Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
Троицкого муниципального района Челябинской области
Конспект урока по природоведению
в 5 классе
«Вода. Экологические проблемы использования воды»
Подготовила учитель биологии и
химии высшей категории
Путина Юлия Климентьевна
2013
Тема урока: Вода. Экологические проблемы использования воды».
Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами использования воды.
Задачи:
образовательная – показать значение воды в жизни человека, его роль в загрязнении гидросферы;
развивающая — развивать способности логического мышления при изучении нового материала , опираясь на полученные знания;
воспитательная — воспитывать интерес к биологии и бережное отношение к природе.
Оборудование: глобус, карта полушарий, картины или слайды с компьютера с изображением воды (водопады, реки, моря, океаны, айсберги, ледники, снежные лавины).
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I.Актуализация знаний.
Тестовые задания по теме:
«Воздух. Состав и свойства. Изменение состава воздуха с высотой».
II. Изучение нового материала.
Мы поговорим сегодня с вами, ребята, об одном из величайших богатств на Земле, без которого не было бы жизни на нашей планете. Что это за богатство? Послушайте эти строки, и все вам станет понятно.
Спросил на днях Малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
-Откуда ты?
Вода в ответ: Издалека, из океана!
Потом Малыш гулял по лесу.
Росою искрилась поляна.
— Откуда ты?- спросил росу.
— Поверь, и я из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот: -Знай, Малыш,
И я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
— Откуда ты? Ты кто такой?
— И я, дружок из океана!
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке-
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
(Дети отвечают).
Да, действительно, речь пойдет о воде!
Если бы мы быстро раскрутили глобус, который я держу в руках, то нам показалось бы, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем в 2 раза больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой.
А сколько же воды в морях и океанах вместе? Не знаете?
Представьте себе, что если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, и все океаны, моря, озера, реки разлились по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды.
Океанов на свете всего четыре. Вспомните, как они называются? (Ответ: Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Атлантический).Давайте найдем их на карте.( Дети показывают на карте).
Морей – тридцать. В сказках, песнях, что ни море, то обязательно «сине море»:
В синем море звезды блещут,
В синем море волны плещут.
А.С.Пушкин
Если взглянуть на карту мира, то ни одно море не называется синим. Зато есть и Белое, и Черное, и Желтое, и даже Красное. Но спроси моряков – какого цвета морская вода? В один голос скажут: и в Черном, и в Красном, и в Белом – синяя. Но никакой путаницы здесь нет. Просто Красное море, действительно, бывает красным – на его поверхность всплывают бурые и красные водоросли. Желтое море, и вправду, желтое, но не повсюду, а лишь там, где в него впадает широкая река Хуанхэ – Желтая река. Она выносит в море столько мути, что море на десятки километров становится мутновато-желтым.
Зимой, когда дуют холодные ветра, и разгуливают по широкому простору свинцово-серые волны-великаны – синее Черное море насупится, потемнеет. Поэтому и его назвали Черное, что значит « суровое, грозное, опасное».
Природа нашего края тоже одарила нас с щедростью. Это крупные реки – Белая, Урал, Тобол, Уй, Санарка; самые «поэтичные челябинские озера: «Увильды – «голубая жемчужина Урала; Тургояк – « озеро- родник», младший брат Байкала; Зюраткуль – «Уральская Рица».
А теперь давайте представим на секунду, что вдруг исчезла вся вода на нашей планете. Что случилось бы?
(Ученики предлагают разные варианты ответов):
-
люди не смогли бы приготовить пищу, умываться, стирать белье;
-
не работали бы фабрики и заводы;
-
остановился бы железнодорожный, автомобильный транспорт;
-
без полива растений не было бы урожаев;
-
не было бы жизни на Земле.
Как вы думаете, ребята, какая вода нужна растениям, животным и человеку?
(Дети отвечают).
-Верно! Пресная.
Но пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле лишь 2%, причем 3/4ее части приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Именно поэтому почти четверть населения нашей страны не обеспечена питьевой водой.
Гонконг, например, получает питьевую воду из Китая по трубопроводу. На привозной воде существует целое государство – Алжир!
По сообщениям печати, ФРГ, Голландия, Дания планируют закупку чистой воды в Швеции.
В нашей стране тоже есть районы, где воды не хватает ни для бытовых, ни для промышленных нужд.
Давайте посмотрим, сколько воды расходуется нашей промышленностью и сельским хозяйством (Данные приведены в таблице)
Количество потребляемой воды | |
1.Выплавить 1 тонну металла | 250 тонн воды |
2.Изготовлние 1 тонны цемента | 5 тонн воды |
3.Изготовление 1 килограмма бумаги | 100 литров воды |
4.Вырастить 1 тонну пшеницы | 1500 тонн воды |
5.1 тонна хлопка | 10 000 тонн воды |
6.На 1 жителя в городе расходуется | 300-500 литров воды в сутки |
Вывод: необходимо беречь воду, охранять от неразумного использования и загрязнения. Какие меры предпринимает наше правительство для решения этих проблем?
