Тема: Насекомые.
Цели:
-
Уточнение и расширение представлений о насекомых; отработка умений составлять рассказ – описание;
-
Коррекция мышления на основе упражнения в классификации;
-
Воспитание эмоциональной адекватности.
Ход урока.
-
Упражнения, оказывающие лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга. Массаж подушечек пальцев рук.
-
Упражнения на классификацию: работа со схемой «Природа». —Найти на схеме место для рыб, собаки, птицы…
Слайд …
-
Сообщение темы и цели урока.
-Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны найти слово, которое спряталось в цепочки букв. Слайд …
-Итак, сегодня мы будем говорить о насекомых.
-
Актуализация знаний учащихся.
— Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете насекомых.
Разгадывание кроссворда. Слайд …
-Какое слово у нас получилось? (насекомое)
Словарная работа:
-Ребята, давайте внимательно посмотрим на это слово.
-Какие гласные буквы выделены в этом слове. Определите, куда падает ударения. Проговорим это слово хором по слогам.
-
Работа над новой темой урока.
А) Рассказ учителя.
Много миллионов лет назад на земле появились насекомые. Они жили везде: на полях, лугах, в лесах, водоёмах. За 400 миллионов лет до
появления человека на Земле уже жили – летали, ползали, прыгали –
существа, всем нам известные насекомые. Правда, в то
далёкое время они мало напоминали теперешних букашек: в лесах
тогда обитали гигантские жуки, стрекозы с метровым размахом
крыльев. А питались насекомые лягушками, которые были ростом с
бегемота…
Б) Слайд…
-Обратите внимание, на них какие они разные по форме, по размеру, по цвету. Но всё же давайте попробуем найти у них общие признаки.
-Тело насекомых состоит из головы, груди, брюшка.
-У всех насекомых 6 ног.
Вывод: насекомые – это животные, у которых 6 ног.
В) Слайд …
— Как называется это насекомое? (муравей)
— Ещё раз рассмотрим строение его тела.
….
Г) Слайд …
Посмотрите на эту таблицу и ответьте на вопрос: где живут насекомые?
-Насекомые живут в воздухе, в земле, в воде.
Д) Слайд…
-Рассмотрите фотографии этих животных. Какие из них являются насекомым, а кто нет. Почему?
-Божьи коровки прожорливые хищники. Они питаются другими более мелкими насекомыми: тлёй, белокрылкой и т.д. Поедая вредных насекомых, божьи коровки становятся верными друзьями человека, спасая садовые растения.
-Муравьи общественные насекомые, обитающие на земле и деревьях по всему миру. Живут они большой семьёй в муравейниках. У них своя система общения. Благодаря общению муравьи способны выполнять работу, которую не выполнит ни одно насекомое. Муравьи поддерживают отношения с некоторыми другими насекомыми. Так, например, тля снабжает муравьёв пищей, а муравьи защищают её от врагов. Главная пища муравьёв – насекомые. Муравьи охотятся на них или собирают мёртвых. Ещё они очень любят сладкое. Кроме этого муравьи могут питаться соком растений, нектаром, семенами, грибами.
-А какое ещё насекомое живёт большой семьёй.
— Как называется её дом?
Физминутка.
-
Закрепление изученного материала.
А) Дополните предложение:
У стрекозы большие глаза. Она ….. (большеглазая).
Пчела много трудится. Она … (трудолюбивая).
Божья коровка приносит пользу. Это … (полезное) насекомое.
Б) Классификация насекомых .
На доске прикреплены две карточки со словами: «Полезные насекомые», «Вредные насекомые». На столе учителя лежат картинки с изображением насекомых, перевёрнутые изображением вниз.
Ученик выходит к доске, открывает картинку (только для себя), описывает изображённого животного классу и просит «поселить» это насекомое в соответствующую группу. Объяснить свой выбор.
Класс не видит картинки до тех пор, пока кто-то правильно не назовёт насекомое, изображённое на ней.
В) Составление описательного рассказа по таблице.
— Сейчас мы с вами попробуем описать какое – нибудь насекомое.
-Рассмотрите таблицу внимательно.
-Расшифруйте изображённые на ней знаки.
-
О чём мы скажем сначала? (Как называется это насекомое)
-
Потом определим, кто это: птица, рыба, насекомое или зверь? Сделаем вывод: потому что…
-
Назвать части тела.
-
Как называется его дом?
-
Чем оно питается?
-
Вредное оно или полезное?
Индивидуальная работа: по рисунку на карточке составить предложение.
-
Подведение итогов урока.