Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия №1» Г. Белгорода

Разработка урока биологии

«Голосеменные растения»

Подготовила и провела:

учитель географии и биологии

Балахничева Марина Николаевна

Белгород

2011

Тема: «Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана».

Цели:

  1. дать представление о семенных растениях, раскрыть преимущества семенного размножения над споровым;

  2. показать особенности строения голосеменных растений;

  3. способствовать развитию умений добывать необходимые знания при просмотре слайдов, анализировать полученные знания;

  4. познакомить учащихся с многообразием голосеменных растений;

  5. изучить особенности размножения голосеменных растений на примере цикла размножения сосны;

  6. раскрыть экологическую роль голосеменных растений, показать значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Тип учебного занятия: изучение новых знаний и способов действий

Междисциплинарные связи: экология, география, медицина, история, живопись

Ключевые слова и понятия: семенные растения, голосеменные, древесные растения, кустарники, перекрестное опыление, женские и мужские шишки, однодомное растение, стержень, чешуи, яйцеклетка, эндосперм, спермин, зигота, зародыш, семенная чешуя, пыльцевые мешочки, смола.

Голосеменные растения, 6 класс

Ход урока

В жару слезою желтой плачет,

А в холод слезы прячет.

Не лиственница и не елка,

Хоть есть и шишки и иголки

  1. Организационный момент ( 2 мин)
    Приветствие.

  2. Актуализация знаний (5 мин)

Ребята, обратите внимание на загадку, которая имеет отношение к нашему уроку и попытайтесь определить, что мы сегодня будем изучать.

Тема нашего урока — голосеменные растения. Но прежде, чем мы перейдем к новой теме, вспомните, с какими группами растений мы уже познакомились? ( Мхи, папоротники, хвощи, плауны). Сейчас, ребята, мы проверим ваши знания по изученному материалу. Вам предлагаются тесты, в которых нужно выбрать один правильный ответ, обвести его кружочком. (Раздать задания первым партам на весь ряд). Подпишите фамилию.

Тестовые задания

6 класс

Тема: «Папоротникообразные»

В-1

Выберите один правильный ответ. Обведите кружком.

  1. Папоротникообразные относятся к:

  1. низшим споровым растениям;

Б) низшим семенным растениям;

  1. высшим споровым растениям;

Г) высшим семенным растениям.

  1. У папоротникообразных отсутствуют:

  1. корни;

Б) стебли;

  1. листья;

Г) цветки.

  1. Мужские гаметы папоротникообразных:

А) неподвижны, называются спермин;

Б) неподвижны, называются сперматозоиды;

  1. подвижны, называются спермин;

Г) подвижны, называются сперматозоиды;

  1. Из споры папоротника, попавшей в благоприятные условия, вырастает:

А) заросток;

Б) взрослое растение;

  1. спорангий; Г) зигота.

  1. Оплодотворение у папоротников происходит:

  1. на заростке;

Б) в спорангиях;

  1. на поверхности почвы; Г) на листьях.

6 класс

Тема: «Папоротникообразные»

Выберите один правильный ответ. Обведите кружком.

В- 2.

  1. К папоротникообразным не относится:

  1. плаун булавовидный; Б) кочедыжник мужской;

  2. кукушкин лен обыкновенный; Г) хвощ полевой.

  1. Папоротникообразные по сравнению с мохообразными:

  1. имеют более простое строение;

Б) имеют более сложное строение;

  1. практически не отличаются по строению;

Г) вообще не имеют общих черт в строении.

  1. Листья папоротников обычно:

  1. не участвуют в фотосинтезе, выполняют только спороносную функции;

Б) выполняют функцию фотосинтеза и спороносную функцию;

  1. выполняют фотосинтезирующую и поглощающуюфункции;

Г) у папоротников нет листьев.

  1. Спорангии папоротника расположены:

  1. на спороносном колоске;

Б) в коробочках;

  1. на заростке; Г) на листьях.

  1. Папоротники считают наиболее высоко организованными споровыми растениями, потому, что:

  1. у них есть проводящиесосуды;

Б) они способны к фотосинтезу;

  1. они размножаются спорами;

Г) для оплодотворения им необходима вода

Теперь проведем взаимопроверку. Обменяйтесь работами с соседом по парте. Возьмите красную ручку, правильные ответы на экране. Поставьте отметку и распишитесь.

Не вставая со своих мест передайте свои листочки с последних парт на на первые.

III. Изучение нового материала (25 мин).

На экране тема урока. Возвращаемся к теме урока. Запишите ее в тетради.

Как вы думаете, что мы будем изучать? Чтобы было легче, посмотрите на экран и вставьте пропущенные слова, (слайд с пропущенными в цели словами)

Посмотрите на репродукции картин И.И. Шишкина.

? Что общего у этих картин? (на картинах изображены растения отдела Голосеменные) Рассказ учителя с элементами беседы.

  1. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений — отдел Голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее состоит, в способе размножения.

?Вспомните, посредством чего размножались растения, с которыми мы уже познакомились? (эти растения размножались посредством спор).

Способ размножения голосеменных совершенно иной.

? Как вы думаете, с помощью чего размножаются эти растения? (они размножаются не посредством спор, а посредством семян). Возникновение семян — очень важный этап в эволюции растений.

Отдел Голосеменные насчитывает около700 видов. Это одна из древнейших групп растений, которая появилась около 400 млн. лет назад. Представители этой группы в основном древесные растения, реже кустарники, травянистых форм среди голосеменных нет. Отдел Голосеменные включает в себя 3 класса: Хвойные, Саговниковые, Гнетовые ( демонстрация слайда). Самый многочисленный класс Хвойные. Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые — так называемая хвоя, у некоторых видов — чешуйчатые.

