Учитель биологии Гусаковской средней школы
Андриевская Ольга Владимировна
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету; об основных средах жизни; о прогрессивных чертах организации млекопитающих; объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; таблицы, рисунки, фотографии с изображением утконоса, ехидны, кенгуру; таблицы, рисунки, фотографии с изображением всех изученных классов позвоночных животных; чучела млекопитающих.
Ход урока:
Организация класса.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник.
Актуализация знаний
— Сегодняшний урок мы начнем с загадок
Не пахарь, не столяр, не кузнец не плотник
А первый на столе работник (Лошадь)
Белый на белом. Написал, где бегал,
Рыжая почтет- белого найдет (лисица и заяц)
Зеленые глаза всем мышам гроза (Кошка)
Под полом – полом шевелит хвостом
В щели глядится, вылезти боится (Мышь)
— Ребята, как вы думайте о ком идет речь, какой класс объединяет этих представителей органического мира? (Класс млекопитающие)
Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классом Млекопитающие, или Звери стоящие на высшей ступени развития. Откройте тетради, запишите число, тему урока. В настоящее время в самых различных средах обитает около 400 тысяч млекопитающих.
— Ребята, давайте вспомним какие среды обитания существует и каких вы знаете представителей млекопитающих заселяющих каждую из сред?
(На доске фотографии и иллюстрации различных млекопитающих: ехидны, собаки, лошади, мыши, летучей мыши, кита, дельфина, ежа, броненосца)
Учитель демонстрирует учащимся рисунки, таблицы, фотографии с изображениями представителей всех классов позвоночных животных.
— Отберите те из них, на которых изображены млекопитающие. На основании каких внешних признаков вы осуществили свой выбор? Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?
(Выкармливание детенышей молоком, высокоразвитый головной мозг, высокий уровень нервной деятельности, четырехкамерное сердце, покрыты волосяным покровом, теплокровные, развиты кожные железы, другое название — звери.)
Раздел зоологии, изучающих млекопитающих называется маммологией или, териологией.
Сегодня на уроке мы должны с Вами выяснить почему же млекопитающих поместили на высшею ступень развития. Для этого мы должны разделиться на группы и выполнить задания используя учебники.
1 группа
Рассмотрите внешнее строение млекопитающих и скелет. Выделите особенности организации внешнего строения и скелета млекопитающих.
2 группа
Рассмотрите пищеварительную и дыхательную системы. Выделите особенности организации систем органов.
3 группа
Рассмотрите кровеносную и нервную системы. Выделите особенности организации систем органов.
4 группа
Рассмотрите выделительную и половую системы. Выделите особенности организации систем органов.
И затем заполните «Древо знаний»
Резюме учителя о особенностях организации систем органов.
Физминутка. Если я говорю положительные стороны человека Вы хлопаете, если отрицательные Вы топайте.
Доброжелательность, внимательность, злопамятность, обходительность, зависть, терпимость, справедливость, мстительность, дружелюбие, сопережевание.
Закрепление знаний.
— Для закрепления нового материала предлагаю выписать номера правильных утверждений.
Задание «Да-нет-ка»
-
К зверям относятся все названные животные: лев, собака, лисица, лось, заяц,коза, корова, крот, летучая мышь. (да)
-
Ноги у млекопитающих расположены под туловищем (да)
-
Сердце млекопитающих трехкамерное. (нет)
-
Органы выделения у млекопитающих бобовидные почки (да)
-
Ушная раковина имеется у пресмыкающихся и млекопитающих (нет)
-
У млекопитающих имеется грудобрюшная мышечная перегородка- диафрагма (да)
-
Млечные железы – видоизмененные потовые железы (нет)
-
У большинства млекопитающих постоянная и довольно высокая температура тела (да)
-
Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами (да)
-
Млекопитающие дышат легкими и дополнительными выростами бронхов (воздушными мешками) (нет)
Правильные ответы: 1,2,4,6,8,9
Работа в группах
1группа
— Почему к названию класса нельзя добавить частицу «ся»?
2 группа
-Почему звери спят свернувшись в клубок?
3 группа
-Почему отстрел зверей разрешен зимой?
Ответы учащихся
Домашнее задание.
Прочитать параграф 55, выполните творческое задание «Животное – загадка» определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающих.
Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.
— Какое у вас настроение на конец урока?
— Узнали ли вы что-то новое и интересное?
— В какой форме вы бы провели этот урок?
— Что вам понравилось на уроке, а что нет?