МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЁДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Инструктивная карта к лабораторной работе по теме: «Построение кривой распределения модификаций признака в вариационном ряду»
10 класс
подготовила
учитель биологии
Булыга Елена Геннадьевна
Сургутский район
Городское поселение Фёдоровский
2012 год
Лабораторная работа
Тема: «Построение кривой распределения модификаций признака в вариационном ряду».
Теоретическое введение.
Фенотип организма. Роль наследственности и среды
в формировании фенотипа
Онтогенез, или индивидуальное развитие организма осуществляется на основе наследственной программы, получаемой через вступившие в оплодотворение половые клетки родителей. При бесполом размножении эта программа заключена в неспециализированных клетках родителя, дающего потомство. В ходе реализации наследственной информации, в процессе онтогенеза у организма формируются видовые и индивидуальные морфологические, физиологические и биохимические свойства, иными словами – фенотип.
Ведущая роль в формировании фенотипа принадлежит наследственной информации, заключённой в генотипе организма. Наряду с этим результат реализации наследственной программы в значительной мере зависит от условий, в которых осуществляется этот процесс. В генетике индивидуального развития среда представляет собой сложное понятие. С одной стороны, это непосредственное окружение, в котором осуществляют свои функции отдельные гены и генотип в целом. Оно образовано всей совокупностью факторов внутренней среды организма: клеточное содержимое, гормоны, другие биологически активные вещества. С другой стороны выделяют понятие окружающей среды, как совокупности внешних по отношению к организму факторов.
Благодаря влиянию факторов среды на формирование фенотипа даже генетически идентичные организмы в различных условиях развития и существования в большей или меньшей степени различаются по своим признакам. Фенотипические изменения, возникающие на основе одного и того же генотипа в разных условиях его реализации, называют модификациями. Примеры: содержание жира в молоке животных или массы тела в зависимости от их питания; изменение количества эритроцитов в крови, в зависимости от парциального давления кислорода в воздухе; изменение темпа роста растений в зависимости от степени освещённости и содержания минеральных веществ в почве.
Модификационная изменчивость – это способность организмов приобретать признаки под непосредственным воздействием факторов окружающей среды.
Этот тип изменчивости характеризуется следующими особенностями:
-
Не передаётся по наследству;
-
Затрагивает только фенотип – генотип особи изменениям не подвергается;
-
Определяется условиями существования;
-
Часто (но не всегда) носит приспособительный характер к условиям среды.
Модификации отдельного признака или свойства, формируемого данным генотипом, образуют непрерывный ряд, называемый вариационным. Частота встречаемости каждого варианта в таком ряду различна. Чаще обнаруживаются средние значения признака. Чем дальше признак отстоит от среднего значения, тем реже он наблюдается.
Пределы модификационной изменчивости признака называются нормой реакции, допустимой при данном генотипе.
Пределы модификационной изменчивости (норма реакции)
V – варианты признака;
Р – частота встречаемости вариантов признака.
Цель работы: научиться строить кривые распределения модификаций различных признаков.
Оборудование: таблицы индивидуальной оценки физического развития учащихся первых классов СОШ №2.
Таблица индивидуальной оценки физического развития учащихся первых классов
Фёдоровской СОШ №2.
рост | вес | Окружность грудной клетки | Индекс Кетле (вес/рост2) | |
1а | 124 | 30 | 62 | 20 |
2а | 118 | 20 | 58 | 15 |
3а | 127 | 25 | 60 | 15 |
4а | 120 | 23 | 66 | 15 |
5а | 123 | 27 | 62 | 18 |
6а | 122 | 35 | 70 | 23 |
7а | 122 | 24 | 59 | 17 |
8а | 122 | 34 | 70 | 23 |
9а | 136 | 28 | 61 | 15 |
10а | 119 | 20 | 59 | 14 |
11а | 123 | 25 | 64 | 16 |
12а | 120 | 25 | 62 | 17 |
13а | 127 | 23 | 60 | 14 |
14а | 127 | 27 | 64 | 16 |
15а | 126 | 29 | 63 | 19 |
16а | 128 | 23 | 62 | 14 |
17а | 129 | 25 | 60 | 15 |
18а | 128 | 40 | 77 | 25 |
19а | 123 | 24 | 62 | 16 |
20а | 138 | 26 | 64 | 13 |
21а | 123 | 25 | 61 | 16 |
22а | 131 | 38 | 63 | 22 |
23а | 130 | 28 | 64 | 16 |
1б | 115 | 22 | 59 | 16 |
2б | 120 | 24 | 57 | 16 |
3б | 117 | 19 | 53 | 14 |
4б | 115 | 22 | 59 | 16 |
5б | 122 | 23 | 59 | 16 |
6б | 118 | 22 | 59 | 16 |
7б | 133 | 32 | 66 | 18 |
8б | 125 | 28 | 68 | 18 |
9б | 123 | 28 | 61 | 18 |
10б | 132 | 26 | 62 | 15 |
11б | 124 | 24 | 64 | 16 |
12б | 125 | 24 | 59 | 16 |
13б | 125 | 29 | 60 | 19 |
14б | 123 | 25 | 60 | 16 |
15б | 117 | 24 | 60 | 18 |
16б | 122 | 25 | 65 | 17 |
17б | 122 | 25 | 65 | 17 |
18б | 118 | 21 | 57 | 16 |
19б | 120 | 23 | 63 | 15 |
1в | 116 | 24 | 66 | 17 |
2в | 122 | 23 | 62 | 15 |
3в | 129 | 24 | 63 | 15 |
4в | 135 | 30 | 66 | 16 |
5в | 116 | 25 | 63 | 19 |
6в | 122 | 25 | 62 | 16 |
7в | 123 | 24 | 62 | 16 |
8в | 128 | 25 | 66 | 15 |
9в | 124 | 23 | 57 | 15 |
10в | 118 | 23 | 61 | 16 |
11в | 124 | 29 | 63 | 19 |
12в | 126 | 33 | 68 | 20 |
13в | 124 | 26 | 65 | 17 |
14в | 125 | 22 | 61 | 14 |
Задание: составьте вариационные ряды, постройте по ним вариационные кривые для следующих признаков:
1вариант – рост, вес;
2вариант – окружность грудной клетки, индекс Кетле.
Сравните полученные вариационные кривые.
Запишите вывод.
Вывод должен содержать ответ на вопросы:
-
Какое значение признака встречается наиболее часто?
-
Какой признак характеризуется более широкой нормой реакции?
Используемая литература
-
Бородин П.М., Высоцкая Л.В. и др. / Биология: Общая биология: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. М: «Просвещение». 2010.
-
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. – М.: АГАР, 2000.