Урок «Особенности строения и жизнедеятельности
прокариотических клеток»
Биология 10 класс
Педагогическая цель: расширить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значения прокариотических клеток в сравнении с клеткой эукариота.
Задачи:
-
Обобщить знания о строении клетки эукариот;
-
Изучить особенности прокариотической клетки ( строение, особенности жизнедеятельности);
-
Сравнить клетку прокариота с клеткой эукариота.
Ученическая цель: изучить особенности строения, жизнедеятельности прокариотических клеток.
Формируемые ключевые компетенции:
— коммуникативная (общение, беседа, письменное выполнение заданий);
— ценностно-смысловая (путем постоянного обращения к окружающей действительности);
— познавательная (получение конкретных знаний путем самостоятельного поиска);
Оборудование:
— тесты по теме «Эукариотическая клетка»;
— мультимедийный проектор, презентация;
— таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Бактерии»;
— рабочие инструкции к уроку для учащихся
Литература: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология 10-11 классы;
I Орг. момент
II Проверка домашнего задания
Учитель: Напомните, что мы изучали на прошлом уроке?
Учащиеся: строение эукариотической клетки и функции её частей.
(экспресс-опрос по цепочке):
(ответ должен быть точным и кратким, учимся логично выстраивать высказывания)
1. Почему клетка называется эукариотической? (имеет ядро)
2. Расскажите по таблице о строении и функциях клеточного ядра (двойная клеточная мембрана, кариоплазама, хроматин – ДНК (хромосомы), хранение наследственной информации);
3. Чем покрыта клетка? (ядерной мембраной), её строение и функции? (2 слоя липидов, белки, гликокаликс, избирательная проницаемость, функция защиты);
4. Внутренняя среда клетки? (цитоплазма);
5. На какие группы по наличию мембраны делятся органоиды клетки? (одномембранные, двумембранные и немембранные)
6. Назовите двумембранные органоиды и расскажите о строении и функции одного из них (ЭПС (ЭПР), митохондрии, хлоропласты …)
7. Назовите одномембранные органоиды и расскажите о строении и функции одного из них (лизосомы, аппарат Гольжди …)
8. Назовите немембранные органоиды и расскажите о строении и функции одного из них (рибосомы, клеточный центр…)
Вывод: клетка – совершенная структура, внутри которой идут процессы жизнедеятельности, при этом осуществляется взаимосвязь с окружающей средой.
Проверим себя… (выполнение тестовых заданий)
III Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с другой группой клеток, которые по строению гораздо проще эукариот, а проще потому что не имеют…
Учащиеся: ядра.
Учитель: т.о. Тема урока? (Работаем с рабочей инструкцией к уроку, которая имеется у всех учащихся)
Учащиеся: Особенности строения и жизнедеятельности прокариотических клеток
Учитель: какова цель нашей работы, каков должен быть результат изучения данной темы?
Учащиеся: изучить особенности строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.
Актуализация знаний (Беседа по вопросам)
-
Учитель: Когда возникли прокариотические клетки?
Учащиеся: Гипотезы происхождения жизни на Земле: а) Жизнь занесена из космоса (гипотеза панспермии) и гипотеза биохимической эволюции…в результате возникли цианобактерии — это единственные бактерии, которые способны к оксигенному синтезу. Предполагается, что именно цианобактерии дали начало бактериям-гетеротрофам, одноктеточным водорослям и простейшим);
-
Учитель: кто и когда увидел микроорганизмы под микроскопом?
Учащиеся: 1676 г. Антонии Ван Левекгук описал наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы и назвал их «микроскопическими животными»
-
Учитель: формы бактерий? Работаем самостоятельно, заполняя схему в рабочей инструкции, разрешается работать сообща, парами, группой
Учащиеся: основные формы: 1) кокки (шаровидные), 2) бациллы (палочковидные), 3) вибрионы (изогнутые в виде запятой), 4) спириллы и спирохеты (спирально закрученные).
-
Учитель: где обитают микроорганизмы?
Учащиеся: вода, воздух, пищевые продукты, организм, почва и др.
Изучение нового материала (Работа в парах и самостоятельно, с текстом и рисунками учебника)
Задание IV на рабочем листе по п. 18 учебника, стр.72, рис. 36 Сделать подписи частей прокариотической клетки по рисунку, который отличается от рисунка учебника), заполнить пробелы в предложениях задание 5.
Задание V (ответы).
— Бактериальная клетка ограничена оболочкой;
— Внутренний слой оболочки представлен цитоплазматической мембраной;
— Над которой находится клеточная стенка;
— Над клеточной стенкой у многих бактерий слизистая капсула;
— Мембрана может образовывать складки, называемые мезосомами. Они могут иметь разную форму (мешковидные, трубчатые, пластинчатые и др.).
Учитель: каковы особенности генетического материала бактерии?
