Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №134 «Дарование»

г. Волгоград

Тема урока биологии

«Общая характеристика пресмыкающихся»

7 класс

Учитель:

Цвирко Ирина Васильевна

Волгоград, 2014 г.

План-конспект урока

«Общая характеристика пресмыкающихся»

Класс: 7

Учебник: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» Москва. Издательство «Дрофа»

Цель: Раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.

Задачи:

1.Познавательные:

  • Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение.

  • Продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, выявлять черты приспособленности организмов к жизни на суше.

2. Развивающие:

  • Развивать умение анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

  • Продолжить формировать умение обобщать, работать с дополнительной литературой.

  • Способствовать формированию рефлексивных умений обучающихся.

3. Воспитывающие:

  • Развивать мотивацию изучения биологии, используя разнообразные приемы деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор;

Оснащенность: раздаточный материал – приложения 1, 2, 3, 4, 5,6;

Структура и ход урока:

Номер этапа урока

Этап урока

Время

Взаимное приветствие. Вступительное слово учителя.

4 мин.

Целеполагание.

1 мин.

Объяснение нового материала.

10 мин.

Работа в группах.

12 мин.

Закрепление изученного материала.

8 мин.

Рефлексия.

4 мин.

Объявление домашнего задания.

1 мин.

Обязательное домашнее задание

  • Изучить текст учебника В.Б.Захарова, Н.И.Сонина на стр. 200-206

  • Ответить на вопросы с.207 «Проверь свои знания»

Дополнительное домашнее задание –

  • Подготовить сообщения или презентации об интересных особенностях в жизни рептилий.

Ход урока:

Этап урока

Формируемые результаты обучения

Действия учителя

Действия

обучающихся

Используемый ресурс

Объем затраченного времени

1. Взаимное приветствие. Вступительное слово учителя.

Цель: настроить учащихся на работу.

Личностные результаты: мотивация образовательной деятельности на основе личностного опыта учащихся.

Вступительное слово:

О них говорят:

  • Способны к гипнотическому взгляду (змеи)

  • Являются долгожителями (черепахи)

  • Они быстрые и юркие (ящерицы)

  • Ужасно переменчивы ( хамелеон)

    О каких животных идет речь?

Посмотрите на рисунки слайда.

Обратите внимание на длину тела животного, что происходит в момент движения с телом объевшегося варана? 
Поэтому этих животных назвали пресмыкающимися.

О пресмыкающихся.

Тело его влачится по земле, говорят иначе, смыкается с землёй.

4 минуты

2. Целе-полагание.

Цель: сформулировать цель урока

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

Общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Объявление цели урока:

Сегодня мы рассмотрим разные вопросы, касающиеся строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Тема урока “Общая характеристика пресмыкающихся”.

Назовите цель нашего урока.

Цель – раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.

Записывают тему урока в тетрадь.

Называют цель.

Слайд №1 

Слайд №2

1 минута

3.Объяснение нового материала.

Цель: раскрыть особенности строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.

4. Работа в группах
Цель:

Определять (формулировать) главную мысль; высказывать свое отношение и оформлять разные точки зрения на заданную тему.

Информационно-коммуникативные умения:

-умение находить в тексте главную мысль;

— умение формулировать выводы;

— умение приводить доказательства и примеры.

Метапредметные:

Формирование умения работать в группе с выполнением различных заданий, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Рассказ учителя:

Вскоре после влажного каменноугольного периода наступает сухой пермский период. Какие животные господствуют здесь?

Какие особенности строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными, мы выясним с вами на этом уроке.

На стр. 200-206 учебника найдите:

Какие системы органов изменились у сухопутных по сравнению с водными животными?

Задание классу:

Рассмотрите в учебнике рисунки с изображением земноводных и пресмыкающихся. Установите, чем сходны между собой эти животные по внешнему строению.

Задание классу:

Сейчас Вам предстоит работа в группах.

На столах лежит учебник и задание. Рассмотрите рисунки, прочитайте задание, обсудив между членами группы, выполните его.

1 группа.

Составьте рассказ, закончив предложения:

  • Тело ящерицы разделено на ….

  • Между головой и туловищем появилась …..

  • На голове расположены ……

  • Глаза имеют …..

  • Конечности расположены ……

  • Пальцы заканчиваются ….

2 группа.

Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки.
Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:

  • Тело ящериц и змей покрыто… кожей.

  • В верхнем слое кожи образуются роговые чешуи.

  • По форме они…

  • На спине, голове, брюхе чешуи…

  • Такой кожный покров — надежная защита пресмыкающихся от…

В чем отличие кожи пресмыкающихся от кожи земноводных?

3 группа

— Перечислите функции скелета пресмыкающихся.

— Назовите отделы скелета и кости их образующие. Что нового появилось в скелете?


4 группа

Сравните по рисункам учебника головной мозг пресмыкающегося и земноводного. Выясните, каковы особенности головного мозга пресмыкающегося.

Составьте таблицу:

«Головной мозг лягушки и ящерицы»

Признаки сходства

Особенности строения

5 группа

Рассмотрите особенности строения кровеносной системы пресмыкающегося и земноводного. Найдите отличия в строении.

Заполните таблицу

«Кровеносная система лягушки и ящерицы»

Признаки различия

Особенности строения

6 группа

Рассмотрите особенности строения дыхательной системы пресмыкающегося и земноводного. Найдите отличия в строении.

