Конспект, рассчитанный на 2 урока по биологии в 9 классе
Жилевская Инна Владимировна,
учитель биологии
первой категории
КГУ «Средняя школа №16»»
г. Риддер Восточно-Казахстанской области
Тема урока: «Первоначальные и современные представления о происхождении жизни. Начальные этапы развития жизни».
Урок с использованием элементов модульной технологии
Номер УЭ
Учебный материал с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Цель: знать и понимать термины и их значение; уметь чётко воспроизводить ОС, дополнять конкретными примерами; уметь делать обобщающие выводы, уметь высказывать свои мысли понятно для окружающих; уметь применять теоретические знания при выполнении заданий, уметь общаться, доброжелательно относится друг к другу, уметь слушать друг друга. Формировать познавательный интерес, воспитывать чувство ответственности и сопричастности. | Прочти цели урока. Мысленно ответь на вопрос: Что из этого я смогу осуществить? |
УЭ – 1 | -
Перечислите последовательно уровни организации жизни. -
Найдите соответствия критерия и условного изображения. Критерии жизни Условное изображение | 1 дискретность | А  + …… | 2 раздражимость | Б   | 3 рост организмов | В | 4 самовоспроизведение | Г      | 5 развитие | Д     | | Устно. В парах рассказать друг другу. (5 мин.) Взаимооценка. Письменно. На листе. Составить пары из цифры и соответствующей буквы изображения. (5 мин) . Самопроверка по ключу на доске. (30 сек.) Ответ: 1. В, 2. Б, 3. Д, 4. А, 5. Г |
УЭ-2 | Возникновение жизни на Земле. 1. А.Теория биогенеза Б. Теория абиогенеза (самозарождения жизни) В.Теория витализма 2 Теория креационизма Жизнь сверхсущество Теория стационарного состояния Жизнь — всегда Теория панспермии Жизнь Космос . Теории Теория биохимической эволюции (естественная теория) Жизнь молекулы эволюция неорган. Вещ. Орг.вещ органич.веществ природа  А.И. Опарин, 1922г. Джон Холдейн, 1926-1929г.г. Коацерваты Протобионты Стенли Миллер, 1953г. Сидней Фокс протеиноиды В чём суть опытов этих учёных, что они доказывают? | Перепишите схему, используя пар.4. Устно. Объясните в чём суть теорий.(10 мин) 4 человека выполняют опережающее задание. Устно. Найти в пар 5 суть опытов и теорий учёных, значение выделенных терминов и ответить на вопрос. (10 мин). Выступление перед классом – 2 мин. Каждый. |
УЭ-3 | Урок 2. 1. Абиогенный синтез ОВ П ервичный океан первичный Бульон Накопление органики 2. Процесс коацервации О рганика коацерваты барьеры (микросферы) (мембраны) З. Эволюция коацерватов свойства живого К оацерваты «рост» и «размножение» естественный отбор и борьба за существование 4. Появление первых прокариотических клеток П ротобионты прокариоты цианоактерии К олонии 5. Появление эукариот эндосимбиоз ц ианобактерия прокариот  фотосинтез ядро бактерия митохондрия эукариоты | Устно. Используя пар. 6, кратко объясните этапы формирования жизни на Земле. (15 мин). 1 человек даёт объяснение. Коррекция учителя. Затем следующий. Оценка учителя. После всё рассказывают друг другу. (7 мин) |
УЭ -4 | Тест на отдельном листе. 2 варианта. | Ответить на вопросы теста. (в тетради для лаб.раб. (12 мин). Самопроверка по ключу (3 мин) |
УЭ-5 | Подведение итогов. (1 и 2 урок) Какие цели вами были достигнуты? Запишите домашнее задание в дневник 1. Выучить наизусть определения терминов 2. пар 4-6, по конспекту. Монологическая речь. | Выставьте оценки за урок в дневник. (1 мин) Рефлексия. — 3 человека высказывают своё мнение(3 мин) Запись дом зад. (2 мин.) |
1 вариант
-
Совокупность наук о живой природе (биология).
-
Какие из перечисленных наук являются биологическими: физика, астрономия, систематика, история, зоология, оптика, информатика. (систематика, история)
-
Наука о взаимоотношениях организмов (экология)
-
Свойства живых организмов (критерии жизни).
-
Способность всех организмов увеличиваться в размерах (рост).
-
Свойство живого реагировать на воздействия среды (раздражимость).
-
Способность, включающая в себя питание, дыхание и выделение (обмен веществ и энергии)
-
Самый низший уровень организации живого (молекулярный).
-
К какому уровню организации жизни относятся биологические системы: слон африканский, краб дальневосточный, подберёзовик, сосна, пчела. (организменный).
-
Какому уровню организации соответствует данная биологическая система: планета Земля и жизнь на ней (биосферный)
-
Какому уровню организации соответствует данная биологическая система: митохондрия, хлоропласт, рибосома, мембрана ( надмолекулярный)
-
Две противоположные теории происхождения жизни на земле (теория биогенеза и абиогенеза).
-
Опыты какого учёного разрушили теорию витализма – самозарождения жизни? (Луи Пастера).
-
Впервые получил абиогенным путём белки из отдельных аминокислот (Сидней Фокс)
-
Сгустки органических веществ, «плавающие» в первичном бульоне (коацерваты).
2 вариант -
Какие из перечисленных наук не являются биологическими: анатомия, биохимия, генетика, математика, лингвистика, эволюционное учение. (математика, лингвистика). -
Наука о биологически важных макромолекулах – белках и нуклеиновых кислотах (биохимия, молекулярная биология) -
Наука о строении органов и организмов (анатомия) -
Разделённость, прерывность, присущие всем биологическим системам, существующим как единое целое. (дискретность). -
Способность биологических систем изменяться во времени, совершенствоваться (развитие). -
Способность поддерживать постоянство своих показателей (саморегуляция). -
Способность увеличивать количество особей своего вида (размножение). -
Высший уровень организации жизни на Земле (биосферный). -
К какому уровню организации жизни относятся биологические системы: кровеносная система, печень, мочевыделительная система, глаз (органно-тканевый). -
Какому уровню организации соответствует данная биологическая система: болото, альпийский луг, тундра и пр. (биогеоценотический) -
Какому уровню организации соответствует данная биологическая система: ДНК, РНК, жиры, белки (молекулярный) -
Биохимик, сформулировавший естественную теорию происхождения жизни на Земле (Опарин). -
Ученый, смоделировавший в колбе условия, существовавшие на Земле 4,6 млрд. лет назад (Стенли Миллер). -
Пока самая доказанная теория, объясняющая появление эукариот (ядерных клеток) (теория эндосимбиоза). -
Из-за отсутствия каких организмов и вещества в атмосфере Земли в «первичном бульоне» могли существовать бесконечно долго органические вещества? (грибы, бактерии гниения, кислород). |
Список использованной литературы
1. Гильманов М.К. и др . Биология. 9 класс. Общеобразоват. шк. 2-е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2009