(Дети отвечают):
-
строительство специальных сооружений для очистки загрязненных вод;
-
создание установок – опреснителей (город Шевченко на Каспийском море);
-
издание законов об охране водных ресурсов;
-
необходимо экономно расходовать воду.
Доказано, что использование человеком природных богатств при полном незнании законов природы, часто приводит к тяжелым непоправимым последствиям. Пример тому, печальная судьба Аральского моря, погибшего по вине людей, нависшая угроза над такими крупными водоемами как Байкал, Ладожское озеро, Волга и другие. Огромные территории стали опасны для проживания людей в результате Чернобыльской катастрофы.
Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем; людей не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счет. И расплата может быть очень тяжелой.
Какова же роль человека в загрязнении водоемов?
Загрязнение
водоемов
Одним из видов загрязнения водоемов является тепловое загрязнение. Это означает, что электростанции, промышленные предприятия очень часто сбрасывают в водоем подогретую воду. В результате с повышением температуры в водоеме уменьшается количество кислорода, увеличивается токсичность загрязняющих воду примесей, нарушается биологическое равновесие. В загрязненной воде с повышением температуры бурно развиваются болезнетворные организмы, вирусы. Попав в питьевую воду, они вызывают вспышки инфекций. Проблема загрязнения водоемов стоит особенно остро не только в нашей стране. По словам западногерманских ученых, Рейн являет собою насыщенный раствор дегтя! Вода этой реки содержит десятки тысяч тонн различных вредных солей, ядовитых веществ.
Сток кислот в реку Северный Потомак (США)достиг таких размеров, что там запрещено не только купаться, но и пользоваться алюминиевыми и деревянными ложками – их разъедает кислота!
В рыбе, обитающей в Северном море, накапливаются ядохимикаты, применяемые для защиты растений.
Выбросы нефти, по оценке национальной академии наук США, составили к концу 70-х годов около 10 млн тонн. Все это происходит в результате катастроф танкеров и супертанкеров.Таким образом, мы видим, что моря и океаны на нашей планете не такие уж синие.
Послушаем стихотворение и задумаемся, а что мы можем посильного сделать для того, чтобы помочь сохранить взрослым наше голубое богатство!
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно « освоили» планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
III. Повторение и обобщение материала
Каково значение воды для человека, животных?
Каковы основные источники загрязнения воды?
Какие мероприятия по сохранению чистоты водоемов проводятся?
«Отгадай загадку»
Белая морковка, а зимой растет.
(Сосулька)
Не море, не земля,
Корабли не плавают, а ходить нельзя.
(Болото)
Кругом вода, а с питьем беда.
(Море)
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь.
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
(Река)
Не драгоценный камень, а светится.
(Лед)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд)
Экологические задачи «Устами младенца»
Детские высказывания:
1).Его производит обыкновенная корова.
2).В небольших количествах он очень полезен.
3).Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
4).При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
5).Его необходимо компостировать.
(Навоз).
1).У меня много игрушек сделано из нее.
2).Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
3).Предметы, приготовленные из нее мало весят.
4).Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5).ЕЕ нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса)
1).Это то, без чего уже не можем прожить.
2).Этим мы пользуемся каждый день.
3).Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
4).Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
5).С помощью этого все становится чище.
(СМС)
1).Это легче воды.
2).Это может плавать на воде и не тонет.
3).В речке этого много, когда в ней моют машины.
4).Это мешает дышать рыбам.
5).Это надо удалять с поверхности воды.
(Машинное масло)
Тестирование познавательного интереса к предмету
Оцените свою работу на уроке.
1.Какое чувство преобладало у вас на уроке?
а) любопытство; б) интерес; в) равнодушие.
2.На уроке вам было:
а) трудно, интересно; б) легко, интересно;
в) трудно, неинтересно; в) легко, неинтересно.
Домашнее задание:
Учебник Пакуловой В.М., Ивановой Н.В.Природа неживая и живая. 5 класс.- стр87.
Творческое задание: Нарисовать на альбомном листе эмблему-знак об охране воды.
Список использованных источников:
1.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа неживая и живая. 5 класс. – М.: Дрофа, 2012.
2.Попова Л.А. Открытые уроки. Природоведение. Биология. 5-8 классы. М.: «Вако»,2009.
3.Бакунин В.А., Воронцов В.Н, Матвеев А.С. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. – Челябинск, 1993.
4.Литвинова Л.С., Дендебер, Жиренко О.Е. Пойми живой язык природы. – Воронеж, 2006.
5.Тюмасеева З.И., Гуськова Е.В. Окружающий мир – Региональные особенности, уральский вариант. 5 класс. – Челябинск, «Взгляд», 2003.