? Ребята, посмотрите внимательно на слайды, на которых представлены разные растения из отдела Голосеменные. Что у них общего? (Демонстрация слайдов голосеменных растений)

(Все это правильно, но более подробно мы познакомимся с этими растениями пользуясь учебником на стр. 74 , прочитав раздел Голосеменные до сосны и попробуйте сформулировать признаки Голосеменных.

Все правильно, но посмотрите на экран и запишите в тетрадь характеристику голосеменных (слайд).

Произошли современные голосеменные растения, возможно от ныне полностью вымерших голосеменных папоротников.

  1. Проекция на экран

Характеристика растений отдела Голосеменные: (запись в тетрадь)

-размножение посредством семян;

  • семена лежат открыто

-не образуют плодов;

  • древесные растения или кустарники, травянистых форм нет

  • листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные;

  • чаще всего вечнозеленые растения;

  • оплодотворение происходит без участия воды;

Пока дети пишут. Обратите внимание. Свое название голосеменные получили благодаря сменам, которые лежат открыто, как бы «голо», и в отличие от семян покрытосеменных не защищены стенками плода. Тем не менее, наличие семян — большой эволюционный шаг, дающий этим растениям огромные преимущества перед споровыми.

? Как вы считаете, в чем это преимущество? (в отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития). Слайд-«Преимущества голосеменных над споровыми»

? Какие растения представляются вам, когда речь заходит о хвойных растениях? (ель и сосна)

Выступления учащихся с сообщениями о ели и сосне.

? Чем отличаются сосна и ель? Все правильно, но более подробно с особенностями хвойных мы познакомимся на примере сосны по след. плану (слайд с планом):

  1. корни (на плотных почвах главный корень хорошо развит и уходит глубоко; на песчаных почвах кроме главного, развиваются боковые корни; на болотистых почвах-главный корень развивается плохо)

  2. стебель (у сосен растущих в борах стройные стволы, ветви остались только вблизи вершин; на открытых местах — сосны раскидистые)

  1. листья (видоизмененные — хвоя)

4. шишки (3 вида шишек: женские, мужские, зрелые состоят из оси и чешуек) {слайд)
4. Размножение голосеменных на примере сосны.

Как мы уже говорили, размножаются голосеменные семенами. Рассмотрим цикл размножение голосеменных на примере сосны. Он очень сложный.

? Где образуются семена у этих растений? (семена образуются в шишках, они не прикрыты стенками плода)

Учащиеся рассматривают проекцию развития сосны на экране, а учитель рассказывает цикл развития сосны.

Сосна, так же как и ель, однодомное растение, т.е. мужские и женские гаметы развиваются на одном растении. Плодоносить начинают 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны — начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишка представляет собой видоизмененный побег. У шишки можно увидеть стержень (ось) на котором расположены чешуи — видоизмененные листья. На верхней стороне каждой из чешуи расположено по 2 семязачатка.

Мужские шишки более мелкие, 1-2 см, желтоватые, собраны в небольшие группы. Располагаются ниже женских на тех же или других ветках. На нижней стороне чешуек расположено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца. Каждая пылинка имеет по 2 небольших пузырька, наполненных воздухом, чтобы пыльца легче переносилась ветром.

?Как вы думаете, каков биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женские? Это приспособление к перекрестному опылению. Пыльца, высыпаясь из шишек, с большей вероятностью попадет не на шишки, расположенные на этой ветке или дереве, а на шишки другого дерева.

После того как пылинки сосны попали семязачаткам (произошло опыление), чешуи смыкаются и склеиваются смолой. Но оплодотворения пока не происходит, т. к. семязачатки еще не готовы.

Через год женские шишки становятся зелеными, увеличиваются в размерах. Внутри семязачатков созревают яйцеклетки, образуется питательная ткань — эндосперм.

После созревания семязачатков происходит оплодотворение. Оплодотворение происходит мужскими неподвижными гаметами — спермиями.

После оплодотворения образуется зигота, из которой прямо на материнском растении начинает развиваться зародыш, который питается за счет эндосперма. В результате образуется семя, состоящее из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Через 1,5 года шишка высыхает, трескается, и семена высыпаются на поверхность земли.

«Схема размножения голосеменных растений» –на слайде

5. Значение голосеменных. Сообщение учащегося. (Слайд)

  • строительство

  • поделочный материал

  • получение бумаги

  • производство искусственных тканей

-сырье для промышленности (получение спиртов, пластмасс, лаков)

  • получение кедрового масла и использование семян в пищу

  • получение витаминов ( витамин С, каротин)

  • народная медицина

  • изготовление мебели, музыкальных инструментов

  • получение смолы и ее производных (скипидара, канифоли)

  • закрепление почв и прекращение эрозии (сосна) — высадка защитных полос по периметру полей

  • озеленение дворов и улиц -декоративное значение

  • пища животным

В России около 1 млрд. га занято лесами. 80% этих лесов являются хвойными (около 25%-сосняки, 17%) — ельники).

  1. Домашнее задание (2 мин.) (слайд)

§16, записи в тетради, рабочая тетрадь с. 22. зад. 51 , сообщ. о значении голосеменных

  1. Закрепление (5 мин.)

  1. Объясните, почему лиственницу так называют, ведь у нее листья — хвоинки?

  1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните это явление.

  2. Почему санатории и дома отдыха строят в сосновых борах?

  1. Оценочная деятельность (1 мин).

Презентация.ppt

Список используемой литературы

  • Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.-160 с. ил.

  • Демьянков Е.Н.Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.- 80 с.

  • Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. – М.: Вако , 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю)

  • Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»/Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005-126 с.

  • ru. wikipedia .org

  • www.megabook.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here