Учащиеся: генетический материал представлен кольцевыми молекулами ДНК, зона расположения ДНК называется нуклеоидом, а также маленькие кольцевые ДНК – плазмиды, которыми участвуют в половом процессе бактерии.
Учитель: передвигаются бактерии с помощью ворсинок – фимбрий. По типу дыханий бактерии делятся на 2 группы.
Задание VII (работаем в парах) по п. 18 учебника Заполнить недостающие ячейки с таблице «Дыханий бактерий»
Задание VII с ответами (* Фронтальная выполнения работы)
Анаэробные | |
живут в воздухе | живут в бескислородной среде |
Способны к дыханию кислородом – наиболее эффективный способ получения энергии | Энергию получают в результате брожения – древний и энергетически маловыгодный процесс |
Задание VIII Заполнить пробелы в таблице «Особенности питания прокариот»
Задание VIII с ответами (* Фронтальная выполнения работы)
Гетеротрофы ? | |||
? используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии
|
Используют готовые органические соединения для построения органических веществ бактерии
| ||
Зеленые Могут использовать энергию солнечного света Фотосинтез (цианобактерии)
| Бесцветные Могут использовать энергию неорганических веществ Хемосинтез (серобактерии, железобактерии) | Сапрофиты | Паразиты
|
Учитель: как переносят микроорганизмы неблагоприятные условия? Учащиеся: образуют споры (эндоспоры). Они формируются по одной внутри материнской клетки. Обладают высокой устойчивостью к радиации, экстремальным температурам, высушиванию и другим факторам, вызывающим гибель вегетативных клеток.
Учитель (рассказ с использованием слайдов): Размножаются бактерии бесполым и половым путём. Бесполое размножение – деление материнской клетки. Перед делением – репликация ДНК. При половом размножении бактерии сближаются и обмениваются участками бактериальной хромосомы или маленькими кольцевыми двуцепочечными молекулами ДНК – плазмидами. При половом размножении бактерий никогда не образуется гамет, не происходит слияние содержимого клеток, а лишь ДНК передаётся от клетки-донора к клетке-реципиенту.
IV Закрепление
Выводы по уроку в процессе беседы с рассуждением:
-
Прокариоты — одноклеточные организмы, у которых отсутствуют структурно оформленное ядро, мембранные органоиды и митоз.
-
По отношению к кислороду прокариоты бывают: аэробы и анаэробы.
-
По типу питания прокариоты делятся на гетеротрофов и автотрофов.
-
Неблагоприятные условия переживают с помощью спорообразования.
-
Бактерии размножаются бесполым способом — делением «материнской клетки» надвое. Перед делением происходит репликация ДНК.
-
Бактерии играют как полезную, так и вредную роль в жизни человека и других организмов.
Рефлексия
Учитель: целью урока было изучение особенностей строения, жизнедеятельности прокариотических клеток. Как вы считаете достигли мы поставленной цели?
Учащиеся: достигли, мы изучили особенности строения жизнедеятельности прокариотических клеток.
Домашнее задание: п. 18,19. Знать особенности строения и жизнедеятельности клеток прокариот и эукариот по таблице 3 на стр. 74 учебника. В тетрадях написать сочинение эссе на тему «Значение бактерий в природе и жизни человека».
Приложение
Рабочий лист урока 10 класс
Тема ……………………………………………….
Цель урока: …………………………………………………………………………….
I. Впервые увидел микроорганизмы в микроскоп — ……………………………………………………
II Формы бактерий
III Среды обитания бактерий
IV Схема строения прокариотической клетки (подпишите части прокариотической клетки,
используя в помощь рис. 36, стр 72 учебника.
V. На основе знаний о строении прокариотической клетки вставьте в текст пропущенные слова:
-
Бактериальная клетка ограничена ………………………………………….
-
Внутренний слой оболочки представлен ………………………………………
-
над которой находится ………………….
-
над клеточной стенкой у многих бактерий ……………………………….
-
Мембрана может образовывать складки, называемые …………….. Они могут иметь разную форму (мешковидные, трубчатые, пластинчатые и др.).
VI Особенности строения генетического материала бактерии?
VII Дыхание бактерий (заполните пропущенные графы)
?
| |
?
|
?
|
Способны к дыханию кислородом – наиболее эффективный способ получения энергии | Энергию получают в результате брожения – древний и энергетически маловыгодный процесс |
VIII Особенности питания прокариот
| |||
|
Используют готовые органические соединения для построения органических веществ бактерии
| ||
Зеленые Могут использовать энергию солнечного света Фотосинтез (цианобактерии)
| Бесцветные Могут использовать энергию неорганических веществ Хемосинтез (серобактерии, железобактерии) |
|
|
IХ Размножение бактерий
Домашнее задание
-
п.18,19;
-
Знать особенности строения и жизнедеятельности клеток прокариот и эукариот по таблице 3 на стр. 74 учебника;
-
Сочинение эссе на тему «Значение бактерий в природе и жизни человека»