Урок по литературному чтению на тему «Зимнее утро. А.С. Пушкин» (3 класс)
Цели урока:
-
Познакомить обучающихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро».
-
Развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
-
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, положительное отношение к чтению как виду речевой деятельности.
Оборудование: урок с применением ИКТ, книги писателя, портрет, карточки.
Ход урока
-
Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
-
Актуализация знаний.
— Ребята, посмотрите все на доску. (Показываются слайды)
— Что вы сейчас просмотрели? (Картинки из сказок)
— Кто является автором этих сказок? (А.С. Пушкин)
— Вам нравятся его произведения? Почему?
— Какие произведения вам нравятся или читали?
— Посмотрите, у нас организована выставка книг с произведениями А.С. Пушкина. На перемене вы уже ознакомились с ней.
— Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы знаете жизнь и творчество А.С. Пушкина.
Вопросы.
-
Когда родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве)
-
На каком языке говорили в семье Пушкина? (На французском языке)
-
Кто учил его писать по-русски? (Бабушка)
-
Кто рассказывал ему сказки?(Няня Арина Родионовна и дядька Никита)
-
Любимое время года поможет узнать загадка.
Тучи серые несу
Над землею вязкой,
И рисую я в лесу
Золотою краской. (Осень)
— А теперь разгадайте кроссворд.
1. Тот, кого проучил Балда. (Поп)
2. Дерево, где сидит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб)
3. Тот, кто предупреждал Додона об опасности. (Петушок)
4. Кто грызет непростые орешки? (Белка)
5. персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица)
6. Дядька, который возглавил чудесное войско. (Черномор)
— Молодцы, ребята, справились с заданиями.
-
Речевая разминка
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
— Прочитайте отрывок жужжащим способом.
— Кто является автором этих строк? (А.С. Пушкин)
— Кто может продолжить это стихотворение?
— Давайте прочитаем хором этот отрывок. (Чтение хором)
— Кто прочитает быстро скороговоркой?
— Выразительно?
— Молодцы!
-
Введение в тему урока
— О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О лете)
— А сейчас какое у нас время года? (Зима)
— Узнайте из загадки о каком времени суток говорится?
Когда роса и солнце,
И зелень, и багрянец —
Все сразу соберется
На маленькой поляне?
(Утром)
— Представьте себе утро и зима на дворе. Какое оно у вас? (Ответы детей)
— Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря. Каким он представляет зимнее утро?
(На картине изображен кусочек леса. Вся земля белая! Снег переливается различными цветами под лучами солнца и чувствуется сильный мороз. Это наступает утро. Солнце пронизывает лучами веточки деревьев. Тени от стволов деревьев падает на снег ровными линиями.)
— Красивая картина?
— Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)
— Кто является автором этого стихотворения? (А.С. Пушкин)
— Значит, тема урока … (Зимнее утро)
— Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)
— О чем же это стихотворение мы узнаем после физкультминутки.
-
Физкультминутка.
Рано утром в парк ходили
Там снеговика лепили
А потом с горы катились
Веселились и резвились.
В Элину кинули снежком,
В Руслана кинули снежком
В Данила кинули снежком –
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой
Побежим скорей домой.
-
Продолжение работы по теме урока.
— Откройте учебник на с. 6-7.
Первичное восприятие
— Послушайте и подумайте, о чем автор рассказывает нам в стихотворении «Зимнее утро». (Чтение стихотворения учителем или аудиозапись)
— Вам понравилось стихотворение?
— О чем оно?
Словарная работа
— Какие слова вам были непонятны?
Нега – блаженство, приятное состояние, иногда – сон.
Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек.
Нынче – сегодня.
Аврора – утренняя звезда.
Вечор – вчера
Бурый – оттенок коричневого.
Самостоятельное чтение.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса.
Анализ стихотворения.
— Прочитайте красивые, на ваш взгляд, строчки.
— Это стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в этом стихотворении? (5)
— Прочитайте первую часть про себя.
— О чем говорится в ней?
— Как герой обращается к своей собеседнице? (Друг прелестный, красавица, звезда севера)
— Прочитайте вторую часть жужжащим чтением.
— Каким настроением она окрашена? (Печальное, тревожное)
— Докажите словами из текста? (Вьюга злилась, Тучи мрачные, Печальная сидела)
— Прочитайте третью часть. (Желающий)
— О чем говорится в этой части? (Предстает картина природы красивая)
— Прочитайте оставшиеся части стихотворения. (по желанию)
— Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженое)
— Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? Почему?
(Нет. В стихотворении часто меняется настроение автора.)
— Резкая смена настроения и картин в произведении называется антитезой, или противопоставлением.
— Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Для яркости образа, для большой силы выражения)
-
Рефлексия
Выразительное чтение.
— Давайте вместе хором прочитаем первую часть стихотворения. (Чтение хором)
— Кто прочитает выразительно это стихотворение? (Опрашиваются желающие)
— Молодцы, ребята!
-
Итог урока
— О чем сегодня говорили на уроке?
— Что узнали для себя нового?
-
Самооценка
— Оцените свою работу на уроке. (5,4,3)
-
Оценивание
-
Домашнее задание.
С. 6-7 выразительно читать.