Тема урока «Главные направления эволюции» (11 класс)

Этапы работы над проектом

1 этап. Погружение в проект.

а) Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.

Приводится высказывание “Эволюция — необратимое историческое развитие природы”. Справедливы ли эти слова? Выясняется, что ребята знают о нем, и из каких источников они получили эту информацию.

б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?

в) Определяются направления работы, формулируются цели и задачи:

Цели:
1. Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:

  • ароморфоз;

  • идиоадаптация;

  • общая дегенерация.

2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом, создания и представления презентаций, схем.
3. Воспитание материалистического представления о развитии органического мира.

Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
1. Познавательные УУД:

  • Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации.

2. Личностные УУД:

  • Развивать умение справедливо оценивать свою работу и работы одноклассников

3. Регулятивные УУД:

  • Уметь организованно выполнять заданий учителя.

  • Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.

4. Коммуникативные УУД:

  • Обмениваться информацией с одноклассниками


Оборудование:  Интернет, раздаточный материал.

2 этап. Организация деятельности.

Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).

Биологический регресс (от лат. regressus — движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Критерии биологического прогресса:

увеличение численности особей;

расширение ареала;

активное образование новых видов, популяций.

Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.

Критерии биологического регресса:

снижение численности особей данного вида;

сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.

А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен установили, что биологический прогресс в эволюции достигается путем морфологических изменений в трех направлениях – в результате ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы (строится общая схема на уроке, дома создаётся презентация).

3 этап. Осуществление деятельности

Учащиеся самостоятельно работают по алгоритму. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта и оформляется на листах со схемой оформления мини-проекта. Затем каждая группа оформляет свою часть схемы, расположенную на доске.

Алгоритм работы:

1. Определение темы мини-проекта.

2. Постановка проблемы.

3. Определение цели и задач.

4. Выбор объекта исследования.

5. Формулирование рабочей гипотезы.

6. Результаты исследований.

7. Продукт.

Схема оформления учащимися мини-проекта

Тема_________________

Проблема_____________

Объект исследования________________

Цель, задачи________________

Рабочая гипотеза__________________

Результаты исследований_______________________

Продукт______________________


После создания схемы ребята анализируют увиденное, делают выводы.

Урок заканчивается рефлексией, когда учащиеся определяют на примерах ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации.

В эволюции происходит закономерная смена одних направлений другими.

Таким образом, учащиеся во время урока самостоятельно добывают знания.

Задание на дом: составить презентацию

Правила эволюции

  1. Неограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле)

  2. Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков)

  3. Направленность эволюции – естественный отбор направляет развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды.

  4. Происхождение от неспециализированных предков

  5. Прогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни)

  6. Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия.

  7. Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Биологический

прогресс

Пути достижения

приспособления

численность

ареал

Биологический

регресс

О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я э в о л ю ц и и

Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here