Пояснительная записка
к итоговой контрольной работе по биологии
9 класс
Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 9 классе:
— биология как наука;
— эволюция живого мира;
— структурно-функциональная организация организмов;
— размножение и индивидуальное развитие организмов;
— наследственность и изменчивость организмов;
— основы экологии.
В тестах представлены разнообразные задания по темам:
Часть А содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности.
Часть В содержит 5 заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.
В1, В2 — умение проводить множественный выбор;
В3, В4 — умение устанавливать соответствие;
В5 – умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия.
На выполнение теста рекомендуется выделить 45 минут.
Критерии оценивания:
«5» 85% — 100%
«4» 75% — 84%
«3» 51% — 74%
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Вариант — 1 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 4 | 4 | 3 |
Вариант — 2 | 2 | 4 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 |
В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||
Вариант — 1 | 145 | 234 | 211122 | 122112 | ДГВАБ | |||||||||||||||
Вариант — 2 | 126 | 124 | 212112 | 121212 | БАГВД |
Элементы содержания.
Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности | Макс балл | Время выполнения
| |
Часть А | ||||
1 | Биология как наука | Б | 1 | 1 |
2 | Признаки живых организмов | Б | 1 | 1 |
3 | Методы изучения живых объектов | Б | 1 | 1 |
4 | Уровни организации живой материи | Б | 1 | 1 |
5 | Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов | Б | 1 | 1 |
6 | Разнообразие организмов. Вирусы | Б | 1 | 1 |
7 | Клеточная теория | Б | 1 | 1 |
8 | Деление клетки | Б | 1 | 1 |
9 | Химический состав клетки. Функции органических веществ | Б | 1 | 1 |
10 | Структурная организация клетки | Б | 1 | 1 |
11 | Основные понятия генетики | Б | 1 | 1 |
12 | Изменчивость организмов | Б | 1 | 1 |
13 | Основы эволюционной теории | Б | 1 | 1 |
14 | Движущие факторы эволюции | Б | 1 | 1 |
15 | Взаимоотношения организмов | Б | 1 | 1 |
16 | Экологические факторы. | Б | 1 | 1 |
17 | Природные сообщества | Б | 1 | 1 |
18 | Компоненты экосистемы | Б | 1 | 1 |
19 | Цепи питания | Б | 1 | 1 |
20 | Биосфера. Круговорот веществ в природе | Б | 1 | 1 |
Итого часть А | Б | 20 | 20 | |
Часть В | ||||
В1 | Система и многообразие живой природы | П | 2 | 5 |
В2 | Приспособленность организмов | П | 2 | 5 |
В3 | Клеточный метаболизм | П | 2 | 5 |
В4 | Способы использования энергии организмами | П | 2 | 5 |
В5 | Усложнение растений и животных в эволюции | П | 2 | 5 |
Итого часть В | П | 10 | 25 | |
Итого |
| 30 | 45 |
Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс
Вариант — 1
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
|
2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
|
3. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
|
4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?
-
Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов
-
Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм
-
Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм
-
Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки
5. Митохондрии отсутствуют в клетках
-
рыбы-попугая
-
городской ласточки
-
мха кукушкина льна
-
бактерии стафилококка
6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они
-
вступают в симбиоз с растениями
-
находятся вне клетки
-
паразитируют внутри кишечной палочки
-
превращаются в зиготу
7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что
-
растительные организмы состоят из клеток
-
животные организмы состоят из клеток
-
все низшие высшие организмы состоят из клеток
-
клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям
8. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?
|
9. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию
|
10. К эукариотам относятся
-
кишечная палочка
-
амеба
-
холерный вибрион
-
стрептококк
11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
-
Аллельные
-
Доминантные
-
Рецессивные
-
сцепленные
12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость
-
мутационная
-
генотипическая
-
модификационная
-
комбинативная
13. Учение о движущих силах эволюции создал
|
14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
-
свойства живой природы
-
результаты эволюции
-
движущие силы эволюции
-
основные направления эволюции
15. Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между
-
лишайником и березой
-
лягушкой и комаром
-
раком-отшельником и актинией
-
человеческой аскаридой и человеком
16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
-
выборочная вырубка леса
-
соленость грунтовых вод
-
многообразие птиц в лесу
-
образование торфяных болот
17. Что из перечисленного является примером природного сообщества?
|
18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?
