Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

Нижегородская область

р.п. Красные Баки

Тема:

Конспект урока биологии в 7 классе

«Листопад и его значение»

Выполнила:

учитель биологии

МКС(К)ОУ Краснобаковской

школы-интерната VIII вида

Скворцова Татьяна Александровна

р.п. Красные Баки

Тема урока: Листопад и его значение.

Класс: 7.

Тип урока: урок изучения, закрепления и обобщения полученных знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: формирование представлений о процессе листопада.

обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о процессе листопад и его значении для растений;
коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
воспитательные: прививать любовь к окружающему миру.

Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:

  • Умение работать самостоятельно.

  • Умение работать с учебником и находить нужную информацию.

  • Умение анализировать и делать выводы.

Формируемые понятия:

  • Листопад.

Дидактические средства и материалы:

  • Учебник Биология 7 класс. И.В. Романов, Т.А. Козлова, М. : «Дрофа», 2013;

  • Мультимедиапроектор.

  • Презентация.

Хронометраж урока:

  1. Организационный момент 1 минута

  2. Актуализация знаний. 8 минут

  3. Сообщение темы и задач урока. 1 минута

  4. Изучение нового материала. 10 минут

  5. Физкультминутка. 2 минуты

  6. Значение процесса фотосинтеза.

Работа с учебником. 6 минут

  1. Закрепление полученных знаний. 5 минут

  2. Закрепление и обобщение

полученных знаний по теме «Лист». 5 минуты

  1. Подведение итога урока 1минута

  2. Домашнее задание 1минута

Ход урока

Структура урока

Методы и средства обучения

  1. Организационный момент.

У: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Мотивационный компонент учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на учебную деятельность.

  1. Актуализация знаний.

У: Ребята, рассмотрите иллюстрации. (слайд) Какое время года изображено на них.

Д: Осень.

У: Верно. Какие приметы осени, вы можете назвать? (слайд)

Д: Предположительные ответы: перелётные птицы улетают, листья желтеют и опадают, дни становятся корче и т.д.

У: Верно. Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: «О каком явлении осени говорится в нём?» (слайд)

Еще недавно на вершине клена

С другими листьями он дружно шелестел,

Но час пришел, и бывший лист зеленый,

Опору потеряв, с вершины вниз слетел.

Вот он лежит, опору потерявший

Сухой кленовый лист,

В ненастный день опавший,

А лес еще живет — шуршит его листва,

Хоть осень с каждым днем

Берет свои права

И наступает время листопада.

Не сокрушайся, друг! (слайд)

Смириться с этим надо.

При всем желании судьбу не обвести.

Придет и твой черед, и ты в свой срок увянешь,

При всем старании — природу не обманешь.

Но ты пока живешь!

Живи! И шелести!

С. Михалков.

У: Итак, о каком явлении осени говорится в стихотворении?

Д: О листопаде.

У: Как вы думаете, почему в природе есть такое явление?

Д: Варианты ответов.

У: А, вы хотите узнать, почему с лиственных деревьев опадают листья?

Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций

Опора на жизненный опыт учащихся

Постановка проблемного вопроса, формирование познавательного интереса для изучения новой темы урока

  1. Сообщение темы и задач урока.

Тема урока: «Листопад и его значение». (слайд )

У: Тема урока: «Значение листьев в жизни растений». (запись темы урока в тетрадь).

У: На уроке мы: (слайд )

  1. Продолжим формировать знания о строении растения.

  2. Изучим процесс листопад.

  3. Выясним его значение для растений.

Операционный компонент учебной деятельности. Подготовка к этапу восприятия нового материала

Постановка цели урока

Организация действий учащихся по её принятию

IV. Изучение нового материала.

У. (слайд) Ребята рассмотрите иллюстрации, сравните их. Скажите, что на них изображено?

Д: Предположительный ответ: времена года лето и осень.

У: Верно, назовите растения, которые изображены на иллюстрациях.

Д: Предположительные ответы: деревья, кустарники, травы.

У: Какие отличия в жизни растений летом и осенью вы можете назвать. (слайд)

Д: Предположительные ответы: летом растения цветут, листья на деревьях зелёные; осенью листья меняют цвет.

У: Верно, осенью многие живые организмы начинают готовиться к зиме. У многих животных, особенно холоднокровных — у ящериц, лягушек, змей замедляются процессы, происходящие в организме и они впадают в спячку. Впадают в спячку и теплокровные животные – ежи, медведи. А как же растения? Они к зиме готовятся?

Д: Предположительные ответы: да.

У: (слайд) Однолетние травянистые растения осенью прекращают рост и отмирают, а многолетние растения осенью готовятся к зиме.

У: Ребята рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: Как лес меняет окраску в течение года? (слайд)

Д: Предположительные ответы: весной листва деревьев имеет светло-зелёную окраску, летом она темно-зелёная, ранней осенью появляются желтые листья, затем в окраске листьев преобладают красные цвета.

