Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия №1» Г. Белгорода
Разработка урока биологии
«Голосеменные растения»
Подготовила и провела:
учитель географии и биологии
Балахничева Марина Николаевна
Белгород
2011
Тема: «Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана».
Цели:
-
дать представление о семенных растениях, раскрыть преимущества семенного размножения над споровым;
-
показать особенности строения голосеменных растений;
-
способствовать развитию умений добывать необходимые знания при просмотре слайдов, анализировать полученные знания;
-
познакомить учащихся с многообразием голосеменных растений;
-
изучить особенности размножения голосеменных растений на примере цикла размножения сосны;
-
раскрыть экологическую роль голосеменных растений, показать значение голосеменных растений в природе и жизни человека.
Тип учебного занятия: изучение новых знаний и способов действий
Междисциплинарные связи: экология, география, медицина, история, живопись
Ключевые слова и понятия: семенные растения, голосеменные, древесные растения, кустарники, перекрестное опыление, женские и мужские шишки, однодомное растение, стержень, чешуи, яйцеклетка, эндосперм, спермин, зигота, зародыш, семенная чешуя, пыльцевые мешочки, смола.
Ход урока
В жару слезою желтой плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,
Хоть есть и шишки и иголки
-
Организационный момент ( 2 мин)
Приветствие. -
Актуализация знаний (5 мин)
Ребята, обратите внимание на загадку, которая имеет отношение к нашему уроку и попытайтесь определить, что мы сегодня будем изучать.
Тема нашего урока — голосеменные растения. Но прежде, чем мы перейдем к новой теме, вспомните, с какими группами растений мы уже познакомились? ( Мхи, папоротники, хвощи, плауны). Сейчас, ребята, мы проверим ваши знания по изученному материалу. Вам предлагаются тесты, в которых нужно выбрать один правильный ответ, обвести его кружочком. (Раздать задания первым партам на весь ряд). Подпишите фамилию.
Тестовые задания
6 класс
Тема: «Папоротникообразные»
В-1
Выберите один правильный ответ. Обведите кружком.
-
Папоротникообразные относятся к:
-
низшим споровым растениям;
Б) низшим семенным растениям;
-
высшим споровым растениям;
Г) высшим семенным растениям.
-
У папоротникообразных отсутствуют:
-
корни;
Б) стебли;
-
листья;
Г) цветки.
-
Мужские гаметы папоротникообразных:
А) неподвижны, называются спермин;
Б) неподвижны, называются сперматозоиды;
-
подвижны, называются спермин;
Г) подвижны, называются сперматозоиды;
-
Из споры папоротника, попавшей в благоприятные условия, вырастает:
А) заросток;
Б) взрослое растение;
-
спорангий; Г) зигота.
-
Оплодотворение у папоротников происходит:
-
на заростке;
Б) в спорангиях;
-
на поверхности почвы; Г) на листьях.
6 класс
Тема: «Папоротникообразные»
Выберите один правильный ответ. Обведите кружком.
В- 2.
-
К папоротникообразным не относится:
-
плаун булавовидный; Б) кочедыжник мужской;
-
кукушкин лен обыкновенный; Г) хвощ полевой.
-
Папоротникообразные по сравнению с мохообразными:
-
имеют более простое строение;
Б) имеют более сложное строение;
-
практически не отличаются по строению;
Г) вообще не имеют общих черт в строении.
-
Листья папоротников обычно:
-
не участвуют в фотосинтезе, выполняют только спороносную функции;
Б) выполняют функцию фотосинтеза и спороносную функцию;
-
выполняют фотосинтезирующую и поглощающуюфункции;
Г) у папоротников нет листьев.
-
Спорангии папоротника расположены:
-
на спороносном колоске;
Б) в коробочках;
-
на заростке; Г) на листьях.
-
Папоротники считают наиболее высоко организованными споровыми растениями, потому, что:
-
у них есть проводящиесосуды;
Б) они способны к фотосинтезу;
-
они размножаются спорами;
Г) для оплодотворения им необходима вода
Теперь проведем взаимопроверку. Обменяйтесь работами с соседом по парте. Возьмите красную ручку, правильные ответы на экране. Поставьте отметку и распишитесь.
Не вставая со своих мест передайте свои листочки с последних парт на на первые.
III. Изучение нового материала (25 мин).
На экране тема урока. Возвращаемся к теме урока. Запишите ее в тетради.
Как вы думаете, что мы будем изучать? Чтобы было легче, посмотрите на экран и вставьте пропущенные слова, (слайд с пропущенными в цели словами)
Посмотрите на репродукции картин И.И. Шишкина.
? Что общего у этих картин? (на картинах изображены растения отдела Голосеменные) Рассказ учителя с элементами беседы.
-
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений — отдел Голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее состоит, в способе размножения.
?Вспомните, посредством чего размножались растения, с которыми мы уже познакомились? (эти растения размножались посредством спор).
Способ размножения голосеменных совершенно иной.
? Как вы думаете, с помощью чего размножаются эти растения? (они размножаются не посредством спор, а посредством семян). Возникновение семян — очень важный этап в эволюции растений.
Отдел Голосеменные насчитывает около700 видов. Это одна из древнейших групп растений, которая появилась около 400 млн. лет назад. Представители этой группы в основном древесные растения, реже кустарники, травянистых форм среди голосеменных нет. Отдел Голосеменные включает в себя 3 класса: Хвойные, Саговниковые, Гнетовые ( демонстрация слайда). Самый многочисленный класс Хвойные. Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые — так называемая хвоя, у некоторых видов — чешуйчатые.