Объясните причину таких различий.

Учитель комментирует результаты.

Дополнение учителя к ответу учеников:

Интенсивное легочное дыхание стало возможным благодаря появлению у рептилий нового отдела скелета – грудной клетки.

Она образована рядом ребер, соединенных со спинной стороны с позвоночником, а с брюшной – грудиной. Ребра благодаря особой мускулатуре подвижны и способствуют расширению грудной клетки и легких во время вдоха и спаданию их в момент выдоха, что увеличивает их поверхность.

Учитель:

Пищеварительная и выделительная системы пресмыкающихся сходны по строению с соответствующими системами земноводных.

Пресмыкающиеся раздельнополы, оплодотворение внутреннее. Размножаются, откладывая яйца или (реже) рождая живых детенышей. Крупные яйца этих животных содержат большое количество желтка, толстый слой белка и покрыты кожистой оболочкой (у ящериц и змей) или известковой скорлупой (у черепах и крокодилов). Развитие протекает на суше. У пресмыкающихся нет личинок, как у земноводных, в воде.

Большинство рептилий – хищники или насекомоядные, некоторые всеядные, имеются также и растительноядные.

Вопрос классу:

-Двигаясь вперед, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать поверхность.

Дополнение учителя:

Язык длинный, раздвоенный на конце, есть якобсонов орган (орган обоняния). Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.

Те, которые приспособились к этому климату. Это пресмыкающиеся.

Называют:

  • покровы тела — защищают от иссушения

  • органы передвижения –приспособлены к движению по суше

  • органы дыхания- только легкие

  • размножение вне воды, эмбрион защищен от иссушения оболочками

  • Органы чувств – не связаны с кожей.

Рассматривают и находят сходство в строении.

Представители от каждой группы называют и фиксируют мнение своей группы на доске.

Представитель от группы дописывает

на интерактивной доске недостающие слова.

Составляют рассказ, находят отличия.

Показывают у доски на таблице.

Заполняют таблицу, высказывают свое мнение.

Находят отличия, высказывают свое мнение.

Находят отличия, высказывают свое мнение.

Выдвигают свои версии.

Слайд № 3

10 минут

12 минут

5.Закрепление изученного материала.

Цель: развивать умения и навыки решения поставленных задач, применение полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации.

ИКУ:

Умение устанавливать в тексте взаимосвязи; умение приводить доказательства и примеры.

Личностные:

Формирование ценностного отношения друг к другу.

Вопрос классу:

1.Известно, что змеи видят и слышат плохо, но, несмотря на это, они активно охотятся ночью. Предположите объяснение этого явления.

Дополнение учителя:

У некоторых видов (удавы, гремучая змея) имеется специфический терморецептор. Это ямки в передней части головы, которые воспринимают на расстоянии в несколько метров нахождение тела с повышенной температурой, т.е. любое теплокровное животное. Орган улавливает разницу температур в несколько тысячных долей градуса.

2.Что нужно делать, если вас или вашего товарища укусила ядовитая змея?

Дополнение учителя:

При укусе человека ядовитой змеёй необходимо срочно применить меры первой помощи: удалить чистой ватой или бинтом избыток яда около ранки, по возможности продезинфицировать место укуса раствором перманганата калия, дать пострадавшему крепкий чай, обеспечить покой. По возможности срочно доставить пострадавшего на ближайший медпункт для введения ему противозмеиный сыворотки.

3. Какие отделы позвоночника ящерицы подвижные?

4.У каких пресмыкающихся в желудочке сердца имеется почти полная перегородка?

Высказывают свои предположения.

Шейный, хвостовой.

У крокодилов

8 минут

6.Рефлексия.

Цель: подвести итоги урока, дать возможность учащимся проанализировать свой вклад в урок и значимость данной темы.

Регулятивные: оценка учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения учебного материала.

Общеучебные: рефлексия способов и результатов деятельности

Мы подошли с вами к итогу урока.

  • Какие приемы работы вам помогли понять содержание темы, какие понравились, а какие нет?

  • Были ли у вас трудности в формулировании выводов, подборе аргументов и других способах работы?

  • Достигли мы цели урока или нет?

Учащиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке.

4 минуты

7.Объявление домашнего задания.

Цель: объявить домашнее задание.

Общеучебные: Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации и использованием различных источников; поиск и выделение необходимой информации для решения конкретных биологических задач.

Метапредметные: освоение приемов действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Обязательное домашнее задание

  • Изучить текст учебника В.Б.Захарова, Н.И.Сонина на стр. 200-206

  • Ответить на вопросы с.207 «Проверь свои знания»

Дополнительное домашнее задание –

  • Подготовить сообщения или презентации об интересных особенностях в жизни рептилий.

Слайд № 4

1 минута

Используемая литература:

1.И.Д. Агеева «Веселая биология на уроках и праздниках». Методическое пособие. Сфера. Москва 2005.

2. Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. 7 класс. Изд. «Учитель» Волгоград, 2006

3. И.М. Гуфельд «Зоология» Учебное пособие. Москва «Терра» 2001.

4. Е.Н. Демьянков, А.И. Никишов Биология. Мир животных. Дополнительные материалы. 7 класс. Москва. 2004.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here