-
паразитируют на корнях растений
-
устанавливают симбиотические связи с растениями
-
синтезируют органические вещества из неорганических
-
превращают органические вещества в минеральные
19. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?
-
пеночка-трещотка→жук-листоед→растение→ястреб
-
жук-листоед→растение→пеночка-трещотка→ястреб
-
пеночка-трещотка→ястреб→растение→жук-листоед
-
растение→жук-листоед→пеночка трещотка→ястреб
20. Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере?
-
синтезируют кислород атмосферы
-
синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа
-
участвуют в разложении органических веществ
-
участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере
ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.
В1. Сходство грибов и животных состоит в том, что
-
они способны питаться только готовыми органическими веществами
-
они растут в течении всей своей жизни
-
в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
-
в клетках содержится хитин
-
в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
-
они размножаются спорами
В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:
-
листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
-
Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
-
Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
-
Листопад осенью.
-
Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
-
Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.
В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.
|
В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
|
В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.
А) голосеменные
Б) цветковые
В) папоротникообразные
Г) псилофиты
Д) водоросли
Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс
Вариант — 2
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
|
2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
|
3. Появление электронной микроскопии позволило ученым увидеть в клетке
|
4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?
-
Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки
-
Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов
-
Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм
-
Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм
5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью
|
6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют
-
одноклеточные водоросли
-
вирусы
-
одноклеточные животные
-
бактерии
7. Согласно клеточной теории, клетка – это единица
-
искусственного отбора
-
естественного отбора
-
строения организмов
-
мутаций организма
8. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате
|
9. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются
|
10. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят
|
11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?
-
гетерозиготными
-
гомозиготными
-
рецессивными
-
доминантными
12. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость
-
мутационная
-
модификационная
-
генотипическая
-
комбинативная
13. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит
-
приспособленность организмов к условиям среды
-
способность к неограниченному размножению
-
единовременный акт творения
-
наследственная изменчивость и естественный отбор
14. Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека
-
уплощенной грудной клетки
-
прямохождения
-
членораздельной речи
-
S-образных изгибов позвоночника
15. Конкуренция в сообществах возникает между
-
хищниками и жертвами
-
паразитами и хозяевами
-
видами, извлекающими пользу из связи друг с другом
-
видами со сходными потребностями в ресурсах
16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
-
выборочная вырубка леса
-
многообразие птиц в лесу
-
соленость грунтовых вод
-
образование торфяных болот
17. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных
-
организмов одного вида
-
животных одной популяции
-
компонентов живой и неживой природы
-
совместно обитающих организмов разных видов
18. К редуцентам, как правило, относятся
-
низшие растения
-
беспозвоночные животные
-
грибы и бактерии
-
вирусы
19. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
-
лисица→дождевой червь→землеройка→листовой опад
-
листовой опад→дождевой червь→землеройка→ лисица
-
землеройка→дождевой червь→листовой опад→ лисица
-
землеройка→лисица→дождевой червь→листовой опад
20. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,
-
образуют органические вещества из неорганических
-
питаются органическими веществами живых организмов
-
способствуют нейтрализации ядов в почве
-
разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя
ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.
В1. В чем проявляется сходство растений и грибов
-
растут в течение всей жизни
-
всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела
-
растут только в начале своего индивидуального развития
-
питаются готовыми органическими веществами
-
являются производителями в экосистемах
-
имеют клеточное строение
В2. Среди приведенных ниже приспособлений организмов выберите предупреждающую окраску:
-
яркая окраска божьих коровок
-
чередование ярких полос у шмеля
-
чередование темных и светлых полосу зебры
-
яркие пятна ядовитых змей
-
окраска жирафа
-
внешнее сходство мух с осами
В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
|
В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
|
В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы животных на Земле.
-
Членистоногие
-
Кишечнополостные
-
Земноводные
-
Рыбы
-
Птицы