Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
Нижегородская область
р.п. Красные Баки
Тема:
Конспект урока биологии в 7 классе
«Листопад и его значение»
Выполнила:
учитель биологии
МКС(К)ОУ Краснобаковской
школы-интерната VIII вида
Скворцова Татьяна Александровна
р.п. Красные Баки
Тема урока: Листопад и его значение.
Класс: 7.
Тип урока: урок изучения, закрепления и обобщения полученных знаний.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: формирование представлений о процессе листопада.
— обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о процессе листопад и его значении для растений;
— коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
—воспитательные: прививать любовь к окружающему миру.
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
-
Умение работать самостоятельно.
-
Умение работать с учебником и находить нужную информацию.
-
Умение анализировать и делать выводы.
Формируемые понятия:
-
Листопад.
Дидактические средства и материалы:
-
Учебник Биология 7 класс. И.В. Романов, Т.А. Козлова, М. : «Дрофа», 2013;
-
Мультимедиапроектор.
-
Презентация.
Хронометраж урока:
-
Организационный момент 1 минута
-
Актуализация знаний. 8 минут
-
Сообщение темы и задач урока. 1 минута
-
Изучение нового материала. 10 минут
-
Физкультминутка. 2 минуты
-
Значение процесса фотосинтеза.
Работа с учебником. 6 минут
-
Закрепление полученных знаний. 5 минут
-
Закрепление и обобщение
полученных знаний по теме «Лист». 5 минуты
-
Подведение итога урока 1минута
-
Домашнее задание 1минута
Ход урока
Методы и средства обучения | |
У: Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! | Мотивационный компонент учебной деятельности. Эмоциональный настрой на учебную деятельность. |
У: Ребята, рассмотрите иллюстрации. (слайд) Какое время года изображено на них. Д: Осень. У: Верно. Какие приметы осени, вы можете назвать? (слайд) Д: Предположительные ответы: перелётные птицы улетают, листья желтеют и опадают, дни становятся корче и т.д. У: Верно. Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: «О каком явлении осени говорится в нём?» (слайд) Еще недавно на вершине клена С другими листьями он дружно шелестел, Но час пришел, и бывший лист зеленый, Опору потеряв, с вершины вниз слетел. Вот он лежит, опору потерявший Сухой кленовый лист, В ненастный день опавший, А лес еще живет — шуршит его листва, Хоть осень с каждым днем Берет свои права И наступает время листопада. Не сокрушайся, друг! (слайд) Смириться с этим надо. При всем желании судьбу не обвести. Придет и твой черед, и ты в свой срок увянешь, При всем старании — природу не обманешь. Но ты пока живешь! Живи! И шелести! С. Михалков. У: Итак, о каком явлении осени говорится в стихотворении? Д: О листопаде. У: Как вы думаете, почему в природе есть такое явление? Д: Варианты ответов. У: А, вы хотите узнать, почему с лиственных деревьев опадают листья? |
Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций
Опора на жизненный опыт учащихся
Постановка проблемного вопроса, формирование познавательного интереса для изучения новой темы урока |
Тема урока: «Листопад и его значение». (слайд ) У: Тема урока: «Значение листьев в жизни растений». (запись темы урока в тетрадь). У: На уроке мы: (слайд )
| Операционный компонент учебной деятельности. Подготовка к этапу восприятия нового материала
Постановка цели урока Организация действий учащихся по её принятию |
IV. Изучение нового материала. У. (слайд) Ребята рассмотрите иллюстрации, сравните их. Скажите, что на них изображено? Д: Предположительный ответ: времена года лето и осень. У: Верно, назовите растения, которые изображены на иллюстрациях. Д: Предположительные ответы: деревья, кустарники, травы. У: Какие отличия в жизни растений летом и осенью вы можете назвать. (слайд) Д: Предположительные ответы: летом растения цветут, листья на деревьях зелёные; осенью листья меняют цвет. У: Верно, осенью многие живые организмы начинают готовиться к зиме. У многих животных, особенно холоднокровных — у ящериц, лягушек, змей замедляются процессы, происходящие в организме и они впадают в спячку. Впадают в спячку и теплокровные животные – ежи, медведи. А как же растения? Они к зиме готовятся? Д: Предположительные ответы: да. У: (слайд) Однолетние травянистые растения осенью прекращают рост и отмирают, а многолетние растения осенью готовятся к зиме. У: Ребята рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: Как лес меняет окраску в течение года? (слайд) Д: Предположительные ответы: весной листва деревьев имеет светло-зелёную окраску, летом она темно-зелёная, ранней осенью появляются желтые листья, затем в окраске листьев преобладают красные цвета. У: Верно, а что происходит поздней осенью? Д: Листья опадают. У: Давайте рассмотрим этот процесс подробнее. (слайд) Как вы уже знаете листья, пересекают жилки, это сосуды по которым в них поступает вода. К концу лета над листом начинает образовываться новая почечка, которая, на следующий год распустится новым листом. К осени процессы жизнедеятельности у растений также замедляются, деревья меньше потребляют влаги из почвы, а в листьях замедляется процесс испарения, так как температура окружающего воздуха понижается. Процесс фотосинтеза прекращается, листья начинают изменяться в окраске и отделяться от ветвей и опадают. Этот процесс называется листопадом. (слайд) Словарная работа – листопад. (слайд) Листопад — «Лист» и «Падает». |
