Тема «Класс Млекопитающие, или Звери».


Учитель биологии Гусаковской средней школы

Андриевская Ольга Владимировна
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету; об основных средах жизни; о прогрессивных чертах организации млекопитающих; объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; таблицы, рисунки, фотографии с изображением утконоса, ехидны, кенгуру; таблицы, рисунки, фотографии с изображением всех изученных классов позвоночных животных; чучела млекопитающих.

Ход урока:
Организация класса.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник.

Актуализация знаний

Сегодняшний урок мы начнем с загадок

Не пахарь, не столяр, не кузнец не плотник

А первый на столе работник (Лошадь)

Белый на белом. Написал, где бегал,

Рыжая почтет- белого найдет (лисица и заяц)

Зеленые глаза всем мышам гроза (Кошка)

Под полом – полом шевелит хвостом

В щели глядится, вылезти боится (Мышь)

— Ребята, как вы думайте о ком идет речь, какой класс объединяет этих представителей органического мира? (Класс млекопитающие)

Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классом Млекопитающие, или Звери стоящие на высшей ступени развития. Откройте тетради, запишите число, тему урока. В настоящее время в самых различных средах обитает около 400 тысяч млекопитающих.

— Ребята, давайте вспомним какие среды обитания существует и каких вы знаете представителей млекопитающих заселяющих каждую из сред?

(На доске фотографии и иллюстрации различных млекопитающих: ехидны, собаки, лошади, мыши, летучей мыши, кита, дельфина, ежа, броненосца)


Учитель демонстрирует учащимся рисунки, таблицы, фотографии с изображениями представителей всех классов позвоночных животных.

— Отберите те из них, на которых изображены млекопитающие. На основании каких внешних признаков вы осуществили свой выбор? Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

(Выкармливание детенышей молоком, высокоразвитый головной мозг, высокий уровень нервной деятельности, четырехкамерное сердце, покрыты волосяным покровом, теплокровные, развиты кожные железы, другое название — звери.)
Раздел зоологии, изучающих млекопитающих называется маммологией или, териологией.


Сегодня на уроке мы должны с Вами выяснить почему же млекопитающих поместили на высшею ступень развития. Для этого мы должны разделиться на группы и выполнить задания используя учебники.

1 группа

Рассмотрите внешнее строение млекопитающих и скелет. Выделите особенности организации внешнего строения и скелета млекопитающих.

2 группа

Рассмотрите пищеварительную и дыхательную системы. Выделите особенности организации систем органов.

3 группа

Рассмотрите кровеносную и нервную системы. Выделите особенности организации систем органов.

4 группа

Рассмотрите выделительную и половую системы. Выделите особенности организации систем органов.

И затем заполните «Древо знаний»

Резюме учителя о особенностях организации систем органов.

Физминутка. Если я говорю положительные стороны человека Вы хлопаете, если отрицательные Вы топайте.

Доброжелательность, внимательность, злопамятность, обходительность, зависть, терпимость, справедливость, мстительность, дружелюбие, сопережевание.

Закрепление знаний.


— Для закрепления нового материала предлагаю выписать номера правильных утверждений.

Задание «Да-нет-ка»

  1. К зверям относятся все названные животные: лев, собака, лисица, лось, заяц,коза, корова, крот, летучая мышь. (да)

  2. Ноги у млекопитающих расположены под туловищем (да)

  3. Сердце млекопитающих трехкамерное. (нет)

  4. Органы выделения у млекопитающих бобовидные почки (да)

  5. Ушная раковина имеется у пресмыкающихся и млекопитающих (нет)

  6. У млекопитающих имеется грудобрюшная мышечная перегородка- диафрагма (да)

  7. Млечные железы – видоизмененные потовые железы (нет)

  8. У большинства млекопитающих постоянная и довольно высокая температура тела (да)

  9. Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами (да)

  10. Млекопитающие дышат легкими и дополнительными выростами бронхов (воздушными мешками) (нет)

Правильные ответы: 1,2,4,6,8,9
Работа в группах

1группа

— Почему к названию класса нельзя добавить частицу «ся»?

2 группа

-Почему звери спят свернувшись в клубок?

3 группа

-Почему отстрел зверей разрешен зимой?

Ответы учащихся

Домашнее задание.

Прочитать параграф 55, выполните творческое задание «Животное – загадка» определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающих.
Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.


— Какое у вас настроение на конец урока?
— Узнали ли вы что-то новое и интересное?
— В какой форме вы бы провели этот урок?
— Что вам понравилось на уроке, а что нет?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here