Шеина Л.И. стр. 5 08.02.2015

Урок № 1. Введение. Жанры литературных произведений.

Цель:

— показать учащимся, что каждый литературный жанр образован определенным сочетанием качеств, выражающих отношение писателя к предмету изображения.

— формирование чувства прекрасного посредством обращения к скульптурным изображениям муз-покровительниц искусства.

— совершенствование ОУУН ( анализ, сравнение).

Лекция учителя с использованием ИКТ.

Задание учащимся: составление плана –конспекта лекции учителя.

Искусство так же разнообразно и бесконечно, как жизнь, которую оно отражает, пытается понять, осмыслить, преобразить

Слайд № 2.

. Все литературные произведения делятся на 3 рода, каждый из литературных родов включает в себя произведения разных видов или жанров.

Слайд № 3.

Жанр — это сочетание своеобразных свойств , объединяющих произведения данного вида.. Так, басня у разных писателей разных эпох при непохожести сюжетов, образности, художественной манеры имеет ряд устойчивых признаков:

  • Короткий сюжет,

  • Аллегория,

  • Мораль.

Жанр не является чем-то внешним по отношению к смыслу произведения. Это глубинное отношение автора к предмету изображения. То, что возможно в сказке, далеко не всегда может происходить в рассказе. От баллады мы ждем необычайного события, а от басни насмешливой мудрости.

Чтобы понять, чем жанры отличаются друг от друга, обратимся к описанию покровительниц искусства – музам.

Слайд № 4., 5

По греческой мифологии, 9 сестер, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, были спутницами Аполлона, Бога Солнца и искусства. Изображения Муз можно увидеть в Павловском парке в Санкт-Петербурге.

Клио — муза истории,
Талия — муза комедии,
Эрато — муза любовной поэзии,
Эвтерпа — муза лирической поэзии,
Полигимния  — муза пантомимы и гимнов.
Каллиопа — муза эпической поэзии,
Терпсихора — муза танца,
Урания — муза астрономии,
Мельпомена — муза трагедии,

Слайд № 6

Здесь и мудрая Клио – муза истории,

Слайд № 7

и величественная муза астрономии – Урания,

Слайд № 8

и резвая муза танцев Терпсихора.

Познакомимся поближе с музами, которые связаны с разными родами и видами литературы.

Слайд № 9.

Полигимния – муза торжественных песнопений, гимнов. Она строга и благородна. В ее жестах есть энергия порыва и сдержанности.

Гимн – литературный жанр, который берет начало в древности и жив сегодня. Гимн прославляет, он всегда рожден восхищением, он торжественен, мощен, величав, широк по своей мелодичности, по своему дыханию. Это главное свойство жанра. Вспомните «Песню о Буревестнике» М.Горького. Это гимн свободе. Гимновый лад звучит в произведениях Маяковского, Вознесенского, Рождественского.

Слайд № 10

Эрато – муза любовной поэзии. Тело ее сжато напряжением., взгляд ее неотрывен, в нем и нежность, и страдание. О чем поет Эрато? Может быть, на ее устах пушкинское стихотворение «Я вас любил…». Это стихотворение Пушкина можно считать элегией, жанром тоже древним. По-гречески – elegos — жалоба. Элегиями называются стихотворения, проникнутые грустью, печалью. В элегиях звучат мотивы любви, но причиной грусти может быть и разлука с родиной, и размышления о природе, об обществе. Здесь вспоминается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Слайд № 11

Верховной музой лирической поэзии , которой были отданы другие поэтические жанры, считалась Эвтерпа, которая изображалась с двойной флейтой в руке оттого, что при чтении лирической поэзии нужно ощутить родство читателя и поэта, чтобы услышать музыку смысла и стиха. Читатель и поэт должны слиться в едином чувстве, как две флейты в руках Эвтерпы. И только тогда стихотворение открывается и звучит.

Вот эта обращенность лирической поэзии к читателю особенно заметна в таком жанре, как послание. В виде послания написаны стихотворения А.С.Пушкина «Няне», «Пущину», «В Сибирь», «К Чаадаеву». И каждое из этих пушкинских посланий обращено не только к конкретному человеку , близкому поэту, но и к далекому читателю времен Пушкина, и будущих времен. И сквозь века каждому из нас, а не только другу своему Петру Яковлевичу Чаадаеву, говорит Пушкин

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Во всех музах – покровительницах поэтических жанров- заметна взволнованность, открытое проявление чувств : и в гордой Полигимнии, и в страстной Эрато, и в дерзкой и нежной Эвтерпе.

