Тема | Химический состав клетки |
Класс | 5, биология |
Цель урока | Сформировать представление о химическом составе клетки. |
Задачи урока | 1. Образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки. 2. Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов, уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь выражать свои мысли. 3. Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду. |
Планируемый результат | Личностные: — формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; — посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества. Предметные: -уточняет свои представления о клетке и значении ее частей; -узнает о химическом составе клетки, органических и неорганических веществах. Метапредметные: — определять важность знаний о составе клетки; — использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания; — оценивать свою работу. |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Оборудование и реактивы | Спиртовка, пробирки, держатель пробирок, штатив для пробирок, пипетки, стаканчики, клубни картофеля (сырой и вареный), семена пшеницы, семена подсолнечника, листы белой бумаги, пресное тесто, морковь сырая, раствор йода, вода, марля, компьютерная презентация к уроку. |
Основные термины, понятия | Неорганические о органические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы. |
Образовательные | Учебник: И.Н. Пономарева «Биология. 5 класс», М., «Вентана-Граф», 2014. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация «Химический состав клетки»
|
Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
| Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний На прошлом уроке мы убедились, что растения состоят из клеток. Рассмотрели органоиды и их функции. Презентация (электронное приложение) – слайд 2 Мы с вами говорили о том, что всё живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Подведение к теме. Вопросы, актуализирующие внимание: 1). Какие вещества относятся к неорганическим? 3). Могут ли клетки живых организмов состоят только из воды и минеральных солей? 4). Какие еще вещества нужны для жизнедеятельности организмов? Сформулируйте тему урока. 5). Что сегодня предстоит нам выяснить? 6). Каким образом, можно узнать какие вещества содержатся в клетке? | Отвечают на вопросы, выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока. Формулируют цель урока. | Определяют тему и цель урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Проблемное объяснение нового знания Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Презентация (электронное приложение) – слайд 3 Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Презентация (электронное приложение) – слайд 4 Но распределение их неравномерно. Около 98 % от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, водород, кислород и азот. Около 2 % — калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера. Презентация (электронное приложение) – слайд 5 И в очень малых количествах – остальные элементы. Презентация (электронное приложение) – слайд 5 Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества. Презентация (электронное приложение) – слайд 6 Какие вещества вы знаете? Что вы видите? Какое это вещество? Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать? НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА – это вода и минеральные соли. Презентация (электронное приложение) – слайд 7 Итак, вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров, углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений. Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу: – слайд 8
Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии. Демонстрация опыта № 1 Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне. Вопрос: Что вы наблюдаете? Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась? Вопрос: Какой мы можем сделать вывод? Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода от 40 до 95 %. —слайды 9-11 Демонстрация опыта № 2 Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ. – слайды 12-13 Вопрос: Какой вывод мы можем сделать? Также в состав клеток входят и органические вещества: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Проведем несколько опытов. – слайд 14 Демонстрация опыта № 3 Для проведения этого опыта я приготовила муку. Вопрос: Из чего делают муку? Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)). Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. – слайды 15-16 Делаем вывод: в состав растений входит белок. Демонстрация опыта № 4 Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество. (приглашаю ученика для проведения опыта). Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода. Вопрос: что мы наблюдаем? Йод является индикатором крахмала. – слайды 17-20 Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества. Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет. Проведение учащимися опыта № 5 У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Вопрос: Что вы обнаружили? Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием). Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло. – слайды 21-22 Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода. Проверим, как вы заполнили таблицу. – слайд 23 — Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. Содержание минеральных веществ: — в семенах – 3 % — в корнях и стеблях – 5 % — в листьях – 10-15 % Остальное приходится на органические вещества. Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений? В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ. Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:
Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат: Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха. Вопрос: Какова роль неорганических и органических веществ в клетке? Предлагает прочитать на с. 26 -27 §6 (при этом класс делится на 2 группы) Так же в клетках содержатся нуклеиновые кислоты. Презентация (электронное приложение) – слайд 24
|
Знакомятся с химическим составом клетки, наблюдая опыты вслед за учителем.
Отображают информацию графически.
Обсуждают записи Объясняют новые понятия
Отвечают на вопросы учителя
Знакомятся с информацией в учебнике, распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.
Предположения детей.
Вспоминают правила по ТБ.
На стенках пробирки появились капельки воды. Она была в семенах (из семян). Клетки содержат воду. Предположения детей.
В пробирке осталась зола. Зола – это минеральные соли. Предположения детей.
Муку делают из семян.
Содержимое стакана посинело. Вывод. Срез картофеля посинел.
Определение жира (работа в парах). Вывод.
Проверяют таблицу.
Органических
Учащиеся читают текс учебника на с.26-27 §6 о роли неорганических веществ. Знакомятся с информацией в учебнике, распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспоминают правила по ТБ.
Заполняют таблицу. Делают выводы.
Выполняют опыт в парах.
Работа с учебником. Выступления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Первичное закрепление Цель этапа: исследование проблемной ситуации, построение детьми нового способа действий. Организация деятельности по проверке усвоения новых знаний. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Вставьте пропущенные слова. – слайд 25
Взаимопроверка. – слайд 26 2. Заполните схему «Химический состав клетки». – слайд 27 Взаимопроверка. – слайд 28 3. Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией»?Презентация (электронное приложение) – слайд 26 | Закрепляют знания о химическом составе клетки. Вставляют пропущенные слова в предложениях. | Работа с текстом. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итог урока. Рефлексия. Цель этапа: способствовать формированию рефлексии, самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Подведение итогов с помощью стихотворения: Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа. Идут превращения, Названье таким превращеньям — явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. | Учащиеся отвечают на вопросы, осмысливают и оценивают свою работу на уроке.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание Презентация (электронное приложение) – слайд 29 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Выучить тему «Химический состав клетки». 2. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. 3. Дополнительное задание: — Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? (задание для 1 ряда) — Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? (задание для 2 ряда) — Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу подготовьте сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток. (задание для 3 ряда)
| Записывают домашнее задание. |
|