Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»
1 вариант.
Часть 1 (А 1 – А 10)
При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ
А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно?
1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина; 3. мозгового отдела черепа;
4. грудного отдела позвоночника.
А 2. При свёртывании крови
1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин; 2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин; 3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества; 4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови.
А 3. К возникновению близорукости может привести
1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа; 3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии 30-35 см от глаз.
А 4. Внутренняя среда организма образована
1.клетками тела; 2. органами брюшной полости; 3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника.
А 5. К освобождению энергии в организме приводит
1.образование органических соединений; 2. диффузия веществ через мембраны клеток; 3. окисление органических веществ в клетках тела; 4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.
А 6. Какими свойством обладают нервная и мышечная ткани?
1.проводимостью; 2. сократимостью; 3. возбудимостью; 4. воспроизведением.
А 7.Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется
1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов.
А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии
1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота.
А 9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточной функции
1.щитовидной железы; 2. надпочечников; 3. поджелудочной железы; 4. гипофиза.
А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в
1.наложении шины; 2. наложения жгута; 3. обработка раны йодом;
4. воздействием холодом.
Часть 2.
При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.
В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой
1.состоит из многоядерных волокон; 2. состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3. обладает большей скоростью и энергией сокращения; 4. составляет основу скелетной мускулатуры;
5. располагается в стенках внутренних органов; 6. сокращается медлен, ритмично, непроизвольно.
В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь
1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов.
В 3. В среднем ухе расположены
1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек; 4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня;
6. стремечко.
В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.
Вид иммунитета | |||||
| А. естественный | ||||
| Б. искусственный. | ||||
|
| ||||
|
| ||||
|
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
|
|
|
|
|
Часть 3.
На задание С дайте полный развёрнутый ответ.
С. Какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?
Дополнительное задание.
Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора.
А) наружное ухо.
Б) перепонка овального окна.
В) слуховые косточки.
Г) барабанная перепонка.
Д) жидкость в улитке.
Е) слуховые рецепторы.
|
|
|
|
|
Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»
2 вариант.
Часть 1 (А 1 – А 10)
При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ
А 1. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения
1.насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом; 3.артериальная;
4. смешанная.
А 2. Наложение шины на сломанную конечность
1.уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение; 3. предупреждает смещение сломанных костей; 4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.
А 3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции
1.сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти; 3. срослись фаланги пальцев;
4. большой палец противопоставляется всем остальным.
А 4. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека?
1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена.
А 5.Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани
1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной.
А 6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют
1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка; 3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы.
А 7.Артериальная кровь у человека превращается в венозную в
1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения;
3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах.
А 8. Первичная моча – это жидкость, поступившая
1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца; 2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды; 3. из нефрона в почечную лоханку; 4. из почечной лоханки в мочевой пузырь.
А 9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости
1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи; 3. имеются хрящевые полукольца;
4. воздух согревается и очищается.
А 10. Нервным импульсом называют
1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну; 2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой; 3. процесс сокращения клетки; 4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.
Часть 2.
При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.
В 1. По артериям большого круга кровообращения у человека течёт кровь
1.от сердца; 2. к сердцу; 3. насыщенная углекислым газом; 4. насыщенная кислородом;
5. быстрее, чем в других кровеносных сосудах; 6. медленнее, чем в других кровеносных сосудах.
В 2. Витамины – это органические вещества, которые
1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах; 2. влияют на превращение глюкозы в гликоген; 3. входят в состав ферментов; 4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла; 5. являются в организме источником энергии;
6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей.
В 3. К центральной нервной системе относят
1.чувствительные нервы; 2. спинной мозг; 3. двигательные нервы; 4. мозжечок; 5. мост; 6. нервные узлы.
В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.
Отростки нейрона | |||||
| А. аксон. | ||||
| Б. дендрит. | ||||
|
| ||||
|
| ||||
|
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
|
|
|
|
|
Часть 3.
На задание С дайте полный развёрнутый ответ.
С. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?
Дополнительное задание.
Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.
А) левый желудочек.
Б) капилляры.
В) правое предсердие.
Г) артерии.
Д) вены.
Е) аорта.
|
|
|
|
|
Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»
3 вариант.
Часть 1 (А 1 – А 10)
При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ
А 1. Дыхание обеспечивает организм энергией за счёт
1.синтез органических веществ; 2. окисление органических веществ; 3. поглощения солнечной энергии; 4. круговорота веществ.
А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней
1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества; 3. образуется гликоген;
4. гликоген превращается в глюкозу.
А 3.Причина непрерывного движения крови по сосудам –
1.высокое давление в артериях и низкое в венах; 2. одинаковое давление в артериях и венах; 3. увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам;
4. высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями.
А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо
1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс; 3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины.
А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются
1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной; 3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу.
А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови
1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения; 3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие.
А 7. Вакцина содержит
1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей; 3. готовые антитела;
4. убитых возбудителей.
А 8. В свёртывании крови участвуют
1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты.
