Конспект урока биологии для 5 класса "Жизнь организмов на планете Земля"Конспект урока биологии для 5 класса "Жизнь организмов на планете Земля"Конспект урока биологии для 5 класса "Жизнь организмов на планете Земля"Конспект урока биологии для 5 класса "Жизнь организмов на планете Земля"Конспект урока биологии для 5 класса "Жизнь организмов на планете Земля"Конспект урока биологии для 5 класса "Жизнь организмов на планете Земля"ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Экологические факторы

  1.  

ФИО (полностью)

Мирошниченко Елена Егоровна

  1.  

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №1 г.Дмитриева»

  1.  

Должность

Учитель биологии

  1.  

Предмет

Биология

  1.  

Класс

5 класс

  1.  

Тема и номер урока в теме

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля

Урок №2 «Экологические факторы среды»

  1.  

Базовый учебник

 

И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

Цель  урока: формирование  общего представления об экологических факторах.

Предметные результаты:

  • Учащиеся должны знать экологические факторы и их влияние на биоту.

  •  Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.

Метапредметные результаты:

  • Учащиеся должны уметь

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

  • Оценивать работу одноклассников.

Познавательные результаты:

  • Выделять главные экологические факторы;

  • Высказывать суждения;

  • Анализировать связи, гипотезы;

  • Поиск и отбор информации.

  Задачи:

— обучающие: познакомить учащихся с многообразием экологических факторов и влиянием экологических факторов на живые организмы.

В т.ч. предметные результаты:

  • Учащиеся должны знать экологические факторы, их влияние на живые организмы.

  • Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.

метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

  • Оценивать работу одноклассников.

личностные результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • Высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;

  • Анализировать связи, гипотезы;

 -развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки работы с цифровыми ресурсами, умения выделять главное; способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся

-воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.

 Тип урока: комбинированный  (урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний). 

  1. Формы работы учащихся а) объяснение материала; б) практическая работа; в) самостоятельная работа.

  1. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, мультимедийная презентация.

  1. Структура и ход  урока

Технологическая карта конструирования урока.

Основная часть

Тема: «Обобщающий урок по теме: «Как питаются разные организмы»

Предмет

Биология

Класса

5 «б»

Планируемые образовательные результаты

Предметные  Учащиеся должны знать экологические факторы, их влияние на живые организмы.

Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.

Метапредметные

Учащиеся должны уметь:

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

Оценивать свою работу.

Личностные

Учащиеся должны уметь:

высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, гипотезы; развивать познавательный интерес к предмету, навыки работы с цифровыми ресурсами, умения выделять главное; способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся;

развивать познавательный интерес к предмету, развивать кругозор, воспитывать качества толерантной личности, развивать интерес к природе, видеть прекрасное.

Решаемые учебные проблемы

Подвести учащихся к выводу о различии экологических факторов, их взаимосвязи, влиянии человека на природу.

Осуществить взаимосвязь предмета с ранее изученным материалом , формировать навыки работы с элементами параграфа учебника , с интерактивной доской, индивидуальной работы в тетради, умение самостоятельно добывать знания в ходе исследований, находить связь между живыми организмами в природе через пищевые связи и место обитания .

Основные понятия, изучаемые на уроке

Экологические факторы, биотические, абиотические, антропогенные факторы.

Вид используемых на уроке ИКТ

Слайд-презентация поясняющая основные понятия. интерактивная доска.

Образовательные интернет-ресурсы

Фрагмент фильма с природоохранного сайта

Организационная структура урока

1 этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Актуализация изучения нового предмета на основе материала курса «Окружающий мир».

Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов

Формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя:

ПОДВОДЯЩИЙ МОНОЛОГ:

Стихотворение С. Михалкова:

 Снег кружится,

Снег ложится —

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица,

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички.

Выпал снег — упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки…

Ставится перед учащимися вопрос: Что пытался автор передать нам этими словами?

Деятельность учащихся:

Перечисляют все взаимодействия описанные в стихотворении

2 этап. Создание проблемной ситуации

Учитель:

Создает проблемную ситуацию:

Обобщить понятия о компонентах сред обитания

Деятельность учащихся:

Пытаются сформулировать понятие «экологические факторы»

3 этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Учитель должен: формировать рефлексивные умения , обобщает имеющиеся у учащихся знания , создает готовность предстоящей деятельности.

Формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учащихся:

проявляют познавательную инициативу, отгадывают загадки о экологических факторах. Осознание цели предстоящей деятельности, изучение живой природы.

4 этап. ПЛАНИРОВАНИЕ

Задачи учителя:

  • Определение содержания и последовательность действия для решения поставленной задачи.

