План – конспект урока
Автор: Автор: Коркина Наталья Евдокимовна, учитель биологии МБОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района
Учебный предмет – биология.
Класс: 10, профильный
Учебно- методический комплект: Захаров В. Б., Мамонтов С. М., Сонин В. И. Общая биология. 10 – 11 класс. — Москва: Дрофа, 2002год. Автор программы: Захаров В. Б.
Тема. Модификационная изменчивость адониса весеннего.
Тип урока — комбинированный.
Вид урока – повторение, применение знаний в новой ситуации.
Цель урока. Повторить изученный материал по теме ненаследственная (модификационная) изменчивость, научиться применять полученные знания на практике и в новой ситуации.
Задачи урока:
1. Образовательная: Применить полученные знания законов модификационной изменчивости при исследовании высоты стеблей адониса весеннего на разных ареалах.
2. Развивающая: Приобрести навык сбора данных в полевых условиях, проведения экологического мониторинга, с использованием различных методик; развивать умение анализировать полученные данные. Развивать навык работы в группе, выполнения интерактивных тестов, поиска и интерпретации нужной информации, общения в сети Интернет.
3. Воспитательная: Воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию, осуществляя природоохранную деятельность, защищая первоцветное растение.
Оборудование. Компьютеры с сети, с выходом в Интернет, проектор, экран, цифровой фотоаппарат, веб-камера, встроенная в ноутбук или сотовый телефон с подключением к Интернету.
Рама 1м/1м. для количественного учета адониса в различных ареалах, рама со спицами на различной высоте для учета точечным методом высоты растений.
CD – диски: «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г., «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.
План урока
1.Организационное начало урока. — 1 мин.
2. Постановка проблемы, сообщение целей урока. – 2 мин.
3. Повторение и проверка знаний изученного материала — 7 мин.
4.Формирование умений применять опорные знания и умения на практике. Видеопутешествие или видеосвязь. — 23 мин.
5. Подведение итогов. Выводы. «Экспресс-конференция». — 8 мин.
6. Творческое домашнее задание — 4 мин.
I. Организационное начало урока. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.
II. Постановка проблемы. Какие первоцветные растения, произрастающие в нашем крае вам знакомы? Что вы знаете об их численности? (Резко сокращается)
— Наша область, к сожалению, не исключение, также имеет печальный список, регулярно пополняющийся редкими и исчезающими растениями, занесенными в Красную книгу Оренбургской области. В чем же причина уменьшения численности? (Основная причина этому печальному факту – прямая или косвенная деятельность человека).
— Большинство из них обладают полезными свойствами для человека! Так, среди видов, нуждающихся в охране — лекарственные, сбор которых осуществляется без контроля. Другие страдают от своей красоты! Красотой и лекарственными свойствами наделен природой первоцвет Адонис весенний, произрастающий в нашем Бугурусланском районе, в Карповском лесу, возле сел Михайловка, Аксаково. (Показ слайда с изображением адониса весеннего (Горицвет)).
Сообщение целей урока. Провести исследование модификационной изменчивости высоты стеблей адониса, изучить современное экологическое состояние этого растения и предложить меры по его сохранению — главная цель, которую предлагаю нам совместно осуществить. Для этого необходимы знания об основных свойствах ненаследственной изменчивости, полученные вами ранее, на предыдущих занятиях.
III. Повторение и проверка знаний изученного материала.
Класс делится на 3 группы: «Теоретики», «Практики», «Творчество», получают разные задания, приступают к их одновременному выполнению.
1) Группа «Творчество» работает с учителем, представляет синквейны в виде презентации слайдов, выполненные учениками дома по теме: Модификационная изменчивость.
(См. «Методические рекомендации»)
2) Группа «Теоретики» работает самостоятельно, выполняя интерактивное тестирование знаний основных теоретических понятий темы «Модификационная изменчивость» (используется электронный учебник, CD-диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г., который устанавливается на компьютеры в локальной сети). В набор тестов входят задания шести типов:
— выбор одного варианта ответа из нескольких;
— выбор нескольких вариантов ответа;
— ввод слова или фразы;
— указание на рисунке нужного объекта (point – n – click);
— перетаскивание объектов и их наложение друг на друга (drag – n – drop);
Компьютеры автоматически проверяют ответ, выставляют оценку. В случае неправильного ответа выдается комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос.
3) Группа «Практики» выполняют самостоятельно виртуальную практическую работу: «Построение вариационного ряда» (с использованием СD- диска «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.)
IV. Формирование умений применять опорные знания и умения на практике
1. «Мозговой штурм».
Ученики класса делятся на творческие микрогруппы, с учетом их желаний, придумывают творческое название группы, отражающее суть их деятельности, получают проблемный вопрос, для решения которого необходимо совершить сбор информации в Интернете. Например, Проблемные вопросы: «Исследователи», «Знатоки флоры»: Приспособился ли первоцвет условиям среды в ответ? «Питомник»: Адонис из семени – это реально? «Спецкор» — Интервью в аптеке «Адонис». Почему горицвет – лекарство от семи бед? «Борцы с браконьерами»: Как изменится лесная тропинка, коли исчезнет одна травинка?
Учитель рекомендует использовать ресурсы сети Интернет: