Тема: Клеточное строение организмов.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Форма урока: урок-путешествие
Цель урока: выработать у учащихся умения и навыки работы с микроскопом.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить с устройством увеличительных приборов – микроскопом; дать представление об особенностях строения клеток живых организмов.
Развивающая – формирование умений и навыков работы в группе ; развивать умения анализировать полученную информацию, умения обобщать и делать выводы.
Воспитательная – показать роль инструментального метода в изучении природы, вовлекать в активную практическую деятельность.
Оборудование: карточки в виде 3 моделей машин разного цвета: красные, желтые и зеленые ( для разделения класса на группы) , карточки с изображением сред обитания , с изображением животных, карточки «Ребус», «Дерево ожиданий», карточки- красные и зеленые яблоки, рабочие карты, конверты с буквами, изображениями органоидов и текстом- подсказкой.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||
Организационный Цель: настроить учащихся на рабочий лад, дать установку на урок. | Здравствуйте! Я рада встрече с вами, а вы? Давайте поприветствуем друг друга: повернитесь друг к другу, улыбнитесь, теперь поздоровайтесь с нашими гостями ладошками, головами, плечами. | Дети здороваются, как говорит им учитель. | ||||||||||||||||||||||||
Постановка цели | Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, но не простое, а виртуальное. Давайте подумаем и узнаем, куда мы отправимся. Решите ребус и узнаете, куда мы сегодня путешествуем.
П Живой организм осле ответов учащихся тема урока вывешивается на доске
|
2б,4а,1а,3в,4г, 3в,1г,4в,3б,1б,4а,2в,4б учащиеся находят слова и составляют словосочетания – объект путешествия( живой организм)
| ||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания Цель: повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме. | Для путешествия нам понадобится багаж, каждая группа будет собирать чемодан ( вывешиваются на доске 3 чемодана красного, желтого и зеленого цвета) Первое, что мы с вами сделаем – это украсим наше дерево ожиданий. Напишите пожалуйста на красных яблоках, то , что вы ожидаете от сегодняшнего урока, а на зеленых — ваши опасения (ваши страхи, если они есть)
Из списка животных выбрать и заселить определенную среду обитания: медведь, орел, акула, ерш, ласточка, заяц, кенгуру, воробей, окунь ( на листочках соответствующего цвета)
— Одна из сред осталась, не заполнена, какая? Приведите примеры животных обитающих в почвенной среде. Можете ли вы отнести всех этих животных к группе живых организмов? Почему? -Перечислите основные свойства живых организмов | Дети записывают ответы на листочках и вешают их на дерево ожиданий .
Участники группы находят о приклеивают животных в свою среду обитания и вывешивают свои схемы на доску.
Учащиеся называю животных, обитающих в почве. Перечисляют основные свойства живых организмов. | ||||||||||||||||||||||||
| — Из чего состоят все живые организмы? — Что мы можем использовать для изучения организма? На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с устройством микроскопа и даже успели рассмотреть строение нервной клетки и клеток крови. Я вам предлагаю вспомнить этот материал , но работать мы будем по принципу «Автобусной остановки» | Уч-ся делают свои предположения | ||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. Цель: выявить уровень знаний по изучаемой теме Изучение нового материала: Введение в тему.
Погружение в тему. | «Автобусная остановка» ( учащиеся работают на листочках соответствующего цвета и поля, после перемещения- группы могут соглашаться с ответами , дополнять или изменять их)
Красный
желтый
белый
Зеленый
желтый
белый
Красный
Зеленый
белый
Мы с вами сказали , что клетки можно рассмотреть с помощь микроскопа. Вспомнили 3 основных органоида клетки. ( на доску вывешивается изображение клетки, которая содержит только ядро, цитоплазму и клеточную мембрану) Но кроме ядра, цитоплазмы и мембраны в составе клеток можно встретить и другие органоиды. Какие? Посмотрите внимательно на рисунок, и вы сможете ответить на мой вопрос. А знаете ли вы какие функции выполняют эти органоиды?
Я предлагаю вам еще раз поработать в группах. С помощью подсказок , которые лежат в конверте на ваших столах ( карточки с буквами, рисунок органоида и текст) вы определите с каким органоидом клетки будет работать ваша группа. И вторая ваша задача- с помощью текста определить функцию этого органоида. | Дети работают по группам (перемещаясь в часовом порядке).
Учащиеся защищают свои работы у доски:
Учащиеся работают с учебником ( стр.110) и находят: митохондрию, лизосомы и аппарат Гольджи.
Работа в группах . ребята достают из конверта карточки с изображением букв, составляют из них название органоида и по тексту определяют его функцию.
Защита групп и дополнение рисунка «Клетка» | ||||||||||||||||||||||||
Закрепление. Цель: повторить и закрепить изученный материал.
Рефлексия | К сожалению, наше путешествие подходить к концу. Нам пора возвращаться домой. У вас на столах лежат красные и зеленые яблоки . Если ваши ожидания подтвердились, а опасения нет- то вы вывешиваете на наше дерево красные яблоки. А если ваши ожидания не подтвердились, и не исчезли ваши опасения, то зеленые. | Записывают свои впечатления на листочках. | ||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов. Домашнее задание. | Учитель выставляет оценки за урок. Стр.107-111 Творческие задания: — вылепить, нарисовать или сделать аппликацию клетки. | Дети записывают домашнее задание в дневник. |