Тема урока «Главные направления эволюции» (11 класс)
Этапы работы над проектом
1 этап. Погружение в проект.
а) Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.
Приводится высказывание “Эволюция — необратимое историческое развитие природы”. Справедливы ли эти слова? Выясняется, что ребята знают о нем, и из каких источников они получили эту информацию.
б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?
в) Определяются направления работы, формулируются цели и задачи:
Цели:
1. Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:
-
ароморфоз;
-
идиоадаптация;
-
общая дегенерация.
2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом, создания и представления презентаций, схем.
3. Воспитание материалистического представления о развитии органического мира.
Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
1. Познавательные УУД:
-
Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации.
2. Личностные УУД:
-
Развивать умение справедливо оценивать свою работу и работы одноклассников
3. Регулятивные УУД:
-
Уметь организованно выполнять заданий учителя.
-
Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.
4. Коммуникативные УУД:
-
Обмениваться информацией с одноклассниками
Оборудование: Интернет, раздаточный материал.
2 этап. Организация деятельности.
Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).
Биологический регресс (от лат. regressus — движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.
Критерии биологического прогресса:
увеличение численности особей;
расширение ареала;
активное образование новых видов, популяций.
Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.
Критерии биологического регресса:
снижение численности особей данного вида;
сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.
А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен установили, что биологический прогресс в эволюции достигается путем морфологических изменений в трех направлениях – в результате ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы (строится общая схема на уроке, дома создаётся презентация).
3 этап. Осуществление деятельности
Учащиеся самостоятельно работают по алгоритму. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта и оформляется на листах со схемой оформления мини-проекта. Затем каждая группа оформляет свою часть схемы, расположенную на доске.
Алгоритм работы:
1. Определение темы мини-проекта.
2. Постановка проблемы.
3. Определение цели и задач.
4. Выбор объекта исследования.
5. Формулирование рабочей гипотезы.
6. Результаты исследований.
7. Продукт.
Схема оформления учащимися мини-проекта
Тема_________________
Проблема_____________
Объект исследования________________
Цель, задачи________________
Рабочая гипотеза__________________
Результаты исследований_______________________
Продукт______________________
После создания схемы ребята анализируют увиденное, делают выводы.
Урок заканчивается рефлексией, когда учащиеся определяют на примерах ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации.
В эволюции происходит закономерная смена одних направлений другими.
Таким образом, учащиеся во время урока самостоятельно добывают знания.
Задание на дом: составить презентацию
Правила эволюции
-
Неограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле)
-
Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков)
-
Направленность эволюции – естественный отбор направляет развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды.
-
Происхождение от неспециализированных предков
-
Прогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни)
-
Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия.
-
Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА
|
приспособления численность ареал
|
| Биологический регресс |
О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я э в о л ю ц и и
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация