Основные понятия: семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос:

-Что такое семейное право?

— Что такое институт права?

-Кто является субъектами семейных правоотношений?

-Какие вопросы включает в себя семейное законодательство?

-Почему семейное право связано с гражданским правом?

— Назовите источники семейного права.

III.Изучение нового материала

  1. Самостоятельная работа с текстом §23, с.268-273.

Права и обязанности супругов. Данный вопрос рассматривается на основе составления схемы и привлечения материала учебника.

Права и обязанности супругов:

1.личные имущественные 2.имущественные

3.по поводу супружеской 4. по поводу взаимного

собственности материального содержания

5.равные права на 6. право каждого 7.право на

совместную собственность супруга на получение

раздельную собственность алиментов

Текущее закрепление. Подготовка к ЕГЭ:

1 группа:

C 7. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

Пояснение.

1) ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны;

2) пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов;

3) два аспекта: супруги могут определить в брачном договоре:

свои права и обязанности по взаимному содержанию;

способы участия в доходах друг друга;

порядок несения каждым из них семейных расходов;

определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;

любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

2 группа:

C 7. В период брака Олег создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса его супруга Ирина предъявила исковое требование о разделе имущества фирмы, принадлежащей Олегу. Олег возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства.

В рамках какого процесса будет рассматриваться данное дело?

Нормы какого права должны быть применены для разрешения данного спора?

Должен ли суд удовлетворить исковое заявление Ирины? Поясните свой ответ.

Пояснение.

1) процесс: гражданский:

2) отрасль права: семейное право:

3) суд должен удовлетворить исковое требование Ирины.

4) пояснение: согласно Семейному кодексу Российской Федерации «Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. <...> Право на общее имущество принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства. «При разделе общего имущества супругов доли супругов признаются равными», (ст. 39).

2. Права и обязанности детей и родителей.

Права и обязанности родителей по отношению к детям.

Родители ответственны за воспитание своих детей.

Обязаны обеспечить получение детьми образования.

Обязаны защищать интересы детей.

Родители, проживающие отдельно от ребёнка, имеют право на общение с ним ,на участие в воспитании ребёнка.

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих .детей.

В случае неисполнения родительских прав и обязанностей возможно привлечение родителей к административной и уголовной ответственности.(к уплате алиментов)

Алименты -это средства, выплачиваемые на содержание определённого лица (детей, родителей) по решению суда или добровольно. Обязательный размер алиментов 1/4 часть заработной платы на 1 ребёнка; на 2-х-1/3 часть; на более-50%.)

Права несовершеннолетних детей

1. Право ребёнка жить и воспитываться в семье.

2. Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками.

3. Право ребёнка на защиту.

4. Право ребёнка выражать своё мнение.

5. Право ребёнка на имя, отчество, фамилию.

6.Имущественные права ребёнка.

Взрослые дети обязаны заботиться о престарелых родителях.

  1. Институт опеки и попечительства

Опекаэто правовая форма защиты личных имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей над детьми до 14 лет, также над лицами недееспособными.

Попечительствоэто правовая форма защиты личных имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей над детьми от 14 лет до 18 лет, также над лицами с ограниченной дееспособностью.

IV. Закрепление изученного материала.

Тематическое задание-закрепление по теме (приложение1)

Домашнее задание: §23, с.268-273, задание 1-4 с. 273-274,

ЕГЭ: с.274 задание С-9 (эссе)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here