Урок биологии на тему «Современный этап эволюции человека». 11 класс.

Цель: изучить особенности современного этапа эволюции человека, появления рас и несостоятельность теории расизма.

Учитель: Урок мы начнём заочной экскурсией в историю антропогенеза. (Демонстрируется видеоролик «Эволюция человека»).

Учитель: прежде чем говорить о современном этапе эволюции человека, мы повторим основные вехи антропогенеза.

I. Опрос:

1). На доске 1 уч-ся: «Систематическое положение человека»

2). На доске 2 уч-ся: «Эволюция приматов» -схема.

3). Фронтальный опрос:

1. Назовите представителей древнейших людей.

2. Назовите представителей древних людей.

3. Назовите представителей первых современных людей.

4. Какие существуют доказательства того, что на планете 1 вид – человек разумный (homo sapiens).

5. В каком направлении шла эволюция человека?

Для повторения домашнего задания учащиеся работают с таблицей: «Основные стадии эволюции человека» и просматривают видеоролик.

Учащиеся выполняют тестовую работу на закрепление домашнего задания по теме: «Антропогенез», с последующей взаимопроверкой. Приложение №1.

Проверочный тест: Установить соответствие между признаками и группами людей

I.Древнейшие люди. (2, 5, 6, 7, 10, 14, 16, 18, 19).

II. Древние люди. (1, 2, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 19.

III. Первые современные люди. (3, 4, 5, 8, 11, 12, 19, 20).

1). Характерно наличие надбровных валиков.

2). К этой группе людей относят неандертальцев.

3). Характерно наличие подбородочного выступа.

4). Масса мозга 1600 г

5). Их относят к роду Человек (Homo)

6). Могли пользоваться огнём и жили в пещерах.

7). Характерен каннибализм.

8). Отсутствуют надбровные дуги и теменной гребень.

9). Масса мозга 1500 г

10). Речь в виде выкриков.

11). Хоронили умерших, имели зачатки религии.

12). К этой группе людей относят кроманьонцев.

13). Могли добывать и использовать огонь.

14). К этой группе людей относят питекантропа и синантропа.

15). Речь в виде лепета.

16). Масса мозга 800-1000 г

17). Люди ледникового периода.

18). Использование камней и костей, как орудий труда и охоты.

19). Их относят к классу Млекопитающие.

20). Характерно развитие ремёсел.

II. Изучение нового материала:

Все человечество принадлежит к одному виду — Homo sapiens, который имеет следующие признаки:

1). Сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов и т. д.);

2). Физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные

реакции и т. д.);

3). Возможности межрасовых браков, в результате появляется плодовитое потомство;

4). Все едины по происхождению.

Расы человека начали формироваться, как полагают, около 30—40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара. Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке. РАСА – это исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности, а также традиции и обычаи.

Предпосылкой для возникновения значительных различий в морфологическом строении является то, что человек разумный — вид уникальный по широте ареала обитания. Уже на заре своего существования он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться со все большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и изоляция. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды.

Работа в группах:

Нам предстоит выяснить, какие морфологические различия присущи представителям различных рас. Выделяют 3 основные расы: европеоидная, монголоидная и негроидная. Каждой группе учащихся предлагается морфологическое описание расы. Нужно выбрать основные характерные черты и заполнить таблицу.

признаки

расы

негроидная

европеоидная

монголоидная

цвет кожи

 

 

 

волосы

 

 

 

лицо

 

 

 

губы

 

 

 

нос

 

 

 

усы, борода

 

 

 

Каждая группа называет причины возникновения расовых признаков.

Опережающее задание: (Приложение №2).

1. Теория расизма и её несостоятельность.

Расизм — теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.

Поводом к подобному утверждению явились существенные различия в уровне социального, и культурного развития отдельных народов в эпоху географических открытий. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и Австралии подарили миру немало выдающихся личностей. Однако и по сей день расисты продолжают использовать факт неодинакового уровня развития культуры как доказательство неполноценности некоторых рас. Расистские теории поддерживаются идеями социал-дарвинизма. Сторонники социал-дарвинизма объясняют причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, то есть они биологизируют общественные процессы и социальное неравенство и деление общества на классы объявляют следствием биологического неравенства людей. Хотя по генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Признаки, исследуемые учеными – генетиками Бразилии показали, что у людей, относящих себя к белой расе в Бразилии, в среднем присутствует 39% генов, характерны для североамериканских индейцев, 28% генов, характерны для африканцев, и 39% генов для европеоидов. А также антропологи считают, что 15 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек – представители смешанных браков.

Учитель:

Расы делятся на более мелкие группы: (записать в тетрадь).

1. Народ — население государства, жители страны.

2. Народность — общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

3. Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

(Учащиеся записывают в тетрадь).

Ведущую роль в эволюции человека стали играть социальные факторы:

речь, труд, развитое сознание, мышление, речь, общественный образ жизни. Однако жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам.

Опережающее задание: (Приложение №3).

«Роль биологических факторов в эволюции современного человека».

Мутационная и комбинативная изменчивость поддерживают генетическую разнокачественность человечества. Колебания численности людей во время эпидемий, войн случайным образом меняет частоты генов в популяциях человека. Перечисленные факторы совместно поставляют материал для естественного отбора, который действует на всех стадиях развития человека (выбраковка гамет с хромосомными перестройками, мертворождения, бесплодные браки, смерть от болезней и др.).

Единственным биологическим фактором, утратившим свое значение в эволюции современного человека, является изоляция. В эпоху совершенных технических средств передвижения постоянная миграция людей привела к тому, что почти не осталось генетически изолированных групп населения.

За последние 40 тыс. лет физический облик людей почти не изменился. Но это не означает прекращения эволюции человека как биологического вида. Следует заметить, что 40 тыс. лет — это всего лишь 2% от времени существования человеческого рода. Уловить морфологические изменения человека за столь короткий в геологическом масштабе отрезок времени крайне сложно.

Учитель: Заключение и выводы.

Человек разумный возник в результате биологической эволюции от одной из ветвей филогенетического древа отряда приматов. При этом особенности, ныне характеризующие человека и выделяющие его из животного царства, возникли не сразу и не одновременно, а на продолжении миллионов лет.

Своеобразие эволюции рода Homo в том, что биологические эволюционные факторы постепенно теряют своё ведущее значение, уступая социальным факторам.

Возникший в процессе эволюции как часть животного мира, человек разумный в результате общественно-исторического развития настолько выделился из природы, но и приобрёл власть над ней. Насколько разумно и дальновидно сумеет он использовать эту власть – вопрос будущего.

Выставление оценок, комментарии к ним.

Домашнее задание: $5.4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here