Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа №69 VIII вида»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: «Деление слов на слоги».

Учитель начальных классов

I квалификационной категории:

Валиева Резеда Рафхатовна

город Набережные Челны

ноябрь 2010 год

Урок русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией Воронковой В.В., год издания 2008.

Учебно-методический комплекс: учебник — Русский язык 3 класс А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская, рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, 2002 год.

Тема: «Деление слов на слоги».

Цель: отработка умения деления слов на слоги.

Задачи: 1. образовательные

способствовать формированию навыка деления слов на слоги

— способствовать формированию умения сопоставлять количество слогов с количеством гласных букв

2. коррекционно – развивающие

-содействовать развитию познавательных способностей, зрительного и слухового восприятия путём выполнения специальных упражнений

3.воспитательные

— прививать интерес к предмету и процессу обучения

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, картинки «Овощи».

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Сядет тот, кто правильно назовет предмет, изображённый на картинке, а затем повторит это слово по слогам. ( Капуста, репа, чеснок, помидор, огурец, картофель, морковь, баклажан).

II. Речевая зарядка.

-Чётко повторяем за мной: Ом — ом — ом мы построим дом.

-А теперь говорим чуть быстрее и чётче: Ом — ом — ом мы построим дом.

— Какой звук повторяется несколько раз? (звук м)

III. Сообщение темы и цели урока.

Урок русского языка.

-Из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из предложений)

-А предложения их чего состоят? (предложения состоят из слов)

— А слова? (состоят из слогов)

-Сегодня мы будем упражняться в делении слов на слоги.

IV. Минутка чистописания.

-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила посадки при письме. (Спина прямая, касается спинки стула, ноги вместе, касаются пола, расстояние между учеником и партой – кулачок)

-Сели все правильно, в течение урока следим за посадкой.

-Открываем тетради, хором говорим:

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

— Запишем дату:

25 ноября. Классная работа.

-Посмотрите на доску. СЛАЙД №1

-Что вы здесь видите? (буквы).

У М И О

Что интересного вы заметили? (М — согласная, И О У – гласные)

-Значит, какая буква лишняя? (М) СЛАЙД №1

с анимацией

-Вот сейчас мы напишем строчную букву М.

-Смотрим, как её писать. СЛАЙД №2

с анимацией

Пишем в тетрадях строчную букву м до конца строки.

— Мы не зря вспомнили написание строчной буквы м, она ещё не раз нам будет встречаться на уроке и мы будем её ещё писать.

V. Словарная работа.

-Посмотрите внимательно на эти слова. СЛАЙД №3

мел ель сыр яма цапля

— Среди этих слов спряталось словарное слово. А какое это слово вы догадаетесь сами, если соедините первые буквы каждого слова.

-Какое слово получилось? (месяц)

СЛАЙД №4

МЕСЯЦ

— Прочитаем хором (месяц)

-Что такое месяц? (часть луны)

-Посмотрите изображение месяца. СЛАЙД №4

с анимацией

Что мы ещё называем месяцем? (меру времени)

-Сколько месяцев в году? (12)

-Произнесём это слово по слогам (ме-сяц)

-Правописание, какой буквы нужно запомнить? (я)

-Смотрим, как писать (учитель пишет на доске: месяц)

-Пишем в тетрадь: месяц.

-Ставим ударение.

-Отмечаем гласные.

-Делим слово на слоги: ме-сяц

-Пишем рядом: ме-сяц

-Сколько в слове слогов? (два)

-А сколько гласных букв? (две)

-А как легко можно определить, сколько в слове слогов? (в слове столько слогов, сколько гласных букв).

-С каким словарным словом мы познакомились? (месяц)

-Почему это слово называется словарным? (его нельзя проверить, правописание этого слова нужно запомнить)

VI. Гимнастика для глаз.

-А какой сейчас месяц? (ноябрь)

-К какому времени года относится ноябрь? (к осени)

-Выполним осеннюю гимнастику для глаз «Листопад».

-Следим за движением листьев, при мигании моргаем глазами. СЛАЙД №5,6

VII. Работа с деформированным предложением.

-Посмотрите внимательно на доску. СЛАЙД №7

В, двенадцать, году, месяцев.

-Прочитаем данные слова (учащиеся читают по цепочке).

-Составьте из этих слов предложение.

-Какое предложение получилось? (В году двенадцать месяцев).

-Ещё раз хором прочитаем предложение (В году двенадцать месяцев).

-Прежде чем записать предложение в тетрадь, скажите какое правило написания предложения нужно помнить? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

-Пишем предложение в тетрадь. (Помогаю слабым учащимся).

VIII. Физкультурная минутка.

БУКВОЙ Л РАССТАВИМ НОГИ,

СЛОВНО В ПЛЯСКЕ РУКИ В БОКИ,

МЫ ПОТОПАЕМ НОГАМИ,

МЫ ПОХЛОПАЕМ РУКАМИ,

ПОКИВАЕМ ГОЛОВОЙ

И ТИХОНЬКО СКАЖЕМ: «ОЙ!»

А ТЕПЕРЬ МЫ ДРУЖНО СЯДЕМ

И В УЧЕБНИК ВСЕ ЗАГЛЯНЕМ.

IХ. Работа с учебником.

-Откроем учебники стр.59 упр.14.

-Читаем задание вполголоса.

-Читает…(хорошо читающий ученик).

-Как вы поняли задание, что нужно сделать? (записать слова по слогам, убрать один слог так, чтобы получилось имя).

-Вспомните, как пишутся имена? (имена пишутся с большой буквы).

Учащимся III группы даётся задание по карточкам: списать слова по слогам и отметить гласные буквы.

Не — де-ля, кор- зи- на, пе-нал, то-пор, со- ба-ка, за-яц, о- деж-да.

за-яц, о-деж-да.

-Будем по цепочке выходить к доске и выполнять задание.

(Ма-ли-на, Ли-на, ро-ди-на, Ди-на, кор-зи- на, Зи-на, под- ли-за, Ли-за, кор- ми- ла, Ми-ла, ва- ля- лись, Ва-ля, ком-на-та, На-та)

-Оставшиеся два слова выполняем самостоятельно (об-жо-ра, Жо-ра, по-ля-на, По-ля)

-Проверяем, как выполнили.

Х.Домашнее задание. (Стр.59 упр. 15.)

Домашнее задание аналогичное тому, что мы делали в классе. Вам нужно разделить слова на слоги, убрать один слог и получить новое слово.

ХI. Итог. Оценки.

-Что мы учились делать на уроке?

-Что было трудно?

-«5» ставлю …Они сегодня очень хорошо работали.

-«4»… Вам нужно немного подтянуться.

-А кто работал по карточкам, я оценю вас после проверки ваших работ.

Список использованной литературы

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.

  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

  1. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;

  1. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.

  1. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here