Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение

Цель урока: сформировать знания о человеческих расах и их биологическом единстве.

Задачи:

  • Образовательные: Дать понятия расы, расоведение, расизм. Рассмотреть механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.

  • Развивающие: развивать умение мыслить, применять свои знания для прогнозирования и анализа проблемных вопросов. Продолжить формирование умения работать с учебной литературой. Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.

  • Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитание в учащихся расовой толерантности.

Оборудование: компьютерное обеспечение, разработанная презентация, раздаточный материал.

Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации; самостоятельная работа (поурочный рейтинговый контроль).

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. II. Актуализация знаний.

Опрос домашнего задания (5 минут):

Тест:

Рудименты, атавизмы (выбрать из списка)

III. Изучение нового материала.

Cлайд 1

Для всех угнетенных
Трудом обожженных,
Разницы в цвете кожи – нет
В людях – черных, белых, желтых –
Красная кровь течет.

Р.Рождественский.

слайд 2

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Тема)

(Слайд 3):

Какие вопросы мы будем рассматривать:

  1. Что такое расы? Расизм? Как произошли расы?

  2. Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?

  3. Какие механизмы лежат в основе формирования рас?

Достаточно выйти на улицу большого города, чтобы, посмотрев вокруг себя, увидеть поразительное многообразие людей: разное строение черепа, разный цвет кожи, разные пропорции тела, разный цвет и структура волос. Уже несколько столетий, чтобы объяснить эти различия, используется понятие «расы» и «расовые признаки».

Слайд 4

Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке.

Раса ? – это……

Слайды 5-8)

Современное человечество разделяют на три основные расы: европеоидную, негроидную и монголоидную. (Работа в тетради с таблицей 7 мин)

Используя материал учебника и собственные знания, заполните таблицу:

признаки

расы

негроидная

европеоидная

монголоидная

цвет кожи

 

 

 

волосы

 

 

 

лицо

 

 

 

губы

 

 

 

нос

 

 

 

усы, борода

 

 

 

Слайд 9

Как вы думаете, что способствовало формированию разных морфологических признаков? (Условия)

По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются: (Карта в учебнике)

    • характером окружающей среды,

    • климата,

    • пищевых ресурсов,

    • количеством солнечного света.

Слайд 10 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

  • Обильного роста бороды и усов у европеоидов.

  • Узких глаз у монголоидов.

  • Курчавых волос у негроидов.

Слайд 11 Расизм

Долгое время некоторые ученые связывали биологические особенности рас с уровнем их культуры и социального развития. Эти заблуждения легли в основу антинаучной идеологии расизма. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. (Сообщение)

Слайды 12-14

Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, актеры, спортсмены, преподаватели, люди искусства. (Сообщения)

Слайд 15 Человек, независимо от расовой принадлежности является биологическим «уникальным продуктом». Для людей всех рас характерны видовые признаки: НАЗОВИТЕ

  • сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);

  • физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);

  • возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;

  • все едины по происхождению.

По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Антропологи считают, что 15 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.

Слайд 16 Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? (слайд с вопросами)

  1. Что такое расы?

  2. Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.

  3. На чем основаны расовые различия людей?

Слайд 17 Итак, какой вывод можно сделать:

Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

Учитель: Шилова Татьяна Викторовна, МБОУ «СОШ №226» г. Заречный Пензенская обл.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here