МВСОУ ЦО

г. Омутнинска Кировской области

Урок биологии по теме

«Кожа – барьер

между организмом и внешней средой»

(8 класс)

Шангина Ирина Владимировна

учитель биологии

2011

Урок биологии по теме

«Кожа – барьер между организмом и внешней средой»

(8 класс)

Технология критического мышления.

Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, ее применение в новой учебной ситуации.

Образовательные задачи: познакомить учащихся со строением и функциями кожи.

Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная).

Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Проект урока

Этапы:

1.Стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

  • Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

  • Пробудить ученика к активной деятельности на уроке.

2. На стадии осмысления задача – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

3. Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексия).

Основные задачи деятельности на этой стадии:

  • Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

  • Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

  • Анализ всего процесса изучения материала.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вызов

Целеполагание. Учитель зачитывает информацию для осмысления.

Организует прогнозирование задач урока.

Осмысление информации.

Предположения учащихся

Осмысление

Учитель

организует работу с текстом и рисунком.

Предлагает ответить на вопрос урока.

Чтение текста и запись функций кожи.

Составление кластера по рисунку.

Заполнение таблицы.

Самопроверка по образцу.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопрос урока.

Предлагает выполнить задание «Составьте трехзначное число» по теме урока.

Новое осмысление информации, предложенной в начале урока.

Составление трехзначных чисел

Итоги урока

Подводит итоги урока.

Записывают Д/З

Конспект урока:

Урок я хочу начать с информации для размышления.

В середине 17 века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» — олицетворение «золотого века». Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке. Мальчик заболел и вскоре умер. Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка.

Какие мысли у вас возникли по этому поводу? (слайд №1)

Как вы думаете, в какой теме курса биологии мы можем найти ответ на вопрос о причине гибели мальчика? (слайд №2)

Что нужно знать о коже, чтобы ответить на вопрос о причине гибели мальчика?

Нужно знать строение и функции кожи. Этим мы сейчас и займемся.

Задание:

  1. Прочитайте предложенный текст и выпишите все найденные вами функции кожи.

На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров – защита от различных воздействий. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.

Благодаря плотности эпидермиса, упругости волокон дермы и мягкой подстилки кожа предохраняет расположенные под ней ткани и органы от механических травм. Упругость подстилки, состоящей из подкожной жировой клетчатки, и строго упорядоченное расположение волокон дермы придают коже свойство амортизатора.

Поверхность эпидермиса смазана кожным салом, вырабатываемым сальными железами. Эта жировая мантия предохраняет кожу и подлежащие ткани от вредного действия химических веществ.

На поверхности кожи всегда находятся микробы. Однако сквозь здоровую кожу они проникнуть не могут. Кожа, находясь в состоянии постоянного отшелушивания роговых клеток, вместе с ними механически освобождается от микробов, а химические особенности кожного сала и пота, кислая реакция кожи создают неблагоприятную среду для их развития и жизнедеятельности. Кроме того, здоровая кожа вырабатывает особые защитные вещества, убивающие микробы.

В коже находятся потовые и сальные железы. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной в ней поваренной соли и 1% органических веществ – мочевины, мочевой кислоты, аммиака. Усиленное потоотделение освобождает от излишнего напряжения почки, что иногда используется с лечебной целью при их заболевании. Вместе с потом из организма выводятся ядовитые вещества, попавшие в организм с пищей, а также задержавшиеся в нем лекарственные вещества.

Через кожу удаляется 2% углекислого газа, через кожную поверхность попадает в организм 1 % кислорода. Здоровая кожа – плохой проводник тепла и электричества, а наличие в ней пигмента меланина защищает от чрезмерного воздействия световой энергии.

Кожа участвует в теплорегуляции. Температура тела всегда остается постоянной. Значит, в разное время года идет разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности, движения.

В коже размещено огромное количество чувствительных нервных окончаний. Так, на 1 см2 кожи имеется около 100-250 таких окончаний. Прикосновение, давление, вибрация, боль, холод и тепло, осязание предметов: все это воспринимается кожей.

Проверьте свою работу (слайд №4)

Появились ли у вас новые идеи о причине гибели мальчика? (слайд №5)

Нам необходимо выяснить, какое же строение имеет это орган, выполняющий столько функций.

А для этого выполните задание:

1. Изучите по рисунку строение кожи (слайд №6)

2.Дополните схему недостающей информацией:

СТРОЕНИЕ КОЖИ

? ? ?

? ? ?

? ?

?

?

Проверьте выполнение задания (слайд №7)

Используя свои записи, составленную схему, учебный текст, заполните таблицу «Взаимосвязь строения и функций кожи» (слайд №8)

Можете ли вы что-то дополнить к своей версии объяснения гибели «золотого мальчика»? (слайд №9)

Ознакомьтесь с предложенной информацией и четко сформулируйте ответ на вопрос о причине гибели мальчика.

А сейчас проверим, как Вы усвоили новый материал. Выполните задание «Составьте трехзначное число» (выпишите номера предложений, описывающих один слой кожи) (слайд №10)

  1. Наружная поверхность слоя состоит из мертвых клеток.

  2. Слой пронизан кровеносными сосудами и нервными окончаниями.

  3. В живых клетках содержится пигмент.

  4. Самый глубокий слой, связывающий кожу с костями и мышцами.

  5. Защищает организм от переохлаждения.

  6. Защищает кожу от действия твердых частиц, газов, жидкостей.

  7. Здесь находятся сальные и потовые железы, корни волос.

  8. Образован соединительной тканью.

  9. Откладываются запасные питательные вещества – жиры.

Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения задания (слайд № 11)

Д/З:

  1. Выучить в тетради.

  2. * Составить тест из 10 вопросов (три варианта ответа)

  3. *Составьте синквейн по теме урока.

Рефлексия: Оцените свою работу на уроке, выберите карточку с определенным символом, соответствующему вашему настроению.

  • очень низкая оценка, негативное отношение;

  • невысокая оценка, безразличное отношение;

  • удовлетворительная оценка, позитивное отношение;

  • хорошая оценка, позитивное отношение;

  • очень высокая оценка,

Список использованной литературы:

    • Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

    • Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2008.

    • Строение кожи

      эпидермис ? ?
      ? ? ? ? ?

      ?

      ?

      ?

      ?

      Приложение 3. Используя свои записи, составленную схему, учебный текст, заполните таблицу «Взаимосвязь строения и функций кожи» (слайд №8)
      Взаимосвязь строения и функций кожи
      строение функции Эпидермис Ороговевшие мертвые клетки
      Живые клетки

      Дерма

      Рецепторы
      Потовые железы
      Сальные железы
      Кровеносные сосуды
      Эластичные и коллагеновые волокна
      Гиподерма Жировая клетчатка

      Приложение 4. Ознакомьтесь с предложенной информацией и четко сформулируйте ответ на вопрос о причине гибели мальчика.
      Кожа – орган теплоотдачи. Температура кожи зависит от количества притекающей к ней крови. Чем больше приток крови, тем выше температура кожи, следовательно, тем больше тепла выделяется в окружающую среду. Температура окружающей среды воспринимается с помощью рецепторов, расположенных в коже. Раздражение этих рецепторов вызывает рефлекторное изменение просвета кровеносных сосудов. При расширении кровеносных сосудов кожи количество протекающей в них крови увеличивается, и температура кожи повышается. Это влечет за собой усиление отдачи тепла.

      Приложение 5. Значки для рефлексии.

      13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here