Из опыта работы Барышниковой Юлии Ивановны

Учителя биологии, химии и географии МБОУ МО Плавский район «Больше –Озерская основная обшеобразовательная школа».

Конспект урока биологии в 7 классе по теме

«Отряды птиц: Дневные хищные птицы, Совы, Куриные».

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

Образовательные: расширить представления учащихся о многообразии птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные; показать их приспособленность к среде обитания; образу жизни, значении в природе и жизни человека.

Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся.

Воспитательные: сформировать у учащихся гуманное отношение к птицам и доказать необходимость их охраны.

Оборудование: таблицы «Дневные хищные птицы, «Лесные куриные птицы» , проигрыватель, пластинка «Голоса редких птиц», стенды «Редкие птицы Тульского края из отрядов «Дневные хищные птицы и Совы», указка.

Методы обучения: словесные, наглядные, объснительно- иллюстративные.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний учащихся по материалу предшествующего урока.

Фронтальная беседа.

  1. С какими отрядами птиц вы уже знакомы?

  2. Каковы особенности среды обитания страусов?

  3. В чем выражается приспособленность страусов к условиям своего существования?

  4. Какова роль страусов в природе и жизни человека?

  5. Назовите характерные признаки птиц отряда Гусеобразных?

  6. Каково практическое значение Гусеобразных для человека?

  7. Какие виды Гусеобразных встречаются в Тульской области?

3.Объснение нового материала.

Мы продолжаем знакомиться с многообразием птиц.

Цель урока: выяснить характерные признаки отрядов птиц: Дневных хищных, Совы, Куриных, познакомиться с их значением в природе и жизни человека, доказать необходимость бережного отношения к ним.

Задание № 1. Выяснить характерные особенности отряда Дневные хищные птиц, которых насчитывается около 270 видов, распространенных по всему земному шару кроме Антарктиды.

Работа с рисунком учебника №-122, стр.146 и с таблицей «Дневные хищные птицы».

Рассмотрите рисунки и таблицу и ответьте на вопросы.

1)Каковы отличительные особенности внешнего строения дневных хищных птиц?

2)Какие органы чувств развиты?

3)Выводковые или гнездовые птицы?

4)Чем питаются Дневные хищные птицы?

5)Какие особенности полета Дневных хищных птиц?

6)Какое значение имеют птицы отряда Дневных хищных птиц в природе и жизни человека?

7)Пустельга за месяц только для птенцов принесла в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Какой можно сделать вывод?

Многие виды пернатых дневных хищников стали редкими. Сказалось загрязнение окружающей среды ядохимикатами, индустриализация ландшафтов.

Работа с доской. Запись на доске «Виды дневных хищных птиц занесенных в Красную книгу. 1.Беркут;2.Могильщик; 3. Степной орел;4. Сокол-сапсан;5.Сокол-белобан;6. Сокол-кречет;6. Скрпа;7. Борадач;8.Змееяд;9.Красный коршун.

Какие птицы из отряда встречаются в нашей местности?

(коршун, канюк, ястреб перепелятник, пустельга)

Демонстрация стенда «Редкие птицы Тульской области из отряда Дневные хищные птицы».

Задание №2.Выяснить характерные особенности отряда Совы ведущих ночной образ жизни — ночных хищников, численность которых около 200 видов.

Работа с рисунком №123, стр.147.

Рассмотрите рисунок и назовите характерные признаки отряда Совы.

2)Каковы особенности внешнего строения птиц отряда Совы?

3) Какие органы чувств развиты?

Пример: Сова ловит грызунов при таком освещении, которое создало бы пламя одной свечи на расстоянии 300 метров. Слуховая система совы позволяет усилить звук в 400 раз, что намного превосходит способности человеческого уха.

Совы молчаливы за исключением брачного периода и голос не очень приятный. Сейчас мы его услышим.

Прослушивание голоса Совы записанного на пластинке.

4)Приносят ли пользу человеку представители отряда Совы?

Пример: Сова неясыть в течении лета поедает около 1000 мышей и полевок. Таким образом сохраняет около 1 тонны зерна, а сова живет 50 лет и птенцов выводит, вот и подсчитайте сколько зерна сберегут! Поэтому совы всех видов подлежат строгой охране.

Демонстрация стенда : «Редкие птицы Тульской области отряда Совы.»

Работа с доской. Запись на доске «Виды птиц отряда Совы ,занесенных в Красную книгу».

1.Рыбнй филин — самая крупная птица из отряда Совы, обитает на Дальнем востоке нашей страны. У нас есть сегодня на уроке возможность послушать голос Рыбного филина.

Прослушивание голоса птицы записанного на пластинке.

Задание №3.Назовите характерные признаки птиц отряда Куриные, которых насчитывается около 283 вида и в отряде 6 семейств

Работа с учебником рисунок №124 ,стр. 149 и с таблицей «Лесные куриные птицы». Рассмотрите рисунок и таблицу «Лесные куриные птицы» и ответьте на вопросы.

1)Каковы особенности внешнего строения птиц отряда Куриные?

2)Выводковые или гнездовые птицы?

3)Какой образ жизни ведут представители отряда?

4)Какие птицы из отряда Куриные встречаются в нашей местности?

4 вида встречаются в Тульской области: Тетерев, Перепел, Рябчик, Серая куропатка.

5)Эти птицы перелетные, кочевые или оседлые?

6)Какое значение имеют птицы отряда Куриные в природе и жизни человека?

Работа с доской. Запись на доске «Виды Куриные, занесенные в Красную книгу».1.Кавказский тетерев; 2.Дикуша; 3.Турач.

Рефлексия.

1)Дайте краткую характеристику отряда Дневные хищные птицы.

2)В чем приспособленность птиц к хищному образу жизни?

3) Почему необходимо охранять Дневных хищных птиц?

4) Дайте краткую характеристику птиц отряда Совы?

5)Каковы черты приспособленности птиц отряда Совы к ночному образу жизни?

6) Докажите необходимость бережного отношения к Дневным хищным птицам и птицам отряда Совы?

7)Какие меры охраны птиц вам известны?

8)Какую помощь вы можете оказать птицам?

9)Дайте краткую характеристику птиц отряда Куриные.

10)Каковы черты приспособленности птиц отряда Куриные к наземному образу жизни?

11)Каково значение птиц отряда Куриные в природе и жизни человека?

Итог урока: Какие выводы вы сделали из изученного материала на уроке?

Изучили характерные признаки отрядов птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. Познакомились с представителями этих отрядов обитающих в Тульской области. Хищные птицы очень полезны для человека и нуждаются в охране. Каждый человек должен оберегать жизнь всех пернатых.

Домашнее задание: параграф №29. вопросы стр.151. Заполнить таблицу «Основные отряды птиц».-Запись на доске.

Оценки за работу на уроке.

Урок окончен.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here