У: Верно, а что происходит поздней осенью?

Д: Листья опадают.

У: Давайте рассмотрим этот процесс подробнее. (слайд) Как вы уже знаете листья, пересекают жилки, это сосуды по которым в них поступает вода. К концу лета над листом начинает образовываться новая почечка, которая, на следующий год распустится новым листом. К осени процессы жизнедеятельности у растений также замедляются, деревья меньше потребляют влаги из почвы, а в листьях замедляется процесс испарения, так как температура окружающего воздуха понижается. Процесс фотосинтеза прекращается, листья начинают изменяться в окраске и отделяться от ветвей и опадают. Этот процесс называется листопадом. (слайд)

Словарная работа – листопад. (слайд)

Листопад — «Лист» и «Падает».

Формирование интереса.

Использование наглядности, как коррекционно-развивающий приём, мотивация к обучению

Связь ранее изученного материала.

Использование вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся

Включение учащихся в активную учебно-поисковую деятельность

Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся

Научное формирование целостной картины мира

Словарная работа.

Активизация словаря, расширение кругозора

V. Физкультминутка.

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт. (слайд)

Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Ёлочка к нам тянет ручки,

Солнце вышло из-за тучки.

Погуляли мы, ребята.

А теперь пора за парты.

Здоровьесберегающие технологии. Смена видов деятельности.

Снятие зрительного и эмоционального напряжения

Развитие зрительно-моторных координаций

VI. Значение процесса листопада. Работа с учебником.

У: Прочитайте в учебнике на стр. 65 «Значение Листопада» и ответьте на вопрос: Какое значение для растений имеет осеннее опадание листьев? (слайд)

Проверка выполненного задания (слайд)

  1. Уменьшение испарения .

  2. Выведение продуктов обмена.

  3. Предотвращение поломки ветвей под тяжестью снега.

У: Ребята, подумайте, все растения на зиму сбрасывают листву?

Д: Нет. На зиму не сбрасывают листву хвойные деревья.

У: Верно. Посмотрите на иллюстрацию, ветка какого растения изображена? (слайд)

Д: Ветка сосны.

У: Какие вы ещё можете назвать хвойные деревья?

Д: Ель, пихта, кедр.

У: Кроме хвойных деревьев на зиму не сбрасывают листву и комнатные растения. (слайд) Они радуют нас своей красотой круглый год.

У: Какие, вы можете назвать комнатные растения?

Д: Варианты ответов.

Включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и оперированию знаниями.

Организация деятельности по выделению существенных признаков, конкретизации знаний.

Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций

Развитие речи и навыков коммуникативного общения.

Научное формирование целостной картины мира Экологическое воспитание

Опора на жизненный опыт учащихся

Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся

VII. Закрепление полученных знаний.

У: Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного.

Давайте вспомним, что нового мы изучили: (слайд)

  1. Как называется процесс сбрасывания листвы у деревьев?

  2. Назовите деревья, которые не сбрасывают на зиму листву.

  3. Почему для лиственных деревьев листопад имеет большое значение?

  4. Почему комнатные растения тоже относятся к вечнозелёным растениям?

Проверка полноты осознанности, действительности и прочности полученных знаний.

VIII. Закрепление и обобщение полученных знаний по теме «Лист».

У: Ребята, на этом уроке мы заканчиваем изучать орган растения лист. Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках. (слайд) (приложение № 1) Вспомните, какие важные процессы происходят в листьях растений и из предложенных вариантов ответов, выберите верные. (слайд)

Проверка выполнения работы. (слайд)

Самостоятельная работа способствует активизации логического мышления,

развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся.

Связь ранее изученного материала.

IX. Подведение итога урока

У:  Вот и подошёл к концу наш урок. Я предлагаю вам игру «Цветик- многоцветик».       Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок. (приложение № 2)

Формирование положительных эмоций

Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока

Вскрыть недостатки, показать пути их преодоления

Развитие самооценки

X. Домашнее задание

У: Домашнее задание прочитать § 16. Значение листьев в жизни растений. Прочитать на стр. 59 дополнительную информацию «Это интересно». (слайд)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 

Приложение № 1.

Вспомни о значении листьев для жизни растения и заполни схему.

Что происходит в листьях и с листьями

Выбери для этого нужные слова и словосочетания: прорастание, дыхание, питание, всасывание минеральных солей из почвы, изменение окраски, листопад, испарение воды, запасание питательных веществ, цветение.

Приложение № 2

Выбери для себя лепесток,

цвет которого наиболее подходит к цвету настроения.

Литература.

  1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. — 1998.

  2. Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. — СПб.: Петербург XXI век, 1994.

  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. –М., 2000.

  4. Романов И.В., Козлова Т.А.. Биология 7 класс, М: «Дрофа», 2013 г.

  5. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. — М., 1993.

  6. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах Дефектология. — 1995(6). — №1.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here