Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Смоленская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа I и II видов»
(Центр дистанционного образования)
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Подготовка к сжатому изложению»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Иванченкова Виктория Геннадьевна
Смоленск
2014
Тема урока: Подготовка к сжатому изложению.
Тип урока: урок развития речи.
Цели урока:
1. Подготовить учащихся к сжатому изложению.
2. Формировать умение выделять главное из смысловых частей и передавать мысль близко к тексту.
3. Развивать монологическую речь учащихся.
4. Развивать умение письменно излагать свои мысли.
5. Формировать умения работы с текстом:
а) озаглавливание текста;
б) сжатие нескольких частей;
в) работа над лексическим значением слов;
г) работа по орфографии (орфограммы № 1, 2, 8, 10) и пунктуации (пунктограммы № 1, 2, 5).
Орфограмма № 1 — Безударные проверяемые гласные в корне слова.
Орфограмма № 2 — Непроверяемые гласные и согласные.
Орфограмма № 8 — Употребление ь на конце существительных после шипящих.
Орфограмма № 10 — Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з(с).
Пунктограмма № 1 — Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Пунктрограмма № 2 — Запятая при однородных членах предложения.
Пунктограмма № 5 — Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
6. Формировать чувство любви к человеческому труду.
План урока:
1. Организационный момент (1 минута).
2. Целеполагание (2 минуты)
3. Чтение текста. Беседа по тексту (8 минут).
4. Работа с текстом: (13 минут)
а) работа над заглавием;
б) работа над незнакомыми словами;
в) сжатие текста;
г) работа по орфографии и пунктуации.
5. Составление рабочих материалов (5 минут).
6. Повторное чтение текста (3 минуты).
7. Устный пересказ (5 минут).
8. Подведение итогов урока (3 минуты).
Ход урока:
— Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто сегодня дежурный? Дежурный назовите отсутствующих. (На доске записано число, классная работа, тема урока и материалы к уроку). Запишите в своих тетрадях число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
— Класс к уроку готов. Отсутствующих нет.
— Сегодня на уроке мы подготовимся к написанию изложения. Работа на уроке будет строиться следующим образом: вы внимательно слушаете текст, потом мы работаем над текстом, беседуем по содержанию, выясняем все непонятные случаи, чтобы вам было легко справиться с изложением.
Для написания изложения я выбрала текст, который называется «Я научу вас творить чудеса». На доске записаны слова из текста, которые могут быть вам непонятны.
Записи на доске:
Скульптор — художник, создающий объемный художественные произведения путем резьбы, лепки.
Инженер — специалист, создающий новые технические единицы (военный инженер, горный инженер).
Модель — уменьшенное воспроизведение чего-либо, образец (модель самолёта, модель корабля).
Творить — творчески создавать.
— Сейчас я прочитаю текст, а вы слушайте внимательно и подумайте над следующими вопросами: Соответствует ли название текста его содержанию? Как можно назвать текст по-другому?
Я научу вас творить чудеса
Мальчик слушал, как тонкие струны скрипки издавали чудесные звуки. Он прибежал домой и сказал отцу: «Какое чудо музыка! Как я хотел бы стать скрипачом!»
На следующий день мальчик увидел скульптора, лепившего из глины человека. Мальчик снова бросился к отцу: «Как красиво! Хочу стать скульптором». Отец ответил: «Когда ты вырастешь, я позабочусь, чтобы ты стал скульптором».
Однажды мальчик долго наблюдал за инженером, который работал над моделью самолёта. Ему захотелось стать инженером.
Отец сказал мальчику: «Всё это творят руки человека! Когда скрипач, скульптор, инженер были мальчиками, их руки бросали мяч, строили крепости из песка. А теперь эти руки строят самолёты, играют на скрипке, создают скульптуры».
Посмотрел мальчик на свои пальцы и прошептал: «Я научу вас творить чудеса».
(120 слов, из газеты)
— Итак, соответствует ли заглавие текста содержанию?
— Заглавие текста соответствует его содержанию, т.к. в тексте говорится о том, что руки человека могут творить настоящие чудеса.
— Предложите свое заглавие текста.
— Текст можно озаглавить «Волшебные руки человека», «Дело рук человека», «Сотворение чуда».
— Какова основная мысль текста?
— Основная мысль текста состоит в том, что руки человека могут творить чудеса: создавать самолёты, лепить скульптуры, играть на музыкальных инструментах.
— Какую еще работу могут выполнять руки человека?
— Человек может строить крепости и города, лечить людей, писать стихи, рисовать картины, лепить из глины.
— Хорошо. Кем хотел стать мальчик?
— Мальчик хотел стать музыкантом, скульптором и инженером.
— Знаете ли вы чем занимаются эти люди?
— Музыкант играет на музыкальных инструментах, сочиняет музыку. Скульптор создает прекрасные статуи. Инженер проектирует новые технические объекты.
— Правильно. Только ли на скрипке может играть музыкант?
— Музыкант может играть на фортепиано, барабане, арфе, гармошке.
— Только ли из глины может лепить скульптор?
— Скульптор может лепить из гипса, мрамора.
— А теперь подумайте, каким общим родовым словом можно назвать занятие музыканта, скульптора и инженера?
— Музыкант, скульптор и инженер — это профессии.
— Кем хотели бы вы стать в жизни? Почему?
— Я хотел бы стать учителем, чтобы обучать детей; моряком, чтобы путешествовать по различным странам (ответы детей).
— Почему так быстро менялись желания мальчика?
— Мальчик увидел людей за работой и захотел заниматься теми же профессиями, потому что все занятия людей прекрасны. Самое главное — любить свою работу и делать её хорошо.
— Что объяснил мальчику отец?
