Урок русского языка в 4 классе.

Составили: Марининова Г.М., Баранцева О.В., учителя нач.классов

Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся о падежах; развивать умение правильно употреблять их в речи.

  • Развивать монологическую речь, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  • Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению.

  • Воспитывать у учащихся любовь к родному языку.

  • Воспитывать гуманность и товарищество.

  • Воспитывать чувство ответственности за выполнение заданий.

Ход урока

1. Вхождение в урок.

2. Чистописание.

— Сегодня мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметка ), вторая – окончание этого сущ. в именительном падеже ), третья – окончание в винительном падеже (у).

— Определите порядок следования букв, дополните еще одно сочетание букв:

куууууа кууууаа куууааа кууаааа …

3. Словарно – орфографическая работа. Формулирование темы урока.

На доске записаны слова: ц . тата, пе . он, пого . ка, чу . ство, окрес . ность,

ша . ка.

— Запишите слова, вставив пропущенные буквы.

— Какие буквы вставили? (проверка с помощью сигнальных карточек)

— По какому признаку эти слова можно разделить на группы?

— Обведите вставленные буквы в кружочек и подумайте, что они могут означать? (первая буква в названии падежей)

— Сформулируйте тему нашего урока.

4. Закрепление изученного материала.

а) Работа в группах.

— Давайте вспомним названия падежей, вопросы, на которые они отвечают, предлоги, с которыми дружит каждый падеж. Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе.

Задание: отгадайте загадку. Отгадка поможет вам узнать падеж, о котором вы должны

рассказать (с помощью карточек дети составляют рассказ об одном из

падежей: его название, вопросы, предлоги)

  • выступление групп

б) На доске записаны слова: Подъехать (площадь), найти (дорога),

выбежал (роща), дорожить (дружба),

стоять (берёзка), встаёт (туман).

— Сформулируйте задание (Составить и записать словосочетания с данными

словами и, подходящими по смыслу, предлогами. Определить падеж имён

существительных).

  • запись словосочетаний, определение падежа с комментированием у доски

в) Работа над предложением.

— Составьте предложение со словосочетанием, в котором существительное стоит в предложном падеже.

В зимнем тумане встаёт холодное солнце.

-запись предложения под диктовку.

-самопроверка по схеме: ем е а о ое л

синтаксический разбор предложения.

— определение падежей у имён существительных.

— найдите в предложении слова, которые соответствуют схеме:

Докажите правильность своего выбора.

г) Работа в группах.

— Сейчас мы будем работать в группах.

Задание: определить падеж выделенных имён существительных (см. приложение)

— Проверьте свою работу с помощью контрольных карточек. Исправьте, если есть, ошибки.

д) Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.

Карточка № 1 (сильные).

Задание: Из слов каждой строчки составь и запиши предложение так, чтобы получилась пословица. Укажи падеж имён существительных.

— солнышке, при, а, тепло, при, добро, матери

— золото, из, добывают, земли, знания, а, из, книги

— народы, сильны, страны, нашей, дружбой

Карточка № 2 (средние).

Задание: Выберите любые три слова из словарной работы, составьте и запишите с ними словосочетания гл. + сущ. с предлогом. Укажите падеж существительных.

Карточка № 3 (слабые).

Задание: Запишите данные существительные в указанных падежах с предлогами. Выделите окончания.

Д.п. Р.п. Р.п.

шапка Т.п. перрон Д.п. чувство Т.п.

П.п. Т.п. П.п.

5. Рефлексия.

— Что особенно запомнилось?

— Что показалось трудным?

— Покажите карточку – настроения.

6. Домашнее задание.

1. Назовите новые слова: камыш – опушка (мышка)

город — дневник (родник)

Просклонять полученные слова.

2. Составить с данными словами предложения, определить падеж имён сущ.

3. Написать сказку о падежах.

Приложение

1 группа

Определите, в каких падежах употреблено слово дело.

Множественное число.

Дела как сажа бела.

Всех дел не переделаешь.

По твоим делам о тебе судят.

Жизнь дана на добрые дела.

Языком не спеши, а делами не смеши.

