Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления.
-
Составитель: Иванова Анна Александровна
-
МКОУ «Глядянская СОШ»
-
Общая биология
-
10 класс
-
Тема: Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.
-
Урок изучения нового материала. (Но в курсах предыдущих классов уже велся разговор на данную тему).
7. УМК А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В Пасечник
Тема: Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.
Цель: начать формирование у учащихся знаний о строении эукариотической клетки; объяснить сущность принципа построения клеточной мембраны, ее функций; раскрыть роль ядра как наиважнейшей структуры эукариотической клетки; познакомить со строением ядра; раскрыть основные понятия экзоцитоз, эндоцитоз, кариоплазма, кариотип; развивать самостоятельность в работе, логическое мышление; воспитывать уважение к собственному труду и труду товарищей.
Основные понятия: цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки, строение цитоплазматической мембраны; разборная модель «Строение эукариотической клетки».
Ход урока.
-
СТАДИЯ ВЫЗОВА. Использование приема «Кластер». (10 минут)
Сообщение темы урока учителем.
(Основные понятия записаны на доске).
-Тема сегодняшнего урока: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро». По данной теме из предыдущих курсов обучения у вас уже имеются определенные знания, сегодня и на последующих уроках постараемся их расширить.
— Исходя из темы и основных понятий методом мозгового штурма в командах вам необходимо предположить, по каким направлениям будем изучать новый материал. В результате этой работы, вы сами должны сформулировать цели урока. Информация записывается на доске. По ходу работы заполняется кластер (работа продолжается и на других стадиях урока, при изучении материала будут вноситься исправления и дополнения в кластер). Работа ведется коллективно – в виде совместного обсуждения.
Ключевое понятие – Клетка.
— Вспомните все, что вы уже знаете на тему « Строение клетки».
-Какие еще есть идеи?
-Какие 3 главные части имеются в клетке?
-Какие трудности встретились вам при заполнении кластера?
— Кому принадлежат слова: «Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него… Этот срез стал разглядывать под микроскопом и увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами… Такое строение свойственно не одной только пробке…»
— Все ли клетки одинаковы?
— Каков же общий план строения клетки? (Использование разборной модели «Строение эукариотической клетки».
-Перечислите царства живых организмов, клетки которых имеют ядро?
-В чем основное отличие прокариотической клетки от эукариотической?
— У всех ли эукариотических клеток есть ядро?
II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Использование приема «Инсерт» (20 минут)
1. Работа с текстом (§ 14)
-Прочитайте текст в учебнике, используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).
Алгоритм действий учеников: читая текст, делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:
«+» | «-» | «?» | |
|
|
|
|
— Анализ работы (фронтально) – Что нового узнали? — Что не понятно?
-По каким вопросам хотели бы получить подробную информацию?
2. Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить?
3. Самостоятельная работа. Заполнение таблицы.
КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА
В каких клетках встречается | Строение | Функции | |
Главное | Во всех живых клетках | Состоит из двух слоев фосфолипидов и погруженных в них молекул белков | Ограничительная; барьерная; транспортная; сигнальная, каиалитическая |
Рисунок
|
|
|
|
Подробности |
| Фосфолипид= липид (гидрофобный)+остаток фосфорной кислоты (гидрофильный) Виды мембранных белков: а) рецепторы; б) транспортные; в) ферменты |
а) воспринимают внешние воздействия; б) транспортируют вещества и ионы в клетку и из нее; в) ускоряют химические реакции в клетке |
Взаимопроверка.
Отработка более сложных моментов (фронтальная беседа, обоснование ответов):
-Какими основными свойствами обладает мембрана? Какое это имеет значение?
— Какова роль хромосом в жизни клетки?
— В чем заключается отличие кариотипа мужчины и женщины?
— Как вы думаете каково значение этого отличия?
4. Решение задач поискового характера.
Задача №1
Избирательная проницаемость – одно из важнейших свойств мембраны. Объясните, с чем связано это свойство и какое оно имеет значение для деления клетки?
Задача №2
Ионы калия и хлора, сравнимые по величине с молекулой воды, проходят через клеточную мембрану в 10000 раз медленнее, чем вода. Объясните это явление?
IV. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ. Прием «Синквейн» (10 минут)
— Составление синквейна, главное понятие «Ядро» (работа в группах). Защита.
— Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить исходя из полученных знаний?
— Все ли лучи кластера заполнили?
— Какие лучи должны появиться на последующих уроках?
ДОМАШНЕЕ задание: § 14, приготовить вопросы для текста (на основе которых будет проводиться итоговая контрольная работа), составить синквейн – «Клеточная мембрана», заполнить таблицу — ЯДРО
В каких клетках встречается | Строение | Функции | |
Главное |
|
|
|
Рисунок |
|
|
|
Подробности |
|
|
|