— Отец объяснил, что руки скульптора, инженера — это руки когда-то обыкновенных детей, которые выбрали любимую профессию и достигли в ней совершенства.
— Что хотел сказать мальчик, прошептавший: «Я научу вас творит чудеса»?
— Мальчик имел в виду, что и его руки научатся творить чудеса, достойно выполнять свою работу и приносить пользу людям.
— Сейчас я прочитаю вам текст еще раз, а вы следите по плану, записанному на доске. Подумайте, за счет чего может быть сокращен текст.
План изложения:
1. Волшебные звуки.
2. Чудо из глины.
3. Модель самолёта.
4. Руки человека могут всё.
5. «Я научу вас творить чудеса».
— Мы с вами говорили о том, что желания мальчика постоянно менялись. Подумайте, за счет чего может быть сокращён текст.
— Текст может быт сокращён за счет объединения первых трёх частей.
— Правильно. Ваши изложения начните следующим образом: «Мальчик слышал звуки скрипки, видел работу скульптора и инженера. Ему захотелось…».
— Ребята, а что такое синонимы?
— Синонимы — это слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие.
— Подберите синонимы к слову «творить».
— Творить — создавать, производить, придумывать, осуществлять.
— Какие слова называются антонимами?
— Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
— Подберите антоним к слову «творить».
— Творить — разрушать, уничтожать.
— В тексте есть имена существительные, оканчивающиеся на шипящие (мяч, скрипач), объясните правописание этих слов, приведите примеры имен существительных, оканчивающихся на шипящие с ь. (Учащиеся делают записи в тетради, один учащийся — на доске).
— Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3 склонения. У других существительных на конце после шипящих мягкий знак не пишется.
Мяч, скрипач (2 скл.)
Рожь, дочь, мышь (3 скл.)
— Объясните написание ь после л в словах мальчик, скульптор, пальцы. (Учащиеся делают записи в тетради, один учащийся — на доске).
— Мягкость л перед согласным всегда обозначается мягким знаком.
Мальчик, скульптор, пальцы.
— Подберите проверочные слова к словам, имеющим безударные проверяемые гласные в корне. (Учащиеся делают записи в тетради, один учащийся — на доске).
Сказал — сказ.
Бросали — бросить.
Создают — созданный.
— Объясните написание слов посмотрел, прошептал, вспомните правописание гласных и согласных в приставках, кроме приставок на з(с).
— Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з(с), пишутся одинаково независимо от произношения. (Учащиеся делают записи в тетради, один учащийся — на доске).
Прошептал, посмотрел.
— Вспомните правописание словарных слов — слов с непроверяемыми согласными и гласными. (Учащиеся делают записи в тетради, один учащийся — на доске).
— Инженер, работа, чудесный, творить.
— Теперь обратим внимание на произношение следующих слов. Обозначьте ударение в них. (Учащиеся делают записи в тетради, один учащийся — на доске).
Инженер — инженеры.
Модель (дэ)
Создать, создал, создала.
— Какими по цели высказывания являются следующие предложения: «Какое чудо музыка!», «Всё это творят руки человека!» Как нужно произносить такие предложения? В каких случаях они употребляются? (Учащиеся делают записи в тетради, один учащийся — на доске).
— Это восклицательные предложения, которые произносятся с особой восклицательной интонацией, выражающей чувства радости, печали, восторга ужаса.
— Какое чувство помогают выразить эти предложения в тексте? Какой знак ставится в конце таких предложений?
— Восклицательные предложения помогают передать чувство восторга, радости, т. к. человек своими руками создает чудо. В конце таких предложений ставится восклицательный знак.
— Определите, какое это предложение:
Теперь эти руки стоят самолёты, играют на скрипке, создают скульптуры. Объясните расстановку знаков препинания в нём, нарисуйте схему. (Учащиеся делают записи в тетради, один учащийся — на доске).
— Это простое предложение с однородными членами. Запятая ставится, т.к. однородные члены не соединены союзами.
— Объясните расстановку знаков препинания в предложении:
Отец сказал мальчику: «Всё это творят руки человека!».
Начертите схему. (Учащиеся делают записи в тетради, один учащийся — на доске).
— Прямая речь выделяется кавычками, первое её слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
— Обратите внимание на знаки препинания в предложении:
Когда скрипач, скульптор, инженер были мальчиками, их руки бросали мяч, строили крепости из песка.
После работы над текстом на доске и в тетрадях учащихся сделана следующая запись.
Я научу вас творить чудеса
Рабочие материалы: | |
1. Волшебные звуки | Мальчик слышал звуки скрипки, видел работу скульптора и инженера. Ему захотелось… |
2. Чудо из глины | |
3. Модель самолёта | |
4. Руки человека могут всё | Отец сказал мальчику: «Всё это творят руки человека!» Были мальчиками, бросали мяч, строили крепости. Теперь эти руки строят самолёты, играют на скрипке, создают скульптуры. |
5. Я научу вас творить чудеса | На пальцы, посмотрел |
— Сейчас я прочитаю текст в последний раз, а кто-нибудь перескажет, опираясь на план и рабочие материалы.
Мальчик слышал звуки скрипки, видел работу скульптора и инженера. Ему захотелось играть на скрипке, лепить из глины и создавать модели самолётов.
Отец сказал мальчику: «Всё это творят руки человека! Когда скрипач, скульптор, инженер были мальчиками, их руки бросали мяч, строили крепости из песка. Теперь эти руки строят самолёты, играют на скрипке, создают скульптуры».
Мальчик посмотрел на свои руки и прошептал: «Я научу вас творить чудеса».
— Правильно. Сегодня на уроке мы подготовились к написанию изложения. Урок окончен.
Литература:
1. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. — М.: Просвещение, 2010.