Контрольно-обобщающий урок биологии в 5 классе по учебнику Н.И. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС)

Тема: «Жизнь организмов на планете Земля»

Дата проведения урока 17.04.2014

Цель: систематизация всего изученного материалапо данной теме;выявитьуровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности; проверка уровня обученности.

Планируемый результат

Приведение в систему изученного материала

Предметные умения:

-различать экологические факторы, действующие в природе;

-характеризовать условия среды обитания;

-определять, в какой среде живут разные организмы;

-сравнивать между собой живой мир разных континентов

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД

Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

Метапредметные

Познавательные УУД

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные

Формировать умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками

Регулятивные

Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике.

Основные понятия: экология, экологические факторы, среда обитания, приспособленность, природное сообщество.

Межпредметные связи

ИКТ

-география

— использовать в учебной деятельности различных источников информации

Формы работы

Индивидуальная,

парная,

групповая

Оборудование

Компьютер учителя

Проектор

Ноутбуки учащихся

Сеть интернета

Презентация

Листы самооценки

Раздаточный материал

Стикеры

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1.Организационный момент

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность к уроку.

Напоминает правила и законы поведения на уроке:

1.Закон точности.

2.Закон един, говорит один(уважай говорящего)

3.Закон инициативы:

-не согласен-возражай

-возражаешь-предлагай

-предлагаешь-делай.

4.Закон чистоты(содержи рабочее место в порядке)

Настраивает на работу и сотрудничество

Приветствуют учителя.

Приветствуют гостей.

Приветствуют друг друга.

Демонстрируют готовность к уроку.

Повторяют правила и законы урока.

Настраиваются на плодотворную работу и сотрудничество.

Листы самооценки

Приложение№5

2 Актуализация.

Целеполагание.

Мотивация

-Напомните мне, какую большую тему мы с вами изучаем?(используйте оглавление учебника)

-Внимательно просмотрите темы, которые мы изучили?

-Какая тема осталась?

-Так какая же тема сегодняшнего урока? (повторение и закрепление изученного)

-Давайте вместе придумаем название нашему уроку.

Какова цель нашего урока(повторить, обобщить и проверить знания)

-А для определения задач вы должны вспомнить основные понятия темы (экологические факторы, среды обитания, приспособленность организмов и природные сообщества)

-А какая наука занимается изучением всего этого? (экология)

Вот мы с вами определили задачи и тем самым составили план работы

Вся эта беседа сопровождается заполнением концентрического колеса на слайде презентации

-А сейчас закройте глаза и кончиком носа напишите отметку, которую вы хотите получить за этот урок.

Отвечают на вопросы учителя, с помощью оглавления учебника.

Определяют тему урока, ставят цели, составляют план достижения цели, дают название уроку.

презентации(слайд1)

3.Обощение и систематизация знаний.

1 этап

Повторяем экологические факторы(надпись исчезает из концетрического колеса и появляется на доске)

«Зарядка для ума» (на доске термины, перевернутые обратной стороной, т.е.ребята их не видят. По очереди переворачиваются для каждой пары)

Работа с терминами:

Экология

Экологические факторы

Биотические

Абиотические

Антропогенные

Живая природа

Неживая природа

Человек

Учащиеся работают в парах, (по термину один составляет вопрос, а другой отвечает)

Оценивают свои знания по данному вопросу при помощи стикера в листе самооценки(1)

Приложение№1

Презентация (слайд2)

(доска №2)

Листы самооценки

стикеры

2 этап

Повторяем среды обитания(надпись исчезает из концетрического колеса и появляется на доске) Раздаются конверты, в которых картинки с условными обозначением климатических факторов, по которым ребята определяют среду обитания и животных, из которых они выбирают только обитателей своей среды и доказывают это(приспособленность)

Учащиеся активно и самостоятельно работают в группах(по цифре на листе самооценки) в соответствии со своими обязанностями.Определяют по экологическим факторам среду обитания, обитателей и их приспособленность.

Все фиксируют на доске

Оценивают свои знания по данному вопросу при помощи стикера в листе самооценки(2)

Приложение№2

Презентация (слайд3)

Листы самооценки (доска №1)

стикеры

3 этап

Повторяем природные сообщества(надпись исчезает из концетрического колеса и появляется на доске)

Вставьте пропущенные слова, определите природные сообщества.

Найдите с помощью интернета обитателей вашего сообщества

Учащиеся в группах( по букве на листе самооценки) Вставляют пропущенные по смыслу названия сообществ, размещая их на доске и подкрепляют примерами обитателей, найденных в интернете.

Оценивают свои знания по данному вопросу при помощи стикера в листе самооценки(3)

Презентация (слайд4)

Ноутбуки

Интернет

(доска №3)

Листы самооценки

стикеры

4 этап(если остается время)

Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.

1. э,о,о,и,я(Экология)

2. а,о(фактор)

3.с,т,п(степь)

4.т,н,д,р(тундра)

5.ф,р,кафрика)

Учащиеся выполняют задание

4.проверка знаний

Ну вот наше колесо опустело.

-Что это значит? ( Значит мы все повторили, пора проверять знания)

Тест

Работают индивидуально,

Взаимопроверка

Листы самооценки

Приложение №4

5.Рефлексия

Организует рефлексию деятельности

При помощи штриховки на листе самооценки оценивают свои знания по всей теме:

Закрашенная звездочка-хорошо

Звездочка в клеточку-есть пробелы

Не закрашенная-не усвоил

Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку, составив синквейн понятия «Урок» на обратной стороне листа самооценки

Заслушивает несколько синквейнов, фиксируя в концентрическом колесе (маркером)5 пункт(существительное-ассоциацию)

Самооценка, сравнение с запланированной оценкой в начале урока.

Высказывают свое отношение к уроку с помощью составленного синквейна.

Листы самооценки

6.Домашнее задание

Всем:с.105-работа с моделями,схемами, таблицами(1 по выбору)

У кого пробелы в знаниях-поработать с пройденным материалом

Записывают домашнее задание

Презентация (слайд4,5)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here