Кулиничева Оксана Викторовна
МБОУ лицей №3 г. Екатеринбург
Предмет: экология
Тема: «Растение кормит всех»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 5
Цель урока:
Образовательная: создать условия для формирования понятия о питании как общем признаке живых организмов; о потреблении животными готовых органических веществ и роли растений в жизни животных и человека; познакомить с разнообразными способами питания живых организмов, с взаимосвязями организмов через пищевые цепи
Развивающая: создать условия для развития критического мышления, навыков самоорганизации, умения вести диалог;
Воспитательная: создать условия для воспитания бережного отношения к природе; воспитания активной жизненной позиции
Оборудование: учебник «Введение в биологию и экологию», автор Т.С.Сухова, В.И.Строганов, компьютер, проектор, презентация к уроку.
Используемые технологии: ТРКМ и ИКТ
УМК: учебник «Введение в биологию и экологию», автор Т.С.Сухова, В.И.Строганов
Планируемый результат: каждый ученик должен иметь представление о питании как общем признаке живых организмов; о потреблении животными готовых органических веществ и роли растений в жизни животных и человека; о разнообразных способах питания живых организмов и взаимосвязях организмов через пищевые цепи
Метапредметные | Предметные | |
Развитие любознательности и формирования интереса к изучению природы методами естественных наук. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды. | Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать личностный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных достижений. Формирование приемов работы с информацией в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме. Развитие коммуникативных умений (парная работа) | Формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества. Расширение и систематизация знаний у учащихся об изменениях природной среды под воздействием человека. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
ВЫЗОВ | I. Мотивация к учебной деятельности | — Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями. Поздоровайтесь кивком головы, чтобы больше не отвлекаться.
Ребята, прочитайте девиз нашего урока. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
— Значит мы сегодня на уроке …. |
— Открываем новое знание. | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: способность к волевому усилию. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. | |
II. Формулирование темы урока, постановка целей.
| Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит … (Солнце) Чтобы солнце сквозь стекло В окошко сильно не пекло, Повешу на распорочку Узорчатую шторочку: Не тканую-плетеную — Живую и зеленую. (Растение) Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? Итак, проблема урока: «Двое правят жизнью на Земле: Красное Солнышко да Зеленое Зернышко» (слайд) Какие задачи стоят перед нами на урок ?(слайд) | — Отвечают свои предположения, учитель заносит их в корзину идей |
| ||
ОСМЫСЛЕНИЕ | III. Открытие нового знания
| 1. Чтобы ответить на вопрос урока, начнем работу со знакомства со статьей учебника. — Прочитайте статьи на стр. 75-81. — Поставьте «+» в «Бортовом журнале», если ваши знания в первой колонке совпали с записями в тексте,«—», если не совпали. — Чьи знания совпали с прочитанным в тексте, поднимите руку. — Что нового вы узнали из прочитанных статей, запишите во вторую колонку «Бортового журнала». Даёт возможность зачитать записи желающим ученикам. 2. — С какими понятиями мы встретились при чтении статьи? Составим кластер об одном из свойств живых организмов ПИТАНИИ. Приём «Кластер» — О каких живых организмах рассказывалось в статье учебника? Отразим это в кластере. О какой особенности растений узнали из статьи? — Откуда растение получает органические вещества?
-На какие группы по способу питания можно разделить животных? Отразим это в кластере. -Как питаются человек и животные, что сказано об этом в статье?
|
Самостоятельно читают, ставят «+» и «—» в «Бортовом журнале».
Желающие ученики читают записи во 2 колонке.
— Приводят примеры понятий (Один ученик составляет на обороте доски)
— Человек, животные, растения — Сами образуют органические вещества. — Для образования органических веществ растению нужны углекислый газ и вода. Образование органических веществ происходит на свету в зеленых листьях, содержащих хлорофилл.
— Растительноядные, всеядные, хищники, паразиты — Человек и животные питаются органическими веществами, которые создали растения. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. использовать знаково- символические средства; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения. Строить понятные для партнера высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
| |
Все живые организмы постоянно заняты добыванием пищи для поддержания жизни. Хаотичен ли этот процесс в природе? Какой получили кластер?
Давайте проанализируем, какую роль в цепи питания занимают растения? Почему?
Рассмотрим примеры цепей питания (слайд) Отметим знаком + те организмы, которые получили готовые органические вещества. Составим цепи питания (слайд) На листках, с взаимопроверкой. Чтобы посмотреть насколько вы поняли взаимосвязи организмов в цепи питания, предлагаю поработать в парах с тренировочным тестом на ноутбуках. Внимательно читайте и выполняйте задания, зафиксируйте результат. Кто готов разрешить проблемный вопрос урока?
| — Нет, существуют цепи питания.
— Первую, потому что они сами производят органические вещества.
— Ученики отвечают, глядя на картинки слайда. _- Обмен листочками, сверяют ответы. -Выполняют тренировочный тест в парах
— Ответ ученика. | ||||
РЕФЛЕКСИЯ | IV. Рефлексия учебной деятельности
| — В России жил великий учёный Климент Аркадьевич Тимирязев, который изучал секреты питания зеленых растений и их роль на Земле. Он сказал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды, попросите его приготовить из всего этого сахар, крахмал, жир и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Как питается растение? Об этом мы узнаем на следующем уроке. |
|
| |
V. Домашнее задание | — А пока я вам предлагаю выполнить творческое задание, поразмышлять, что будет, если человек уничтожит все растения? (стр. 82 в.2 сочинение). |
|
|