Биология 7 класс

Разнообразие голосеменных

учитель: Удачкина Наталья Геннадиевна

Цели: сформировать представления учащихся о разнообразии голосеменных растений;

ознакомить с отдельными представителями голосеменных;

способствовать усвоению знаний учащихся о строении и разнообразии голосеменных растений;

формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, практическое применение знаний с целью охраны здоровья человека;

развивать познавательный интерес, умения сравнивать, обобщать, логически мыслить, делать выводы;

формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Методы: интересные факты, беседа, метод проектов, заполнение таблицы, верю – не верю.

Оборудование: таблица «Голосеменные», иллюстрации хвойных, шишки, гербарии голосеменных растений, индивидуальный лист оценивания.

Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Целевая установка.

ІІІ. Подготовительный этап:

Учащиеся за несколько недель до проведения открытого урока готовят сообщения и проекты на предложенные темы:

  1. Сосна.

  2. Ель.

  3. Лиственница.

  4. Можжевельник.

  5. Пихта.

  6. Хвойные деревья Крыма.

IV. Актуализация опорных знаний:

Мудрецы древней Галлии – Друиды считали, что люди очень похожи на деревья. Они составили гороскоп, по которому судьба каждого человека, его характер, способности, достоинства и недостатки, а также образ жизни соответствовали одному из 22 видов деревьев.

В гороскопе Друидов из 22 деревьев 4 – это сосна, кипарис, кедр и ель. Что же объединяет перечисленные деревья?..

— Давайте проверим ваши знания о строении голосеменных растений…

— Выполните задания:

1) Вставьте пропущенные слова:

а) голосеменные относятся к семенным потому, что растение развивается из ____________

б) голосеменные получили свое название потому, что их семя располагается _____________

в) особые видоизмененные листья у большинства голосеменных – _________

г) большинство голосеменных являются растениями с особенным строением листьев и потому называются _______________

д) на побегах хвойных растений развиваются два типа шишек:_____ и _____

е) в женских шишках созревают ________________

2) Подпишите рисунки.

3

2

1

1_____________ 2______________ 3______________

V. Изучение нового материала:

Мобилизующий этап:

Однажды в горах Сьерра-Невада (Калифорния) спилили сосну и, пересчитав годичные кольца, определили возраст – 4844 года. Дерево было небольшое, кривоватое и полусухое, а ведь уже во время строительства пирамиды Хеопса ему было более 200 лет!

Многие представители голосеменных – долгожители…

Изучение нового материала:

К отделу Голосеменные растения принадлежат 6 классов, из которых два полностью вымерли, а класс Гингковые представлен только одним видом – гинкго двулопастное.

Самый крупный и многочисленный класс среди других голосеменных – Хвойные. Почти все они деревья или кустарники.

— Давайте рассмотрим некоторых представителей отдела Голосеменные (сообщения учащихся). Попутно попрошу вас заполнять таблицу в ваших индивидуальных листах…

Название

Строение

Распространение

Сосна

Ель

Пихта

Лиственница

Можжевельник

В Крыму дикорастущие хвойные породы представлены девятью видами: тис, три вида сосны и пять видов можжевельника. В качестве декоративного оформления парков и садов на полуострове выращиваются ели, кедры, кипарисы, туи.

— Ваши одноклассники заинтересовались, какие же хвойные растения произрастают в Крыму, и вот, что у них получилось… (проект)

VI. Физминутка «Ель» (мультимедийная).

биологический рассказ «Макси и мини» (с. 330, Л.Згуровская «Крым. Природоведческая книга»).

— О каких хвойных растениях идет речь в рассказе? Какие особенности этих растений описаны?..

VII. Изучение нового материала:

— выборочная устная проверка заполнения таблицы (если позволяет время).

VIII. Обобщение и закрепление знаний:

Верно – не верно:

  1. Голосеменные – это хвойные растения.

  2. Голосеменные размножаются спорами.

  3. Голосеменные размножаются семенами.

  4. Голосеменные представлены в основном деревьями.

  5. Среди голосеменных нет травянистых растений.

  6. Семена не покрыты оболочкой и лежат открыто.

  7. Семена хвойных растений распространяются с помощью ветра.

  8. Голосеменные образуют плоды.

  9. В шишках созревают семена.

  10. Древесина хвойных – ценный строительный материал

Да (+) Нет (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

IX. Подведение итогов.

X. Оценивание.

Оценивание учащихся происходит на основе выведения общего балла за различные формы работы на уроке («лист контроля» прилагается).

XI. Домашнее задание: § 40 повторить, творческое задание: нарисовать плакаты, рисунки на темы «Сохраним ель!», «Лес – наше богатство».

Спасибо за урок!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here