  • Фронтальная работа с презентацией (фронтальный опрос)

  • Работа у доски( индивидуальная форма)

  • Сообщение учащихся (умение самостоятельно находить материал, работа с дополнительными источниками, использование интернет ресурсов)

  • Работа у доски с рисунками и схемами

  • Работа в группах (составление синквейна)

  • Индивидуальная работа (заполнение таблицы)

  • Умение работать с учебником

  • Воспитание культуры диалога

Учителя: представляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию ,обобщению и систематизации знаний

Учащиеся:

Участие в диалоге

Умение работать индивидуально и в группах

5 этап: Обобщение, мобилизация и систематизация знаний.

Развитие способности к общению

  • Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи

  • Воспитание культуры диалога, положительного отношения к мнению одноклассников

Оздоровительный момент: зарядка глаз.

Учитель:

Восприятие деятельности для решения проблемной ситуации

Побуждает к теоретическому объяснению фактов

Стимуляция к познанию, углублению знаний об экологичеких факторах

Учащиеся:

Мотивируются на изучение биологии – как науки,

Необходимости знаний о взаимодействиях в окружающей среде, для подготовки себя к получению знаний о животных, закономерностях неживой природы, последствий нарушения экологического равновесия

6 этап:

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения, обобщение и систематизация знаний

Учитель:

Создает ситуации успеха

Побуждает интерес дальнейшему изучению предмета

Постоянно поощряет учащихся

Вступают в диалог (пассивно или активно),умеют доказывать свою точку зрения

Выполняют элементы исследовательской деятельности

Формируют умение делать вывод

  • Использование форм работы: индивидуальную, групповую с обобщающей беседой

  • Предлагать ученикам рассказывать о ходе исследования, делая при этом акцент на выводы( формирование речи и логического мышления)

7 этап: РЕФЛЕКСИЯ (итог урока)

Формировать способности объективно оценивать цели урока

  • Смогли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Учитель:

  • Предлагает вспомнить тему и задачи урока

  • Оценивает меру личного продвижения к цели учащихся:

Ученики:

  • Вступают в диалог, обобщают полученные знания, проговаривают их

  • Называют тему урока

  • Отмечают наиболее понравившиеся этапы урока.

8 этап: домашнее задание. 1. Изучить § , 2. Ответить на вопросы № 1-7 к § , 3. Выучить новые термины,4.Подготовить сообщения о современных экологических проблемах.

СЦЕНАРИЙ УРОКА «Экологические факторы» (5 класс)

— Надеюсь, все сегодня пришли с хорошим настроением и настроем на учёбу. Итак, начнём наш урок. Мы проведём его в форме «Битва экстрасенсов». Вы сегодня побудите колдунами и магами биологии.

Зачитывает учащимся отрывок из стиха С. Михалкова:

 

Снег кружится,

Снег ложится —

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица,

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички.

Выпал снег — упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки…

Ставит перед учащимися вопрос: Что пытался автор передать нам этими словами?

Учитель: Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? (Нет. Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой обитания.).

Действительно, животные и растения, грибы и бактерии существуют не сами по себе, а в тесном взаимодействии друг с другом и с окружающей средой.

Итак, нам надо решить первую загадку (что за ширмой)

Учитель: Послушайте внимательно небольшое стихотворение:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это факторы природы.

Компоненты среды, которые прямо или косвенно воздействуют на организмы называются экологическими факторами. Мы подошли к изучению темы «Экологические факторы».

2 загадка – «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».

Учитель: Познакомимся с этими факторами подробнее. Давайте послушаем наших экстрасенсов о значении некоторых факторов в жизни организмов.

Сообщения учащихся о значении абиотических факторов.

Сообщение 1:

Необходимым условием существования всех живых организмов на Земле является вода. Её недостаток приводит к приостановке жизненных процессов и даже гибели организмов. На протяжении большей части своей истории наша планета была полностью покрыта водой. Завоевав сушу, живые организмы, не утратили зависимости от воды. Вода является составной частью значительного большинства живых существ: она необходима для их нормальной жизни.
Вода необходима для таких жизненно необходимых процессов, как фотосинтез, пищеварение, размножение. Она помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму. Вода – необходимый компонент клетки, она придаёт клеткам объём и упругость. Например, растения извлекают воду из почвы при помощи корней. Лишайники могут улавливать водяной пар из воздуха. Многие животные пьют воду; другие, например амфибии, некоторые насекомые и клещи, через покровы тела всасывают её в жидком или парообразном состоянии. Большая часть животных пустынь никогда не пьет. Они удовлетворяют свои потребности за счет воды, поступающей с пищей. А верблюд потребляет воду, которая образуется из жира в его горбе.

