МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
конспект урока
Скелет человека, его значение, строение скелета
8 КЛАСС
подготовила
учитель биологии
вторая категория
Сахбутдинова Раушания Робертовна
Нижнекамск– 2011
ТЕМА: « Скелет человека, его значение, строение скелета»
ЦЕЛИ УРОКА: расширить знания о строении и функциях скелета.
продолжить формирование умений:
а) выявлять особенности скелета человека,
связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
б) находить отличительные особенности
скелета человека от млекопитающих и животных.
формировать сознательное отношение к особенностям
своего скелета.
Образовательные: раскрыть особенности строения скелета человека, деление его на отделы. Продолжить развитие умений изучать, анализировать и делать выводы при изучении материала и натуральных объектов.
Развивающие: совершенствовать умения проводить наблюдения за натуральными объектами, давать общую характеристику изучаемого материала; продолжить тренировку памяти, развития умения анализировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках. Развивать внимание, аккуратность, наблюдательность. Продолжить развивать навыки работы с ПК.
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека, формирование осознания необходимости заботиться о своем здоровье на основе знаний строения скелета человека. Продолжить развитие умений учащихся работать в группах, слушать оппонентов.
ОБОРУДОВАНИЕ : модели скелета ,черепа; индивидуальные опорные схемы.
Методы и формы учебной деятельности: поисково-исследовательский, сравнительный, эвристическая беседа, метод проблемного изложения материала.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала. Исследование строения скелета человека.
ХОД УРОКА:
Деятельность учащихся | |
Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста, учебные принадлежности: учебник, опорные схемы. Ваша задача- работать быстро и продуктивно. Работать сегодня будем с опорными схемами. |
|
Актуализация знаний. Ребята, на прошлом уроке я давала опережающее задание по теме : «Скелет человека» Рассказ « Движение- это жизнь»- заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения- тянуться, хватать различные предметы. Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно- двигательный аппарат. Что такое скелет? |
|
.
Первая группа
Значение ОДС: опора и сохранение форм тела движение защита органов от травм
Функции активной и пассивной части. Функции активной части:
Функции пассивной части: 1.Двигательная 2.Защитная 3.Формообразующая 4.Опорная 5. Кроветворная 6. Обменная |
| |||||||||
Переходим к изучению скелета человека. Правильное ли утверждение: что скелет человека состоит из тех же отделов, что и скелет млекопитающих? Работают 2 группа Назвать и показать на модели отделы скелета человека. Слайд №6
Какие же отделы существуют. Перечислите их? Слайд №7 | Вторая группа
Скелет позвоночника Грудная клетка
|
| ||||||||
3 группа получила задание: «Особенности строения черепа человека» Найти и показать на модели части скелета черепа. Найти и показать на модели основные кости частей черепа. Продемонстрировать одноклассникам на себе расположение основных костей черепа. Слайд№8
| — Третья группа
|
| ||||||||
Изучаем строение позвоночника. 4 группа получила задание: « Строение позвоночника» Найти отделы позвоночника. Выяснить, какие особенности в строении позвоночника появились, в связи с прямохождением Слайд № 9 Строение грудной клетки. Какими костями образована грудная клетка? Выявить особенности строения, формы грудной клетки в связи с прямохождением.
Слайд №10 | В связи с прямохождением позвоночник имеет S-образный изгиб, тем самым смягчает толчки при движении. Состоит из отделов: шейный (7) грудной (12) поясничный (5) крестцовый (5) — крестец копчиковый (3-4)
Грудная клетка расширена в стороны, что увеличивает размах руки и является приспособлением в связи с прямохождением. Грудная клетка состоит из:
грудной отдел позвоночника грудина ребра (10 скреплены, а 2 нет)
|
| ||||||||
5 группа получила задание разобрать « Пояс верхних конечностей» Свободные конечности Слайд № 11 | Пояс верхних конечностей состоит из : ключица лопатки. Свободные конечности состоят из костей: плечевой кости локтевой кости лучевой кости костей запястья костей пястью фаланги пальцев. |
| ||||||||
6группа Получила задание разобрать «Пояс нижних конечностей» « Свободных конечносте» Слайд №12 |
Пояс нижних конечностей состоит из: тазовых костей свободные конечности состоят из: бедренной кости большой берцовой малой берцовой кости стопы (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев, пяточная кость) | грудная клетка | ||||||||
7 группа должна была выявить «Отличительные особенности скелета от млекопитающих и животных» Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд №16 Слайд № 17 Слайд № 18 |
|
| ||||||||
Выведите понятие скелет. Слайд №19 | Делают выводы: « Скелет – совокупность твердых тканей» Функции :
|
| ||||||||
Закрепление. По группам даются кроссворды | Работают в группах, разгадывают кроссворд. |
| ||||||||
Давайте подведем итоги урока в виде Синквейна Назовите имя существительное нашей темы? 3 прилагательных. 3 глагола. Девиз « Движение- это жизнь» Последнее слово в нашей теме –« Опора» | Синквейн: 1.Скелет 2.Кроветворная, формообразующая, формирующая. 3.Двигаться, защищать, служат опорой. |
| ||||||||
Записывают в дневниках: изучить материал учебника на с. 98-101, задание в рабочих тетрадях. Выставление оценок. |
|
|
Список использованной литературы
-
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.-8 кл. Биология. Человек. –М,: Дрофа,2007.
-
Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2008.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки биологии Кирилла и Мефодия « Человек и его здоровье» — 8 класс.