Тема: Клеточное строение организмов.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Форма урока: урок-путешествие

Цель урока: выработать у учащихся умения и навыки работы с микроскопом.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить с устройством увеличительных приборов – микроскопом; дать представление об особенностях строения клеток живых организмов.

Развивающая – формирование умений и навыков работы в группе ; развивать умения анализировать полученную информацию, умения обобщать и делать выводы.

Воспитательная – показать роль инструментального метода в изучении природы, вовлекать в активную практическую деятельность.

Оборудование: карточки в виде 3 моделей машин разного цвета: красные, желтые и зеленые ( для разделения класса на группы) , карточки с изображением сред обитания , с изображением животных, карточки «Ребус», «Дерево ожиданий», карточки- красные и зеленые яблоки, рабочие карты, конверты с буквами, изображениями органоидов и текстом- подсказкой.

Ход урока:

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Цель: настроить учащихся на рабочий лад, дать установку на урок.

Здравствуйте! Я рада встрече с вами, а вы? Давайте поприветствуем друг друга: повернитесь друг к другу, улыбнитесь, теперь поздоровайтесь с нашими гостями ладошками, головами, плечами.

Дети здороваются, как говорит им учитель.

Постановка цели

Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, но не простое, а виртуальное.

Давайте подумаем и узнаем, куда мы отправимся.

Решите ребус и узнаете, куда мы сегодня путешествуем.

П

Живой организм

осле ответов учащихся тема урока вывешивается на доске

А

Б

В

Г

1

В

Н

Ф

Р

2

П

Ж

З

Е

3

У

А

О

Ц

4

И

М

Г

Й

2б,4а,1а,3в,4г,

3в,1г,4в,3б,1б,4а,2в,4б

учащиеся находят слова и составляют словосочетания – объект путешествия( живой организм)

Проверка домашнего задания

Цель: повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме.

Для путешествия нам понадобится багаж, каждая группа будет собирать чемодан ( вывешиваются на доске 3 чемодана красного, желтого и зеленого цвета)

Первое, что мы с вами сделаем – это украсим наше дерево ожиданий. Напишите пожалуйста на красных яблоках, то , что вы ожидаете от сегодняшнего урока, а на зеленых — ваши опасения (ваши страхи, если они есть)

Из списка животных выбрать и заселить определенную среду обитания: медведь, орел, акула, ерш, ласточка, заяц, кенгуру,

воробей, окунь ( на листочках соответствующего цвета)

— Одна из сред осталась, не заполнена, какая?

Приведите примеры животных обитающих в почвенной среде. Можете ли вы отнести всех этих животных к группе живых организмов? Почему?

-Перечислите основные свойства живых организмов

Дети записывают ответы на листочках и вешают их на дерево ожиданий .

Участники группы находят о приклеивают животных в свою среду обитания и вывешивают свои схемы на доску.

Учащиеся называю животных, обитающих в почве. Перечисляют основные свойства живых организмов.

— Из чего состоят все живые организмы?

— Что мы можем использовать для изучения организма?

На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с устройством микроскопа и даже успели рассмотреть строение нервной клетки и клеток крови. Я вам предлагаю вспомнить этот материал , но работать мы будем по принципу «Автобусной остановки»

Уч-ся делают свои предположения

Актуализация знаний.

Цель: выявить уровень знаний по изучаемой теме Изучение нового материала:

Введение в тему.

Погружение в тему.

«Автобусная остановка»

( учащиеся работают на листочках соответствующего цвета и поля, после перемещения- группы могут соглашаться с ответами , дополнять или изменять их)

  1. Строение микроскопа.

Красный

желтый

белый

  1. Правила работы с микроскопом.

Зеленый

желтый

белый

  1. Строение и функции клетки

Красный

Зеленый

белый

Мы с вами сказали , что клетки можно рассмотреть с помощь микроскопа. Вспомнили 3 основных органоида клетки. ( на доску вывешивается изображение клетки, которая содержит только ядро, цитоплазму и клеточную мембрану) Но кроме ядра, цитоплазмы и мембраны в составе клеток можно встретить и другие органоиды. Какие?

Посмотрите внимательно на рисунок, и вы сможете ответить на мой вопрос.

А знаете ли вы какие функции выполняют эти органоиды?

Я предлагаю вам еще раз поработать в группах. С помощью подсказок , которые лежат в конверте на ваших столах ( карточки с буквами, рисунок органоида и текст) вы определите с каким органоидом клетки будет работать ваша группа. И вторая ваша задача- с помощью текста определить функцию этого органоида.

Дети работают по группам (перемещаясь в часовом порядке).

Учащиеся защищают свои работы у доски:

  1. Строение микроскопа.

  2. Правила работы с микроскопом.

  3. Строение и функции клетки.

Учащиеся работают с учебником ( стр.110) и находят: митохондрию, лизосомы и аппарат Гольджи.

Работа в группах . ребята достают из конверта карточки с изображением букв, составляют из них название органоида и по тексту определяют его функцию.

Защита групп и дополнение рисунка «Клетка»

Закрепление.

Цель: повторить и закрепить изученный материал.

Рефлексия

К сожалению, наше путешествие подходить к концу. Нам пора возвращаться домой.

У вас на столах лежат красные и зеленые яблоки . Если ваши ожидания подтвердились, а опасения нет- то вы вывешиваете на наше дерево красные яблоки. А если ваши ожидания не подтвердились, и не исчезли ваши опасения, то зеленые.

Записывают свои впечатления на листочках.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель выставляет оценки за урок.

Стр.107-111

Творческие задания:

— вылепить, нарисовать или сделать аппликацию клетки.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here