МВСОУ ЦО
г. Омутнинска Кировской области
Урок биологии по теме
«Кожа – барьер
между организмом и внешней средой»
(8 класс)
Шангина Ирина Владимировна –
учитель биологии
2011
Урок биологии по теме
«Кожа – барьер между организмом и внешней средой»
(8 класс)
Технология критического мышления.
Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, ее применение в новой учебной ситуации.
Образовательные задачи: познакомить учащихся со строением и функциями кожи.
Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная).
Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Проект урока
Этапы:
1.Стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:
-
Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
-
Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
-
Пробудить ученика к активной деятельности на уроке.
2. На стадии осмысления задача – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.
3. Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексия).
Основные задачи деятельности на этой стадии:
-
Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
-
Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
-
Анализ всего процесса изучения материала.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Вызов | Целеполагание. Учитель зачитывает информацию для осмысления. Организует прогнозирование задач урока. | Осмысление информации.
Предположения учащихся |
Осмысление | Учитель организует работу с текстом и рисунком. Предлагает ответить на вопрос урока.
| Чтение текста и запись функций кожи. Составление кластера по рисунку. Заполнение таблицы. Самопроверка по образцу. |
Рефлексия | Предлагает ответить на вопрос урока. Предлагает выполнить задание «Составьте трехзначное число» по теме урока. | Новое осмысление информации, предложенной в начале урока. Составление трехзначных чисел |
Итоги урока | Подводит итоги урока. | Записывают Д/З |
Конспект урока:
Урок я хочу начать с информации для размышления.
В середине 17 века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» — олицетворение «золотого века». Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке. Мальчик заболел и вскоре умер. Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка.
Какие мысли у вас возникли по этому поводу? (слайд №1)
Как вы думаете, в какой теме курса биологии мы можем найти ответ на вопрос о причине гибели мальчика? (слайд №2)
Что нужно знать о коже, чтобы ответить на вопрос о причине гибели мальчика?
Нужно знать строение и функции кожи. Этим мы сейчас и займемся.
Задание:
-
Прочитайте предложенный текст и выпишите все найденные вами функции кожи.
На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров – защита от различных воздействий. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.
Благодаря плотности эпидермиса, упругости волокон дермы и мягкой подстилки кожа предохраняет расположенные под ней ткани и органы от механических травм. Упругость подстилки, состоящей из подкожной жировой клетчатки, и строго упорядоченное расположение волокон дермы придают коже свойство амортизатора.
Поверхность эпидермиса смазана кожным салом, вырабатываемым сальными железами. Эта жировая мантия предохраняет кожу и подлежащие ткани от вредного действия химических веществ.
На поверхности кожи всегда находятся микробы. Однако сквозь здоровую кожу они проникнуть не могут. Кожа, находясь в состоянии постоянного отшелушивания роговых клеток, вместе с ними механически освобождается от микробов, а химические особенности кожного сала и пота, кислая реакция кожи создают неблагоприятную среду для их развития и жизнедеятельности. Кроме того, здоровая кожа вырабатывает особые защитные вещества, убивающие микробы.
В коже находятся потовые и сальные железы. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной в ней поваренной соли и 1% органических веществ – мочевины, мочевой кислоты, аммиака. Усиленное потоотделение освобождает от излишнего напряжения почки, что иногда используется с лечебной целью при их заболевании. Вместе с потом из организма выводятся ядовитые вещества, попавшие в организм с пищей, а также задержавшиеся в нем лекарственные вещества.
Через кожу удаляется 2% углекислого газа, через кожную поверхность попадает в организм 1 % кислорода. Здоровая кожа – плохой проводник тепла и электричества, а наличие в ней пигмента меланина защищает от чрезмерного воздействия световой энергии.
Кожа участвует в теплорегуляции. Температура тела всегда остается постоянной. Значит, в разное время года идет разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности, движения.
В коже размещено огромное количество чувствительных нервных окончаний. Так, на 1 см2 кожи имеется около 100-250 таких окончаний. Прикосновение, давление, вибрация, боль, холод и тепло, осязание предметов: все это воспринимается кожей.
Проверьте свою работу (слайд №4)
Появились ли у вас новые идеи о причине гибели мальчика? (слайд №5)
Нам необходимо выяснить, какое же строение имеет это орган, выполняющий столько функций.
А для этого выполните задание:
1. Изучите по рисунку строение кожи (слайд №6)
2.Дополните схему недостающей информацией:
СТРОЕНИЕ КОЖИ
? ? ?
? ? ?
? ?
?
?
Проверьте выполнение задания (слайд №7)
Используя свои записи, составленную схему, учебный текст, заполните таблицу «Взаимосвязь строения и функций кожи» (слайд №8)
Можете ли вы что-то дополнить к своей версии объяснения гибели «золотого мальчика»? (слайд №9)
Ознакомьтесь с предложенной информацией и четко сформулируйте ответ на вопрос о причине гибели мальчика.
А сейчас проверим, как Вы усвоили новый материал. Выполните задание «Составьте трехзначное число» (выпишите номера предложений, описывающих один слой кожи) (слайд №10)
-
Наружная поверхность слоя состоит из мертвых клеток.
-
Слой пронизан кровеносными сосудами и нервными окончаниями.
-
В живых клетках содержится пигмент.
-
Самый глубокий слой, связывающий кожу с костями и мышцами.
-
Защищает организм от переохлаждения.
-
Защищает кожу от действия твердых частиц, газов, жидкостей.
-
Здесь находятся сальные и потовые железы, корни волос.
-
Образован соединительной тканью.
-
Откладываются запасные питательные вещества – жиры.
Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения задания (слайд № 11)
Д/З:
-
Выучить в тетради.
-
* Составить тест из 10 вопросов (три варианта ответа)
-
*Составьте синквейн по теме урока.
Рефлексия: Оцените свою работу на уроке, выберите карточку с определенным символом, соответствующему вашему настроению.
-
очень низкая оценка, негативное отношение;
-
невысокая оценка, безразличное отношение;
-
удовлетворительная оценка, позитивное отношение;
-
хорошая оценка, позитивное отношение;
-
очень высокая оценка,
Список использованной литературы:
-
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
-
Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2008.
-
Строение кожи
эпидермис ? ?
? ? ? ? ??
?
?
?
Приложение 3. Используя свои записи, составленную схему, учебный текст, заполните таблицу «Взаимосвязь строения и функций кожи» (слайд №8)
Взаимосвязь строения и функций кожи
строение функции Эпидермис Ороговевшие мертвые клетки
Живые клеткиДерма
Рецепторы
Потовые железы
Сальные железы
Кровеносные сосуды
Эластичные и коллагеновые волокна
Гиподерма Жировая клетчаткаПриложение 4. Ознакомьтесь с предложенной информацией и четко сформулируйте ответ на вопрос о причине гибели мальчика.
Кожа – орган теплоотдачи. Температура кожи зависит от количества притекающей к ней крови. Чем больше приток крови, тем выше температура кожи, следовательно, тем больше тепла выделяется в окружающую среду. Температура окружающей среды воспринимается с помощью рецепторов, расположенных в коже. Раздражение этих рецепторов вызывает рефлекторное изменение просвета кровеносных сосудов. При расширении кровеносных сосудов кожи количество протекающей в них крови увеличивается, и температура кожи повышается. Это влечет за собой усиление отдачи тепла.Приложение 5. Значки для рефлексии.
13