МКОУ СОШ № 6 г. Омутнинска Кировской области
Конспект урока биологии по теме
«Происхождение млекопитающих»
(7 класс)
Подготовила Запольских Людмила Ивановна, учитель биологии первой категории
|
2014 год
Тема урока «Происхождение млекопитающих» (слайд 1)
Дидактическая цель: создать условия для знакомства обучающихся с блоком новой учебной информации.
Задачи:
-
изучить происхождение млекопитающих, биологические особенности Первозверей и Сумчатых млекопитающих;
-
установить родство млекопитающих с пресмыкающимися;
-
развивать умение обучающихся обобщать и делать выводы при изучении предковой группы – зверозубых ящеров;
-
развивать познавательную самостоятельность учащихся;
-
продолжить формировать у них поисковые и исследовательские умения и навыки
Средства обучения:
-
презентация «Происхождение млекопитающих»
-
сообщения – презентации учащихся, подготовленные заранее, об утконосе, кенгуру;
-
мультимедиа-проектор, экран.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Ход урока:
I. Актуализация знаний – беседа:
а) Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”? (слайд 2)
б) Назовите особенности биологии млекопитающих:
Предполагаемые ответу обучающихся:
-
Шерстный покров;
-
Живорождение и выкармливание детёнышей молоком;
-
Высокоразвитый головной мозг;
-
Теплокровность;
-
Четырёхкамерное сердце;
-
Развитые кожные железы (потовые, сальные, пахучие, млечные).
II. Изучение нового материала:
Прогрессивные особенности строения млекопитающих позволили им широко распространиться на Земле и заселить самые разнообразные места обитания.
— Давайте выясним, кто же был предком древних млекопитающих.
Самостоятельная работа: (слайд 2)
Прочитайте на стр. 261 в учебнике пункт «Происхождение млекопитающих», устно ответьте на следующие вопросы:
-
Кто является предками современных млекопитающих?
-
С чем связано название этих предков?
-
Какими признаками обладали предки современных млекопитающих?
-
Какие особенности строения, присущи представителям класса Пресмыкающиеся, были для них характерны?
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся:
— Млекопитающие возникли из отдельной группы пресмыкающихся – зверозубых ящеров. Интересно то, что их зубы не все одинаковы и на челюстях у них хорошо различаются резцы, клыки и коренные ( слайд 4).
Между чешуйками вырастали волоски. Чешуя сохранилась до сих пор у низших млекопитающих, а еще на концах всех пальцев в виде когтей и ногтей – у людей.
Кожные железы в ходе эволюции стали неодинаковыми: одни выделяли пот, другие – жир, а третьи, по краям живота, где детенышам было удобно лизать свою мать, — раствор мелких капелек жира с другими питательными веществами. Эти железы развились сильнее и постепенно превратились в молочные (млечные).
Взгляните на слайд где изображены пресмыкающееся (варан) и млекопитающие- Первозвери( яйцекладущие млекопитающие) ( слайд 5) и сравните, пользуясь таблицей на слайде пресмыкающихся и первозверей
( слайд 6)
Живорождение возникло гораздо позже. Первые млекопитающие были яйцекладущими, некоторые из них живут и сегодня. В связи, с чем класс млекопитающих, делят на подклассы (работа со слайдом 7)
Задача нашего урока, заключается в том, чтобы изучить из 3 групп Млекопитающих: яйцекладущих, сумчатых и плацентарных , только особенности Яйцекладущих млекопитающих, или Первозверей (однопроходных) и по ходу урока будем заполнять таблицу в тетради «Признаки подклассов млекопитающих.» Учащиеся заранее делают таблицу в тетрадях ( начало таблицы на слайде 9) в презентации.
Подкласс Первозвери, отряд Яйцекладущие или однопроходны (слайд 8)
Эти животные, не рождающие живых детёнышей, а откладывающие яйца, занимают как бы промежуточное положение между пресмыкающимися и млекопитающими. К ним относятся утконос и несколько видов ехидн, обитающих в Австралии, Тасмании и Новой Гвинее. Эти животные были открыты сравнительно недавно.
— Когда в Европу привезли чучело утконоса, ученые сомневались в том, а не подделка ли это? Если уж «клюв» утконоса привел в изумление европейцев, то длинный изогнутый «клюв» ехидны в сочетании с многочисленными длинными иглами на спине показался им вообще чем-то невероятным! Благодаря такому вооружению яйцекладущая ехидна внешне напоминает гигантского ежа или дикобраза.
• Странное творение природы
Тело, как у жирного щенка
Клюв утиный, хвост бобриный
А две лапы как у барсука
На других двух лапах перепонки
У самца две ядовитых шпорки
Шкурка у зверька великовата
Догадались кто это, ребята? (Утконос)
Сообщение – презентация ученицы об утконосе.