Формирование интереса. Использование наглядности, как коррекционно-развивающий приём, мотивация к обучению
Связь ранее изученного материала. Использование вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся Включение учащихся в активную учебно-поисковую деятельность
Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся Научное формирование целостной картины мира
Словарная работа. Активизация словаря, расширение кругозора |
V. Физкультминутка. Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт. (слайд) Хорошо гулять в лесу! Вот высокая сосна, К солнцу тянется она. Над поляной дуб старинный Ветви в стороны раскинул. Ёлочка к нам тянет ручки, Солнце вышло из-за тучки. Погуляли мы, ребята. А теперь пора за парты. | Здоровьесберегающие технологии. Смена видов деятельности. Снятие зрительного и эмоционального напряжения Развитие зрительно-моторных координаций |
VI. Значение процесса листопада. Работа с учебником. У: Прочитайте в учебнике на стр. 65 «Значение Листопада» и ответьте на вопрос: Какое значение для растений имеет осеннее опадание листьев? (слайд) Проверка выполненного задания (слайд)
У: Ребята, подумайте, все растения на зиму сбрасывают листву? Д: Нет. На зиму не сбрасывают листву хвойные деревья. У: Верно. Посмотрите на иллюстрацию, ветка какого растения изображена? (слайд) Д: Ветка сосны. У: Какие вы ещё можете назвать хвойные деревья? Д: Ель, пихта, кедр. У: Кроме хвойных деревьев на зиму не сбрасывают листву и комнатные растения. (слайд) Они радуют нас своей красотой круглый год. У: Какие, вы можете назвать комнатные растения? Д: Варианты ответов. | Включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и оперированию знаниями.
Организация деятельности по выделению существенных признаков, конкретизации знаний.
Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций
Развитие речи и навыков коммуникативного общения. Научное формирование целостной картины мира Экологическое воспитание Опора на жизненный опыт учащихся Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся |
VII. Закрепление полученных знаний. У: Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного. Давайте вспомним, что нового мы изучили: (слайд)
| Проверка полноты осознанности, действительности и прочности полученных знаний.
|
VIII. Закрепление и обобщение полученных знаний по теме «Лист». У: Ребята, на этом уроке мы заканчиваем изучать орган растения лист. Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках. (слайд) (приложение № 1) Вспомните, какие важные процессы происходят в листьях растений и из предложенных вариантов ответов, выберите верные. (слайд) Проверка выполнения работы. (слайд) | Самостоятельная работа способствует активизации логического мышления, развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Связь ранее изученного материала.
|
IX. Подведение итога урока У: Вот и подошёл к концу наш урок. Я предлагаю вам игру «Цветик- многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок. (приложение № 2) | Формирование положительных эмоций Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока Вскрыть недостатки, показать пути их преодоления Развитие самооценки |
X. Домашнее задание У: Домашнее задание прочитать § 16. Значение листьев в жизни растений. Прочитать на стр. 59 дополнительную информацию «Это интересно». (слайд) | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
Приложение № 1.
Вспомни о значении листьев для жизни растения и заполни схему.
Что происходит в листьях и с листьями
Выбери для этого нужные слова и словосочетания: прорастание, дыхание, питание, всасывание минеральных солей из почвы, изменение окраски, листопад, испарение воды, запасание питательных веществ, цветение.
Приложение № 2
Выбери для себя лепесток,
цвет которого наиболее подходит к цвету настроения.
Литература.
-
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. — 1998.
-
Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. — СПб.: Петербург XXI век, 1994.
-
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. –М., 2000.
-
Романов И.В., Козлова Т.А.. Биология 7 класс, М: «Дрофа», 2013 г.
-
Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. — М., 1993.
-
Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах Дефектология. — 1995(6). — №1.