? Ребята, посмотрите внимательно на слайды, на которых представлены разные растения из отдела Голосеменные. Что у них общего? (Демонстрация слайдов голосеменных растений)
(Все это правильно, но более подробно мы познакомимся с этими растениями пользуясь учебником на стр. 74 , прочитав раздел Голосеменные до сосны и попробуйте сформулировать признаки Голосеменных.
Все правильно, но посмотрите на экран и запишите в тетрадь характеристику голосеменных (слайд).
Произошли современные голосеменные растения, возможно от ныне полностью вымерших голосеменных папоротников.
-
Проекция на экран
Характеристика растений отдела Голосеменные: (запись в тетрадь)
-размножение посредством семян;
-
семена лежат открыто
-не образуют плодов;
-
древесные растения или кустарники, травянистых форм нет
-
листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные;
-
чаще всего вечнозеленые растения;
-
оплодотворение происходит без участия воды;
Пока дети пишут. Обратите внимание. Свое название голосеменные получили благодаря сменам, которые лежат открыто, как бы «голо», и в отличие от семян покрытосеменных не защищены стенками плода. Тем не менее, наличие семян — большой эволюционный шаг, дающий этим растениям огромные преимущества перед споровыми.
? Как вы считаете, в чем это преимущество? (в отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития). Слайд-«Преимущества голосеменных над споровыми»
? Какие растения представляются вам, когда речь заходит о хвойных растениях? (ель и сосна)
Выступления учащихся с сообщениями о ели и сосне.
? Чем отличаются сосна и ель? Все правильно, но более подробно с особенностями хвойных мы познакомимся на примере сосны по след. плану (слайд с планом):
-
корни (на плотных почвах главный корень хорошо развит и уходит глубоко; на песчаных почвах кроме главного, развиваются боковые корни; на болотистых почвах-главный корень развивается плохо)
-
стебель (у сосен растущих в борах стройные стволы, ветви остались только вблизи вершин; на открытых местах — сосны раскидистые)
-
листья (видоизмененные — хвоя)
4. шишки (3 вида шишек: женские, мужские, зрелые состоят из оси и чешуек) {слайд)
4. Размножение голосеменных на примере сосны.
Как мы уже говорили, размножаются голосеменные семенами. Рассмотрим цикл размножение голосеменных на примере сосны. Он очень сложный.
? Где образуются семена у этих растений? (семена образуются в шишках, они не прикрыты стенками плода)
Учащиеся рассматривают проекцию развития сосны на экране, а учитель рассказывает цикл развития сосны.
Сосна, так же как и ель, однодомное растение, т.е. мужские и женские гаметы развиваются на одном растении. Плодоносить начинают 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны — начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишка представляет собой видоизмененный побег. У шишки можно увидеть стержень (ось) на котором расположены чешуи — видоизмененные листья. На верхней стороне каждой из чешуи расположено по 2 семязачатка.
Мужские шишки более мелкие, 1-2 см, желтоватые, собраны в небольшие группы. Располагаются ниже женских на тех же или других ветках. На нижней стороне чешуек расположено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца. Каждая пылинка имеет по 2 небольших пузырька, наполненных воздухом, чтобы пыльца легче переносилась ветром.
?Как вы думаете, каков биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женские? Это приспособление к перекрестному опылению. Пыльца, высыпаясь из шишек, с большей вероятностью попадет не на шишки, расположенные на этой ветке или дереве, а на шишки другого дерева.
После того как пылинки сосны попали семязачаткам (произошло опыление), чешуи смыкаются и склеиваются смолой. Но оплодотворения пока не происходит, т. к. семязачатки еще не готовы.
Через год женские шишки становятся зелеными, увеличиваются в размерах. Внутри семязачатков созревают яйцеклетки, образуется питательная ткань — эндосперм.
После созревания семязачатков происходит оплодотворение. Оплодотворение происходит мужскими неподвижными гаметами — спермиями.
После оплодотворения образуется зигота, из которой прямо на материнском растении начинает развиваться зародыш, который питается за счет эндосперма. В результате образуется семя, состоящее из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Через 1,5 года шишка высыхает, трескается, и семена высыпаются на поверхность земли.
«Схема размножения голосеменных растений» –на слайде
5. Значение голосеменных. Сообщение учащегося. (Слайд)
-
строительство
-
поделочный материал
-
получение бумаги
-
производство искусственных тканей
-сырье для промышленности (получение спиртов, пластмасс, лаков)
-
получение кедрового масла и использование семян в пищу
-
получение витаминов ( витамин С, каротин)
-
народная медицина
-
изготовление мебели, музыкальных инструментов
-
получение смолы и ее производных (скипидара, канифоли)
-
закрепление почв и прекращение эрозии (сосна) — высадка защитных полос по периметру полей
-
озеленение дворов и улиц -декоративное значение
-
пища животным
В России около 1 млрд. га занято лесами. 80% этих лесов являются хвойными (около 25%-сосняки, 17%) — ельники).
-
Домашнее задание (2 мин.) (слайд)
§16, записи в тетради, рабочая тетрадь с. 22. зад. 51 , сообщ. о значении голосеменных
-
Закрепление (5 мин.)
-
Объясните, почему лиственницу так называют, ведь у нее листья — хвоинки?
-
У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните это явление.
-
Почему санатории и дома отдыха строят в сосновых борах?
-
Оценочная деятельность (1 мин).
Презентация.ppt
Список используемой литературы
-
Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.-160 с. ил.
-
Демьянков Е.Н.Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.- 80 с.
-
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. – М.: Вако , 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю)
-
Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»/Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005-126 с.
-
ru. wikipedia .org
-
www.megabook.ru