Учитель:
Первозвери подобно пресмыкающимся имеют клоаку. Они откладывают яйца в мягкой кожистой оболочке. Утконос насиживает их в подземном гнезде, а самка ехидны носит яйца в особой сумке на брюхе. Яйцеклетка у Первозверей крупнее, чем у других млекопитающих. Детёныши однопроходные выкармливают молоком, однако млечные железы у них развиты слабо и не имеют сосков. Молоко выделяется как пот, и детёныши слизывают его. Температура тела однопроходных может меняться, повышаясь или понижаясь на 5-6 градусов.
Работа с таблицей
Подкласс Сумчатые.
Ваша задача догадаться о ком идет речь, не торопитесь с выводами все версии после прослушивания.
• Крупное животное высотой до 2 метров, проживающее в Австралии.
• С языка аборигенов название этого животного переводится, так «я вас не понимаю».
• Детеныши у животного рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными, всего лишь несколько граммов.
• Оно передвигается, прыгая на задних лапах, а передние конечности служат только для подачи ко рту травы и веток.
• Для донашивания потомства имеет специальный орган – сумку.
• Этот зверек
В сумке носит кошелек
И лихо прыгает в длину
Австралийский … КЕНГУРУ.
Сообщение – презентация ученицы о кенгуру.
Учитель обобщает:
Яйцекладущие млекопитающие в нашу геологическую эпоху встречаются только в Австралии и на прилегающих островах. Представители другого подкласса Сумчатые – эволюционно более продвинуты. У них появляется матка – особый орган, внутри которого развивается зародыш. Таким образом детёныши сумчатых какое-то время развивается внутри организма матери. Однако на свет они появляются мелкими, недоразвитыми. Например, у кенгуру ростом в 1,5 м. рождается детёныш размером не более 2-3 см. Он заползает в сумку, находит сосок и прикрепляется к нему на долгие недели – только через 5 месяцев он начнёт высовывать из сумки голову.
Сумчатые животные отличаются следующими особенностями… (заполняется таблица).
Наиболее известный представитель сумчатых – кенгуру. Его изображение украшает государственный герб Австралии.
Проверка таблицы, которая заполняется в течение всего урока
Признаки подклассов млекопитающих.
Предста-вители | где формируется зародыш? | Развитие млечных желез | Зубная система | Распростра-нение | |
Яйцекла-дущие | Ехидна, утконос | Вне организма матери | Открываются протоками на млечном поле, сосков нет | Зубов нет | Австралия и прилегающие острова |
Сумчатые | Кенгуру, коала, опоссумы… | В матке, плацента не образуется, детёныши рождаются недоразвитыми, развиваются в специальной сумке. | Открываются протоками на сосках, расположенных в сумке. | Зубы соответствуют молочным железам плацен-тарных и не меняются. | Австралия и прилегающие острова (примерно 140 видов), Южная и Центральная Америка (примерно 60 видов), юг Северной Америки. |
3. Закрепление материала. Выполнение тестовой работы (слайд 10)
1) Живорождение развито:
А) у всех млекопитающих;
Б) у всех млекопитающих за исключением однопроходных;
В) у всех млекопитающих за исключением сумчатых.
2) Млекопитающие произошли:
А) от птиц; Б) от пресмыкающихся; В) от земноводных.
3) Примитивными млекопитающими являются:
А) Однопроходные; Б) Сумчатые; В) Плацентарные.
4) Самки ехидн откладывают:
А) по 1 яйцу; Б) по 2 яйца; В) по три яйца.
5) Более развитые детеныши при рождении:
А) у Однопроходных; Б) у Сумчатых; В) у Плацентарных.
Самопроверка (слайд 11)
4.Рефлексия.
Подошел к концу наш урок
-какие эмоциональные состояния вы пережили? (вам было интересно, скучно, волновались?).
— за что вы хотели бы себя похвалить?
У вас на партах лежат прямоугольники бумаги, нарисуйте «рожицы», которые, показывают ваше настроение
5.Д.з п. 54, записи в тетради, подготовить сообщение « В мире интересных фактов»
Использованные источники информации
-
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Пол ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. — М.: Вентана — Граф, 2004.
-
Бровкина Е.Т., Кузьмина Н.И. Уроки зоологии. — М., Просвещение, 1981.
-
Яхонтов А.А. Зоология для учителя. — М., Просвещение, 1985.
-
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. — М., Просвещение, 1994.
-
Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. — М., Просвещение, 1987.
-
Лернер Г.И. Биология животных: тесты и задания. — М., Аквариум, 2000.
-
Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология. — М., АСТ-Пресс, 2002.