Контрольно-обобщающий урок биологии в 5 классе по учебнику Н.И. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС) Тема: «Жизнь организмов на планете Земля» | Дата проведения урока 17.04.2014 | |||
Цель: систематизация всего изученного материалапо данной теме;выявитьуровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности; проверка уровня обученности. | ||||
Планируемый результат Приведение в систему изученного материала
| Предметные умения: -различать экологические факторы, действующие в природе; -характеризовать условия среды обитания; -определять, в какой среде живут разные организмы; -сравнивать между собой живой мир разных континентов | Универсальные учебные действия (УУД) Личностные УУД Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий Метапредметные Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные Формировать умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками Регулятивные Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике.
| ||
Основные понятия: экология, экологические факторы, среда обитания, приспособленность, природное сообщество.
| ||||
| Межпредметные связи — ИКТ -география — использовать в учебной деятельности различных источников информации
| Формы работы Индивидуальная, парная, групповая | Оборудование Компьютер учителя Проектор Ноутбуки учащихся Сеть интернета Презентация Листы самооценки Раздаточный материал Стикеры |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование | |
1.Организационный момент | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Напоминает правила и законы поведения на уроке: 1.Закон точности. 2.Закон един, говорит один(уважай говорящего) 3.Закон инициативы: -не согласен-возражай -возражаешь-предлагай -предлагаешь-делай. 4.Закон чистоты(содержи рабочее место в порядке) Настраивает на работу и сотрудничество | Приветствуют учителя. Приветствуют гостей. Приветствуют друг друга. Демонстрируют готовность к уроку. Повторяют правила и законы урока. Настраиваются на плодотворную работу и сотрудничество. | Листы самооценки Приложение№5 |
2 Актуализация. Целеполагание. Мотивация | -Напомните мне, какую большую тему мы с вами изучаем?(используйте оглавление учебника) -Внимательно просмотрите темы, которые мы изучили? -Какая тема осталась? -Так какая же тема сегодняшнего урока? (повторение и закрепление изученного) -Давайте вместе придумаем название нашему уроку. Какова цель нашего урока(повторить, обобщить и проверить знания) -А для определения задач вы должны вспомнить основные понятия темы (экологические факторы, среды обитания, приспособленность организмов и природные сообщества) -А какая наука занимается изучением всего этого? (экология) Вот мы с вами определили задачи и тем самым составили план работы
Вся эта беседа сопровождается заполнением концентрического колеса на слайде презентации
-А сейчас закройте глаза и кончиком носа напишите отметку, которую вы хотите получить за этот урок.
| Отвечают на вопросы учителя, с помощью оглавления учебника.
Определяют тему урока, ставят цели, составляют план достижения цели, дают название уроку. | презентации(слайд1)
|
3.Обощение и систематизация знаний. 1 этап
| Повторяем экологические факторы(надпись исчезает из концетрического колеса и появляется на доске) «Зарядка для ума» (на доске термины, перевернутые обратной стороной, т.е.ребята их не видят. По очереди переворачиваются для каждой пары)
Работа с терминами: Экология Экологические факторы Биотические Абиотические Антропогенные Живая природа Неживая природа Человек
| Учащиеся работают в парах, (по термину один составляет вопрос, а другой отвечает) Оценивают свои знания по данному вопросу при помощи стикера в листе самооценки(1) | Приложение№1 Презентация (слайд2)
(доска №2) Листы самооценки стикеры |
2 этап
| Повторяем среды обитания(надпись исчезает из концетрического колеса и появляется на доске) Раздаются конверты, в которых картинки с условными обозначением климатических факторов, по которым ребята определяют среду обитания и животных, из которых они выбирают только обитателей своей среды и доказывают это(приспособленность)
| Учащиеся активно и самостоятельно работают в группах(по цифре на листе самооценки) в соответствии со своими обязанностями.Определяют по экологическим факторам среду обитания, обитателей и их приспособленность. Все фиксируют на доске
Оценивают свои знания по данному вопросу при помощи стикера в листе самооценки(2) | Приложение№2 Презентация (слайд3)
Листы самооценки (доска №1) стикеры |
3 этап
| Повторяем природные сообщества(надпись исчезает из концетрического колеса и появляется на доске) Вставьте пропущенные слова, определите природные сообщества. Найдите с помощью интернета обитателей вашего сообщества | Учащиеся в группах( по букве на листе самооценки) Вставляют пропущенные по смыслу названия сообществ, размещая их на доске и подкрепляют примерами обитателей, найденных в интернете. Оценивают свои знания по данному вопросу при помощи стикера в листе самооценки(3) | Презентация (слайд4) Ноутбуки Интернет (доска №3) Листы самооценки стикеры |
4 этап(если остается время) | Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке. 1. э,о,о,и,я(Экология) 2. а,о(фактор) 3.с,т,п(степь) 4.т,н,д,р(тундра) 5.ф,р,кафрика)
| Учащиеся выполняют задание |
|
4.проверка знаний | Ну вот наше колесо опустело. -Что это значит? ( Значит мы все повторили, пора проверять знания) Тест | Работают индивидуально, Взаимопроверка
| Листы самооценки Приложение №4 |
5.Рефлексия | Организует рефлексию деятельности При помощи штриховки на листе самооценки оценивают свои знания по всей теме: Закрашенная звездочка-хорошо Звездочка в клеточку-есть пробелы Не закрашенная-не усвоил
Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку, составив синквейн понятия «Урок» на обратной стороне листа самооценки
Заслушивает несколько синквейнов, фиксируя в концентрическом колесе (маркером)5 пункт(существительное-ассоциацию) | Самооценка, сравнение с запланированной оценкой в начале урока. Высказывают свое отношение к уроку с помощью составленного синквейна.
| Листы самооценки |
6.Домашнее задание | Всем:с.105-работа с моделями,схемами, таблицами(1 по выбору) У кого пробелы в знаниях-поработать с пройденным материалом | Записывают домашнее задание | Презентация (слайд4,5) |