Умён на словах, да глуп в делах.

1 группа (контрольная карточка)

Определите, в каких падежах употреблено слово дело.

Множественное число.

Дела(И.п.) как сажа бела.

Всех дел(Р.п.) не переделаешь.

По твоим делам (Д.п.) о тебе судят.

Жизнь дана на добрые дела.(В.п.)

Языком не спеши, а делами(Т.п.) не смеши.

Умён на словах, да глуп в делах.(П.п.)

2 группа

Определите, в каких падежах употреблено слово банты.

Банты Алла потеряла,

И о бантах плачет Алла.

«Нету бантов!» Не беда,

Бабочки летят сюда!

Банты эти прилетели,

На косички Алле сели.

Бантами довольна Алла:

О таких давно мечтала.

Алла новым бантам рада,

Ей других совсем не надо!

2 группа (контрольная карточка)

Определите, в каких падежах употреблено слово банты.

Банты(В.п.) Алла потеряла,

И о бантах(П.п.) плачет Алла.

«Нету бантов(Р.п)!» Не беда,

Бабочки летят сюда!

Банты(И.п.) эти прилетели,

На косички Алле сели.

Бантами(Т.п.) довольна Алла:

О таких давно мечтала.

Алла новым бантам(Д.п.) рада,

Ей других совсем не надо!

3 группа

Определите, в каких падежах употреблено слово дело.

Единственное число.

Дело шуток не любит.

От слова до дела целая верста.

Не по сути дело, а по делу суть.

Ты за дело, а дело за тебя.

Велик телом, да мал делом.

И умён, и крепок, и в деле гож.

3 группа (контрольная карточка)

Определите, в каких падежах употреблено слово дело.

Единственное число.

Дело(И.п.) шуток не любит.

От слова до дела(Р.п.) целая верста.

Не по сути дело, а по делу(Д.п.) суть.

Ты за дело(В.п.), а дело за тебя.

Велик телом, да мал делом.(Т.п.)

И умён, и крепок, и в деле(П.п.) гож.

4 группа

Определите, в каких падежах употреблено слово весна.

В рощах птичье пение,

А в классе – тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется весна.

Склоняем вслух весна, весны

А за окном ручьи слышны.

На парте не сидится мне,

А тут весна, весны, весне

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне …

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце по стене.

4 группа (контрольная карточка)

Определите, в каких падежах употреблено слово весна.

В рощах птичье пение,

А в классе – тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется весна.(И.п.)

Склоняем вслух весна(И.п.), весны(Р.п.)

А за окном ручьи слышны.

На парте не сидится мне,

А тут весна(И.п.), весны(Р.п.), весне(Д.п.)

Весна(И.п.), весны(Р.п.), весне(Д.п.), весну(В.п.),

Весною(Т.п.), о весне(П.п.)

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце по стене.

5 группа

Определите падеж существительного мох:

Жил старичок – моховичок

Из мха он сделал пиджачок.

Он валенки из мха скатал

И сплёл он гамачок.

Он мхом зелёным укрывался,

Он сочным, нежным мхом питался,

Во мхах он жил и не тужил,

Он мхам «спасибо» говорил …

Но был он очень одинок,

Тот старичок – моховичок …

5 группа (контрольная карточка)

Определите падеж существительного мох:

Жил старичок – моховичок

Из мха(Р.п.) он сделал пиджачок.

Он валенки из мха(Р.п.) скатал

И сплёл он гамачок.

Он мхом(Т.п.) зелёным укрывался,

Он сочным, нежным мхом(Т.п.) питался,

Во мхах(П.п.) он жил и не тужил,

Он мхам(Д.п.) «спасибо» говорил …

Но был он очень одинок,

Тот старичок – моховичок …

6 группа

Определите падеж существительного кот:

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте,

Вспоминая о коте.

6 группа (контрольная карточка)

Определите падеж существительного кот:

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот(И.п.).

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь от кота(Р.п.).

А теперь и за версту

Не приблизится к коту(Д.п.).

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота(В.п.),

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом(Т.п.).

Там дрожит и в темноте,

Вспоминая о коте(П.п.).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here