Муниципальное общеобразовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа № 13»
Мурманской области г. Оленегорск
Конспект урока по биологии
в 8 классе
«Иммунитет. Иммунная система человека. Работы Л. Пастера и И.И. Мечникова. Вакцинация.»
подготовила
учитель биологии
Кондакова Елена Сергеевна
г. Оленегорск 2013г.
Тема: Иммунитет. Иммунная система человека. Работы Л. Пастера и И.И. Мечникова. Вакцинация.
Цель: Раскрыть материал о защитных свойствах организма, познакомить школьников с видами иммунитета, с особенностями строения и функций белых кровяных клеток – лейкоцитов.
Задачи:
-
Образовательные:
-
Изучить понятие иммунитет, иммунная система человека.
-
Дать классификацию иммунитета: активный, пассивный, естественный и искусственный.
-
Выяснить роль работ Л. Пастера и И.И.Мечникова для развития знаний о иммунитете.
-
Показать значение вакцинации населения, виды вакцин.
-
Развивающие:
-
Формировать навыки мыслительной деятельности учащихся ( анализ, синтез знаний, выводы и обобщения) при изучении иммунитета.
-
Развивать практические навыки при оформлении таблиц, опорных схем.
-
Формировать общеучебные навыки при работе с ориентировочным аппаратом учебника.
-
Воспитательные:
-
Валеологическое при рассмотрении вопроса о вакцинах и защитных свойствах организма.
-
Трудовое: бережное отношение к техническим средствам на уроке, своему рабочему месту.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока.
-
Организация класса.
-
Изучение нового материала.
Человека окружает множество «соседей». Из 1.5 млн. видов животных почти 50 тыс. видов ведут паразитический образ жизни. Организм человека «строит оборону» от таких соседей.
Иммунитет.
Защитные силы и механизмы.
1. Первые на пути веществ и микробов – встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. На коже постоянно живут некоторые виды бактерий, полезные для здоровья человека. Питаются выделениями из кожи и слизистых, не проникая внутрь организма. Вместе с тем эти бактерии губительно действуют на микроорганизмы, вызывающие болезни. При ослаблении организма активность полезных микроорганизмов снижается и резко развиваются чужеродные болезнетворные бактерии.
2. Слизистые оболочки дыхательных путей, пищеварительного тракта, органов мочеотделения и так далее, обладают способностью задерживать большинство микробов ( влажное состояние – выделение секрета, губительного для бактерий — удаление бактерий с поверхности слизистой вместе с секретом).
3. Стенки лимфатических и кровеносных сосудов.
— Какие элементы крови участвуют в защите, в формировании механизмов защиты человека?
Конечно лейкоциты. Лейкоциты самые крупные клетки крови от 8 до 20 мк; способны активно передвигаться и выходят за пределы сосудов, клеток.
В 1882 г. И.И. Мечников определил, что лейкоциты, клетки селезенки, клетки костного мозга выполняют функцию защиты организма. Клетки назвал фагоцитами, а процесс фагоцитозом.
4.Воспаление – активная универсальная реакция против болезнетворных микробов. Местная защитная реакция при преодолении всех барьеров бактериями при травмах, ожогах, переохлаждениях. Кровеносные сосуды расширяются, проницаемость их стенок увеличивается. Через стенку капилляров в окружающие ткани происходит усиленный выход жидкости, лейкоцитов, белка плазмы (в норме молекул белка через стенку капилляров не проходит.) Фибриноген превращается в фибрин и образуются сгустки, которые закупоривают стенки лимфатических сосудов и препятствует оттоку лимфы от воспаления, а следовательно, и распространению инфекции.
Скапливается большое количество лейкоцитов фагов и они образуют вал, уничтожая болезнетворные микробы.
Признаки воспаления: отек, покраснение, повышение температуры, боль. Это неспецифические факторы, то есть возникает общая защитная реакция на любой возбудитель.
Что же такое иммунитет?
Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных организмов и вирусов, а также от чужеродных тел и веществ.
П. Эрлих установил, что особую роль в пожирании болезнетворных бактерий играют вещества сыворотки крови – антитела, вырабатываемые клетками под влиянием веществ, бактерии. Это специфическая защита.
Антитела: 1. Склеивают микробы. 2. Осаждают. 3. Разрушают. 4. Растворяют. 5. Ускоряют захват фагоцитами.
Антитоксины – антитела нейтрализующие яды бактерии и растений.
Антитела вырабатывают лейкоциты.
Место образования | Число в 1мм3 | Функции | |
Нейтрофилы
| Костный мозг | 4900 | Захват бактерии |
Эозинофилы | Костный мозг | 105 | Антигистаминное действие |
Базофилы | Костный мозг | 35 | Вырабатывают гепарин и гистамин |
Моноциты | Костный мозг | 280 | Захватывают бактерии |
Лимфоциты | Костный мозг | 1650 | Вырабатывают антитела |
Иммунная система
↓ ↓
Неспецифическая Специфическая (тимус; селезенка; лимфоузлы)
Фагоциты Лимфоциты
Опознаватели (пожиратели) ↓ ↓
Т –клетки В — клетки
Первичны и вторичный иммунный ответ:
Первичны проявляется на 1-4 сутки после внедрения микроба;
Вторичный проявляется к 16 дню.
В 1957 г. Л. Айзекс, И. Линдеман открыли интерферон, который предостерегает от вирусов еще не пораженные клетки.
Значение вакцин. Л. Пастер и И.И. Мечников внесли большой вклад в изучение иммунитета человека и сформировали понятие о важности вакцин. Вакцины помогли защитить человечество от многих вирусов и микробов, которые раньше уносили тысячами жизни людей.
Вакцины могут содержать убитых возбудителей и микробов, готовые антитела, и живые ослабленные возбудители.
4 Закрепление ЗУН.
Задание из части В из ГИА.
Запишите соответствие.
-
Плазма. А. Защита
-
Лейкоциты Б. Гемоглобин
-
Тромбоциты В. Антитела
-
Эритроциты Г. Тромб
Д. Транспорт
Е. Лимфатический узел
Ж. Группа крови
5 Итог урока
6 Д.З. Изучить параграф 15 (учебник Батуева.) Подготовить сообщение о Л. Пастере и И.И . Мечникове.
Список используемой литературы:
1.Батуев А.С. «Биология. Человек » -М.: «Дрофа», 2008.
2. Демьянков Е.Н. Биология. Человек : Задачи. Дополнительные материалы: 8кл.- М.: ВЛАДОС, 2007.
3. Садовниченко Ю. А. ЕГЭ. Биология. Экспресс-подготовка.-М.: Эксмо, 2013.