Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации

  1. Семенова Мария Владимировна

  2. МАОУ «Гимназия №2» г.Стерлитамак

  3. Учитель информатики

  4. Предмет «Информатика и ИКТ»

  5. 8 класс

  6. Тема «Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации»

  7. Базовый учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  8. Цель и задачи урока

Цель: формирование у учащихся представления об алфавитном подходе к определению количества информации

Задачи:

  • обучающие: научить учащихся вычислять информационный объём сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита и представлять его в различных единицах измерения

  • развивающие: развивать алгоритмическое мышления, внимание, память учащихся, умения сопоставлять полученную информацию

  • воспитательные: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность

  1. Тип урока: комбинированный

  2. Формы работы учащихся: парная и индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование и программное обеспечение: компьютерный класс с операционной системой Windows, мультимедийный проектор, MS PowerPoint, программа «Калькулятор»

  4. Структура и ход урока

Ход урока

1.     Организационный этап.

Здравствуйте. Прежде чем мы приступим к уроку, хотелось бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.

2.     Актуализация знаний.

1) В чём заключается содержательный подход к измерению информации? (Количество информации – мера уменьшения неопределённости знаний при получении информационных сообщений.)

2) Какую минимальную единицу информации используют для измерения количества информации? (Бит)

3) Какую формулу используют для определения количества информации ? (Формулу Хартли)

4)  Производится бросание симметричной четырехгранной пирамидки. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении о ее падении на одну из граней? (2 бита)

6) Из непрозрачного мешочка вынимают шарики с номерами и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 5 битов информации. Определите количество шариков в мешочке.

3.     Этап получения новых знаний.

Индивидуальная работа. Самостоятельно изучают информацию по предложенным ЭОР (индивидуальная работа с ЭОР на ПК). Записывают формулы для вычислений в тетрадь.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&

4.     Этап обобщения и закрепления нового материала.

1)    Какое количество информации содержит слово «ИНФОРМАТИКА», если считать, что алфавит состоит из 32 букв?

2)    Определить количество информации, содержащееся в слове из 10 символов, если известно, что мощность алфавита равна 32 символам.

3)    Сколько бит информации содержится в сообщении, состоящем из 5 символов, при использовании алфавита, состоящего из 64 символов.

4) Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?

5) Алфавит племени Мульти состоит из 32 символов. Члены племени используют в своей речи и письме только слова длиной 8 символов, причем все слова начинаются или с символа А, или с символа О, остальные буквы в слове могут быть любыми. Какое количество информации несет одно слово этого племени.

6) Получено сообщение, информационный объем которого равен 32 битам. Чему равен этот объем в байтах?

5. Домашнее задание

Учебник: п. 1.3.3, задания 1.8, 1.9 учебника

6. Итог урока

  1. С каким способом определения количества информации вы познакомились на уроке?

  2. В чем суть этого способа определения количества информации?

  3. Как определить количество информации в тексте?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here