А вот у музы эпической поэзии облик более спокойный и деловитый. Она не столько воспевает, выражает свои чувства, сколько изучает жизнь.

Слайд № 12

Муза Каллиопа изображалась с палочками для писания и навощенными дощечками. В эпосе, действительно, обычно два центра внимания:

  • События, герои, природа – предмет изображения,

  • Автор, который все оценивает и открывает нашему взгляду, повествует о событиях.

Слайд № 13, 14.

Работа со слайдами №№ 15,16,17,18.

Обратить внимание на лиро-эпические жанры.

В них есть событийный сюжет, не растворенный в авторском чувстве. В этих жанрах мы должны одновременно следить за событиями и героями, и автором, повествующем о них и их оценивающим.

Повесть как жанр отличается от рассказа тем, что в ней дана цепь событий, проясняющих судьбу человека. Рассказ, как правило, строится на одном эпизоде, разом проявляющем характер главного героя. Выбор жанра автором уже свидетельствует о том, какое значение придает он описываемым явлениям.

Слайд № 19

Сравним два знакомых нам произведения стихотворение М.Ю.Лермонтова «Два великана» и басню И.А.Крылова «Волк на псарне».

(Чтение произведений учителем или прослушивание записей на CD –диске.)

Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор,

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку,

Псари кричат : « Ахти, ребята, вор!»-

И вмиг ворота на запор,

В минуту псарня стала адом.

Бегут : иной с дубьем,

Иной с ружьем.

«Огня!- кричат,- огня!» — пришли с огнем.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется , хотел бы всех он съесть.

Но, видя то, что тут не перед стадом,

И что приходит, наконец,

Ему расчесться за овец,-

Пустился мой хитрец в переговоры.

И начал так : « Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват т кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры,

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я …» — «Послушай-ка , сосед,-

Тут ловчий перервал в ответ,-

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю,

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами

Уж гремел о нем рассказ,

И померяться главами

Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной

Трехнедельный удалец,

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел-тряхнул главою…

Ахнул дерзкий – и упал!

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною щумит.

Беседа.

Оба произведения написаны о войне 1812 года, о поединке России и Наполеона, оба содержат аллегорию, иносказание.

— Как изображено столкновение русских и французов у Лермонтова?

Как состязание великанов.

— Есть ли описание событий войны 1812 года? Как представлен сюжет?

Сюжет дан обобщенно, главным является выражение отношения поэта к соперникам.

— Как изображен старый русский великан?

Неторопливый, уверенный в своей силе, изображен поэтом с гордостью.

— Что можно сказать об отношении поэта к пришельцу?

Француз изображен с иронией, ирония в конце предложения оборачивается сочувствием к судьбе побежденного.

Вот эта смена чувств : от любования русским богатырем к тревоге, гордости, торжеству и печали – главное в лермонтовском стихотворении. Поэтому оно принадлежит к лирическим жанрам.

— что можно сказать о сюжете в крыловской басне?

У Крылова мы видим , как происходят события, сюжет разработан до мелочей. Крылов позволяет нам самим все увидеть.

— каково его отношение к событиям? Только ли он выражает свои чувства?

Крылов не столько занят выражением своих чувств по поводу происходящего, сколько пытается объяснить их причины.

— Как изображает Крылов хитрость коварного зверя, оказавшегося в жалком и опасном положении?

С откровенной иронией, эти хитрости вызывают смех читателя.

Таким образом, выбор жанра

( лирическое стихотворение или басня) показывает отношение автора к событию. Лермонтов видит в войне 1812 года грозный поединок героев, Крылов – смешную попытку нерасчетливого и наглого врага обмануть тех, на кого он напал.

Следовательно, выбор жанра свидетельствует об отношении автора к изображаемому.

Подведение итогов урока. Фронтальный опрос.

Задание на дом ( письменно):

  1. Какая из Муз больше всего понравилась? Почему? Какие жанры литературы близки? Почему?

  2. Определите, к каким жанрам относятся следующие произведения? Почему? Определите свойства, которые побуждают вас отнести эти произведения к тому или иному жанру. Обоснуйте свой ответ.

« Мцыри» М.Ю.Лермонтова, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Люблю грозу в начале мая» Тютчева.

  1. Читать Эсхил «Прометей Прикованный»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here