Сообщение 2:

Важным фактором для живых организмов является температура. Тепло необходимо для роста и жизнедеятельности всех организмов, для прорастания семян и созревания плодов. С наступлением тепла природа пробуждается от зимней спячки, начинается весеннее сокодвижение, набухают почки, распускаются листья, зацветают растения, многие животные приступают к размножению. Любой организм способен жить только в пределах определенных температур: животные и растения погибают при слишком высоких либо слишком низких температурах. Есть температурные условия наиболее благоприятны для существования данного организма, его жизненные функции осуществляются наиболее активно. Существуют виды, способные выносить колебания температуры в широких пределах. Например, лишайники и многие бактерии способны жить при самой различной температуре. Среди животных наибольшим диапазоном температурной выносливости характеризуются теплокровные. Тигр, например, одинаково хорошо переносит как сибирский холод, так и жару тропических областей Индии. В наземно-воздушной среде и даже во многих участках водной среды температура не остается постоянной и может сильно изменяться в зависимости от сезона года или от времени суток. Животные и растения вынуждены приспосабливаться к этому. В холодное время наступает спячка у млекопитающих, сбрасывание листвы у растений , птицы улетают на юг.

Сообщение 3:

Не менее важным фактором для большинства растений и животных является свет. Свет – это источник энергии на Земле. Зелёные растения только на свету образуют органические вещества в процессе фотосинтеза. Световой режим любого местообитания зависит от его местоположения. Поэтому разнообразие световых условий на нашей планете чрезвычайно велико: от таких сильно освещенных территорий, как высокогорья, пустыни, степи, до сумеречного освещения в водных глубинах и пещерах. И все живые организмы приспосабливаются к этим световым условиям. Именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных: линька, перелёты птиц, миграции рыб, листопад и др. Со светом связан и такой сложный процесс, как зрение. Небольшие дозы ультрафиолетовых лучей необходимы человеку и животным. Под воздействием ультрафиолетовых лучей в организме образуется витамин Д, на коже появляется загар.

Сообщение 4:

В жизни растений значимую роль играет ветер. Он обладает косвенным действием: усиливая испарение, увеличивая сухость. Сильный ветер способствует охлаждению. Это действие оказывается важным в холодных местах. Ветер усиливает испарение, способствует перекрёстному опылению, расселению растений. Ветер способен даже изменять внешний вид растений, особенно в горах. Он способен ограничивать рост деревьев. Большое значение имеют бури, их действие катастрофическое. Летающие насекомые часто неспособны бороться с ветром и поэтому легко переносятся им из привычных мест обитания, а некоторые виды используют ветер для массовых миграций. Птицы  способны бороться с ветром, но также используют его во время миграций для уменьшения затрат энергии. Много больших птиц также используют встречный ветер для набора необходимой скорости относительно воздуха и взлёта с поверхности земли или воды. Много других животных способны тем или иным образом использовать ветер для своих нужд или приспосабливаться к нему. Благородный олень , который имеет острое обоняние , может чувствовать хищников на наветренной стороне на расстоянии до 800 м. Ураганы и обычные ветры способны переносить животных и растения на большие расстояния и тем самым изменять состав живых сообществ.

Учитель: А, сейчас, давайте ответим на ряд вопросов. Что общего между этими факторами? (факторы неживой природы)

-Правильно, факторы неживой природы называются абиотическими.

Вопрос № 1

С какими абиотическими факторами связано питание растений ?

(Свет, вода, углекислый газ, минеральные соли.)

Вопрос № 2

Какой фактор влияет на изменение окраски большинства растений осенью?

( Свет.)

Вопрос № 3

Какой фактор поможет одуванчику освоить новые территории? (Ветер.)

Вопрос № 4

Назовите фактор, который может оказать влияние на скорость развития головастика? (Тепло.)

Вопрос № 5

Почему с наступлением холодов лягушки и ящерицы впадают в спячку?

(Т. к. они относятся к холоднокровным животным, у которых температура тела зависит от температуры окружающей среды. С наступлением холодов интенсивность обмена веществ у них резко снижается.)

Учитель: Чтобы лучше ознакомиться с другими факторами среды, обратимся к следующей загадке

3 загадка – «Враги, друзья, соперники…»

Учитель: Послушайте внимательно еще одно стихотворение:

Соседи, соседи: жуки и медведи,

Орлы и козявки, деревья и травки…

Прожить без соседей — увы! – невозможно.

Иных обойдёшь далеко, осторожно,

Иными, как раз хорошо закусить,

А с кем-то под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге.

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде!

Учитель: Ребята, о каких факторах идёт речь в этом стихотворении? ( О факторах живой природы — биотических.)

Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными и антогонистическими.

Конкуренция взаимодействие организмов, приводящее к взаимному подавлению обоих (организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды: пищевые ресурсы, убежище, свет и т. д.).

Хищничество взаимодействие организмов, при котором одни поедают других.

Паразитизм взаимодействие организмов, при котором один организм используют другой как среду обитания и источник пищи, угнетая последнего.

Симбиоз взаимовыгодное взаимодействие организмов.

Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, заполняют столбец таблицы.