А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью
1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез.
А 10. В сером веществе спинного мозга расположены
1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов;
3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.
Часть 2.
При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.
В 1. Неправильная осанка может привести к
1.смещению и сдавливанию внутренних органов; 2. нарушению кровоснабжения внутренних органов; 3. растяжению связок в тазобедренном суставе; 4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы; 5. деформации грудной клетки; 6. увеличению содержания минеральных веществ в костях.
В 2. Поджелудочная железа в организме человека
1.участвует в иммунных реакциях; 2. образует клетки крови; 3. является железой внутренней секреции; 4. образует гормоны; 5. выделяет желчь; 6. выделяет пищеварительные ферменты.
В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится
1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков; 2. все жирные кислоты, необходимые для организма; 3. много витаминов и минеральных веществ; 4. антитела и различные ферменты; 5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника;
6. гормоны роста, необходимые человеку.
В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.
Тип желез | |||||
| А. внешней секреции. | ||||
| Б. внутренней секреции. | ||||
|
| ||||
|
| ||||
|
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
|
|
|
|
|
Часть 3.
На задание С дайте полный развёрнутый ответ.
С. Какие особенности строения эритроцитов связаны с их функциями?
Дополнительное задание.
Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека.
А) хрусталик
Б) роговица
В) зрачок
Г) палочки и колбочки
Д) стекловидное тело
|
|
|
|
Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»
4 вариант.
Часть 1 (А 1 – А 10)
При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ
А 1. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что
1.их стенки выстланы ресничным эпителием; 2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь; 3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;
4. у человека в лёгких воздух поступает медленно.
А 2. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют
1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему.
А 3. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью
1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг.
А 4. Значение дыхания состоит в обеспечении организма
1.энергией; 2. строительным материалом; 3. запасными питательными веществами;
4. витаминами.
А 5. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы
1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли; 2. избежать инфицирования места перелома; 3. согреть повреждённую часть тела;
4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода.
А 6. Затылочная кость соединяется с теменной
1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава.
А 7. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании
1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей.
А 8. Проводниковая часть зрительного анализатора –
1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга.
А 9. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов,
1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться;
3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек.
А 10. Самое высокое давление крови у человека в
1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях.
Часть 2.
При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.
В 1. Какие конечные продукты образуются при окислении белков в клетках тела?
1.аминокислоты; 2. глюкоза; 3. глицерин; 4. вода; 5. углекислый газ; 6. аммиак.
В 2.Что происходит в организме человека после предупредительной прививки?
1.антитела сыворотки уничтожают микробы; 2. в организме вырабатываются ферменты;
3. организм заболевает в лёгкой форме; 4. в организме образуются антитела; 5. происходит свёртывание крови; 6. погибают возбудители заболеваний.
В 3.Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела?
1.снабжение клеток тела артериальной кровью; 2. наличие потовых желез; 3. развитие коры головного мозга; 4. усложнение строения органов чувств; 5. интенсивный обмен веществ; 6. усложнение строения органов пищеварения.
В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.
Отдел пищеварительного канала. | |||||
| А. желудок. | ||||
| Б. тонкая кишка. | ||||
| В. толстая кишка | ||||
|
| ||||
|
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
|
|
|
|
|
Часть 3.
На задание С дайте полный развёрнутый ответ.
С. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?
Дополнительное задание.
Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.
А) вены
Б) аорта
В) артерии
Г) капилляры.
|
|
|
Ответы к контрольным работам.
1 вариант.
А7 — 3 | В1 – 256 | |
А2 -2 | А8 — 4 | В2 – 123 |
А3 – 2 | А9 — 3 | В3 – 356 |
А4 – 3 | А10 – 2 | В4 – 1А 2Б 3Б 4А 5АБ |
А5 – 3 | Дополнительное задание |
|
А6 – 3 | А Г В Б Д Е |
|
2 вариант.
А7 — 3 | В1 – 145 | |
А2 -3 | А8 — 1 | В2 – 126 |
А3 – 1 | А9 — 4 | В3 – 245 |
А4 – 2 | А10 – 1 | В4 – 1Б 2А 3Б 4А 5А |
А5 – 3 | Дополнительное задание |
|
А6 – 1 | А Е Г Б Д В |
|
3 вариант.
А7 — 2 | В1 – 125 | |
А2 -2 | А8 — 4 | В2 – 345 |
А3 – 1 | А9 — 3 | В3 – 135 |
А4 – 4 | А10 – 1 | В4 – 1А 2Б 3Б 4А 5А |
А5 – 3 | Дополнительное задание |
|
А6 – 2 | Б В А Б Д Г |
|
4 вариант.
А7 — 3 | В1 – 456 | |
А2 -2 | А8 — 3 | В2 – 346 |
А3 – 4 | А9 — 2 | В3 – 245 |
А4 – 1 | А10 – 3 | В4 – 1Б 2А 3Б 4В 5Б |
А5 – 1 | Дополнительное задание |
|
А6 – 2 | Б В А Г |
|