Разработала и провела учитель музыки школы №1 г. Белорецк.
Дмитриева Светлана Валерьевна
РАЗРАБОТКА УРОКА ДЛЯ 1 КЛАССА
ТЕМА: «КУДА ВЕДЁТ НАС МАРШ»
Задачи:
-
Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимся образцами русской музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыке, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах.
-
Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, мышления, памяти, воображения, фантазии.
-
Воспитательные: интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять. Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкусов, нравственных качеств личности.
Цель: осмысленное и эмоциональное восприятие понятия «марш» как музыкального жанра.
Оборудование: ф-но, музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор.
Ход урока
Вход в класс под марш. (Марш из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»)
-
Музыкальное приветствие учителя.
-
Здравствуйте (вверх интонирование)
-
Музыкальное приветствие учащихся –здравствуйте (интонирование вниз)
-
Знакомство с темой урока. (На экране текст)
«Земля стоит на трёх китах» — считали раньше люди.
Ну а на чём планета та стоит, где песни петь мы любим!
На марше, танце и на песне
Она стоит века,
И мы с мелодиями вместе,
Идём в руке рука.»
На доске первый кит «Марш»
Учитель: Что такое марш? (Марш- это ходьба под музыку, чёткие движения……)
Учититель: Давайте вспомним какие марши вы знаете? ( спортивный, праздничный, военный и т.д.)
Учитель: Чей портрет вы видите на доске? (Русского композитора П.И.Чайковского)
Учитель: Какие балеты написал Чайковский? («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»)
Учитель: Что такое балет? (Музыкальный спектакль в котором действующие лица передают действие языком танца.)
Учитель: Что такое опера? ( Это музыкальный спектакль в котором действие передаётся языком песни)
-
Слушание марша из балета «Щелкунчик»
Задание: слушая музыку представьте какие события могли бы происходить?
Какая музыка по характеру? (танцевальная)
Просмотр фрагмента из мультфильма «Щелкунчик»
-
Слушание марша из оперы «Кармен»
Вопрос: Что вы представляли себе, когда слушали эту музыку?
Какая музыка по характеру? (песенная)
-
Вывод: Из каких произведений мы слушали марши? ( опера «Кармен»-Бизе, балет «Щелкунчик»-Чайковский)
Без маршей нет ни одной оперы, ни одного балета, но в опере — марш песенного характера, а в балете марш – танцевального характера.
-
Разминка
Давайте отдохнём и пригласим ещё одного КИТёнка – ТАНЕЦ (на доске рисунок танца)
-
Что такое танец? ( движение под музыку)
-
Разминка «Танец утят»
-
Исполнение песни
Когда человек поёт, его настроение улучшается, пение влияет на наше здоровье. Учёные сделали вывод: когда человек поёт, он реже болеет дыхательными заболеваниями.
Давайте и мы сделаем несколько упражнений на дыхание, чтобы голос звучал во всей красоте.
-
«Надуваем шарик» (Набираем воздух и надуваем щёки)
-
«Бочонок» (руки на груди, дышим не поднимая плеч)
-
Дыхание животом (руки на животе)
-
Глубокий вдох – расслабились на выдохе.
-
Распевка «Музыкальный урок»
-
А теперь давайте исполним песню «Я хочу увидеть музыку» (Музыка Г.Струве)
Вопрос: О чём говорит нам эта песня?
Какие чувства выражает эта песня?
-
Итог урока:
Какие марши мы сегодня слушали и сравнивали? (марш из оперы «Кармен» и марш из балета «Щелкунчик»)
Кто написал музыку к этим произведениям? (Чайковский, Бизе)
На каких трёх китах стоит наша планета музыки? (песня, танец, марш)
«Музыка может грустить и смеяться,
Музыка может заставить любить и страдать,
Боль и обиду, надежду и счастье
Может прочувствовать и передать…»
(Если останется время ещё раз поём песню)
Спасибо урок окончен.