Тема урока: Водоросли.
Тип урока: урок открытого нового знания (ОНЗ)
Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, научить отличать водоросли от других растений
Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.
Задачи:
-
Образовательная – формирование у учащихся представления о низших растениях на примере водорослей.
-
Воспитательная – формирование коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
-
Развивающая – развитие исследовательских умений школьников, составляющих познавательные УУД.
Предполагаемые результаты:
-
Личностные;
А) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
Б) формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы). -
Метапредметные;
А) овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи,
Б) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
В) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. -
Предметные:
А) знание термина “низшие растения”,
Б) умение распознавать водоросли различных отделов, распознавать и описывать внешнее строение водорослей,
В) объяснение роли водорослей в природе и жизни человека,
Г) сравнение по заданным критериям одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Ход урока
Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | время | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. | Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне этим знаком кто хочет начать работу вместе со мной. Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Подержите их – почувствуйте тепло моих рук, а я почувствую вашу поддержку. Спасибо!
|
| 1 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| Сегодня мы вместе отправимся в путешествие. Куда, вы мне сейчас скажите сами. Послушайте. (звучит фоновая музыка «Шум моря и биение волн») Сегодня к нам в гости зашел владыка морей и океанов Нептун и мы отправляемся в сад владыки морей и океанов (слайд «Дно моря с водорослями») скажите, что за растения произрастают в его садах? (Презентация) (слайд 1-2)
Как вы, думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? А что вы хотели бы узнать нового? (Напишите на листочках и положите в песочные часы, а конце урока мы подведем итог) Какова тема нашего урока?
Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с водорослями. А как?
| Ответы детей: на море, океан. Правильно!
Ответы детей: водоросли
Отгадывают загадки.
Ответы детей о водорослях
Ответы детей: Определяют и озвучивают тему урока. Заполняют рабочие листы.
водоросли
Изучим среду обитания Строение, численность видов водорослей, приведем примеры представителей их отделов. определим значение водорослей в природе и жизни человека.
| 2 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
— Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы – высшие и низшие растения. Водоросли – низшие растения. Почему? Чем они отличаются от остальных растений?
Рассказ учителя Слушают, смотрят слайды презентации
A) Среды обитания Водоросли самые древние животные на Земле. Основная масса водорослей обитает в водной среде , но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных, так же могут образовывать симбиоз с грибами, образуя лишайники. В водной среде они могут входить в состав планктона (фитопланктон), так и произрастать на дне водоемов.
Итак, подведём итог по пункту «Среда обитания»: (Слайд3-4)
Б) Строение клетки водорослей. (Слайд5 )
Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли произошли от различных предков. Ботаники насчитывают 30 тыс. видов водорослей – от одноклеточных организмов до гигантов длинной в десятки метров. Общие признаки водорослей: тело – талом или слоевище, не разделено на органы. По строению талом бывает одноклеточным (диатомовые, некоторые зеленые водоросли), многоклеточным (зеленые, красные, бурые водоросли). Среда жизни – вода, влажные участки на суше. Окраску обеспечивают пигменты (красящие вещества). Часто отделы водорослей называют в зависимости от окраски тела, которую обеспечивают пигменты. Пигменты находятся в хроматофорах. Их количество от одного и больше, они разнообразны по форме. Клетки водорослей по строению напоминают клетку наземных растений. Сверху покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами. Центр клетки — ядро. Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения — грушевидного, спиралевидного (спирогира) и т.д. Помимо хлорофилла — зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты. В хроматофоре может находиться пиреноид — тельце с запасными питательными веществами – в основном углеводами. Есть так же вакуоли и цитоплазма
(Слайд5 )
(Слайд 5)
Строение слоевища. (Слайд6 ) Тело водорослей представлено талломом и не имеет настоящих тканей, а следовательно и органов – листьев, стебля, корней. Тело некоторых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища.
(Слайд ) У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к субстрату ризоидами или пластинчатым диском.
(Слайд ) Подведём итог по пункту «Строение водорослей»
| Откройте учебники и прочитайте страница56 первый абзац отвечают К низшим растениям относят водоросли, т.к. они не имеют коней, ни стеблей, ни листьев.
Слушают, смотрят слайды презентации
Делают вывод: Водоросли могут обитать в воде, в почве, на снегу на стволах деревьев и образовывать симбиоз с грибами
Записывают основные органоиды клеток водорослей
Делают вывод: Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными. В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. У некоторых представителей могут присутствовать жгутики и глазок.
| 1 мин
15 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| В) Систематика водорослей (Слайд 7)
Разделение водорослей на группы в основном совпадает с характером их окраски, что, в свою очередь, связано с набором пигментов, а также основано на общих особенностях строения. При таком подходе выделяется 10 групп водорослей: синезеленые, пирофитовые, золотистые, диатомовые, желто-зеленые, бурые, красные, эвгленовые, зеленые и харовые. но в школьной программе мы изучим 3 группы: зеленые, бурые, красные.
(Работа учащихся в парах «Зеленые водоросли», «Бурые водоросли», «Красные водоросли» ) На каждой парте свой кейс
— А водоросли вредные или полезные?
Г) Значение водорослей. (Слайд 11) (Заполнение схемы «Значение водорослей») Источник питательных веществ, для человека и животных, Образователи органики и кислорода в толще воды. Для получения удобрений, БАДов, Индикаторы состояния водоемов. Биотопливо Очистка водоемов. Вызывают цветение водоемов Среда обитания для других животных.
|
Заполняют схему в рабочих оценочных листах
Работа учащихся в парах «Зеленые водоросли», «Бурые водоросли», «Красные водоросли» Заполнение таблицы по кейсам в оценочных листах
(Слайд8-10 ответы)
полезные |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Хоть зарядка коротка, |
| 30 сек | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В словах перепутаны буквы. Переставьте буквы таким образом, чтобы получились названия водорослей. (по желанию) Уксуф Нирамалия Арипфор
|
Проверка на слайде
| 1мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. подготовить сообщения или презентации об интересных представителях водорослей. (О кровавом снеге, о водоросли – космонавте, о морской капусте, о том, почему назвали море Саргассово и другие) 2. тестовые задания, кроссворд по теме «Водоросли».
| Запись в дневник | 1 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Итог урока. Рефлексия деятельности.
| Организует рефлексию деятельности учащихся:
(Слайд15 ) Синквейн «Водоросли « Что? Существительное Какой? 2 прилагательных Что делает? 3 глагола Что автор думает Фраза из 4 слов? Кто? Что? Синомим
Чему вы научились на уроке? Сейчас мы посмотрим ваши пожелания чему вы хотели научиться. ( Беру листочки из песочных часов и зачитываю)
Выставление оценок согласно листу самооценки (слайд16)
Спасибо за урок!
| Проводят рефлексию своей деятельности на уроке.
Водоросли Многоклеточные, одноклеточные Растут, выделяют кислород, украшают море Самые древние растения Земли Сокровищница витаминов
| 7 мин |