Корень. Виды корней. Корневые системы
урок в 6 классе
“Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!”
(В.Жак).
Сформировать понятие о корне, как о вегетативном органе растения, о видах корней, о типах корневых систем. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи | Образовательные — Изучить виды корней; — Узнать о разнообразии корневых систем, особенностях их строения и образования; — Дать представление о функциях корня; — Раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводов; Воспитательные воспитывать умение правильного поведения на уроке; воспитывать умение работать в паре; Развивающие — Продолжить формировать навык грамотного выполнения лабораторных работ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование | Таблица «Типы корневых систем», гербарии со стержневой и мочковатой корневой системой, таблица «Строение корня растения»,мультимедийная презентация, раздаточный материал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Здравствуйте ребята!!! Из прошлой пройденной вами темы я хочу задать вам вопрос: « Какой орган появляется при прорастании семени?» Учащиеся отвечают, что первый орган – это корень. Сегодня мы с вами будем говорить о корне. И → Тема нашего сегодняшнего урока: «Корень. Виды корней. Корневые системы». (слайд 1) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д/з
Изучение нового материала
5 мин.
Далее, спрашиваем определение и одновременно составляем схему на слайде вместе с учащимися
Работа с рисунками
1 человек у доски делает схему
Тема:
Цель:
Оборудование
| Чтобы лучше узнать материал и повторить все термины и понятия §– вопросы после §.
Исходя из темы нашего сегодняшнего урока, для изучения нового материала я начну со стиха. (слайд1) Как ни тонок, неприметен (В.Жак) Каким органом является корень?(слайд 2) Корень – вегетативный орган растения. Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Как вы думаете, каковы основные функции корня? а) укрепляют, б) размножение, в) почвенное питание, г) запасание питательных веществ. (слайд 3) Вспомните, какой орган первым появляется из семени? Маленький корешок зародышевый растет, постепенно удлиняется и утолщается, превращаясь в мощный корень, способный удержать целое растение. Представьте себе, насколько мощной д.б. корневая система у таких растений, как сосна или дуб, чтобы удержать ствол со всеми ветками и листьями! Для того, чтобы отдаленно представить себе, какие нагрузки испытывает корень, попробуйте в сильный ветер раскрыть зонт и удержать его в руках. (слайд 4-5) А кто из вас пробовал вырвать с корнем одуванчик, лопух или, к примеру, полынь? Насколько сложно это сделать. А почему? На протяжении всей жизни у растения образуются новые корни и растут старые. (слайд 6)
Так как у растения много корней, и можно выделить разнообразные их виды, главный корень, боковые и придаточные. Сейчас вы работаете самостоятельно с рисунками, у вас нарисованы корни растений, вам необходимо определить, где какие корни нарисованы, а так же предложить определение разнообразных видов корней. Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня. Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ, МОРКОВЬ) . Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН). (слайд 7)
Ребята, как вы думаете, как мы можем назвать всю совокупность корней растений?
Корневая система (совокупность всех корней растений)
стержневая мочковатая
Как вы думаете, чем отличается корневая система пшеницы от корневой системы фасоли (одуванчика)? ? Сколько мы можем выделить типов корневых систем? Две: стержневая и мочковатая. (слайд 8)
Для того, чтобы научиться определять тип корневой системы(слайд 9) растений и различать виды корней, проведем лабораторную работу.
Лабораторная работа № 12. (слайд 11-15)
Изучение внешнего строения корней. Рассмотрение главного, боковых и придаточных корней у растений. научиться различать виды корней и типы корневых систем у однодольных и двудольных растений. гербарий
Ход работы:
1.Рассмотри гербарии. Зарисуй корневую систему и подпиши виды корней (слайд 12)
2.Зарисуй и подпиши типы корневых систем. (слайд 13)
3.Заполни таблицу: (слайд 14)
Вывод: ответь на вопросы (слайд 15)
1) Что такое корневая система? 2) У двудольных растений корневая система … . 3) У однодольных растений корневая система … . 4) Чем отличаются стержневая и мочковатые корневые системы?
Какие системы относятся к однодольным, какие к двудольным, почему? (слайд 16) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление
| Тест на 5 мин; 1 и 2 вариант; (слайд 17)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока (слайд 18) | Что же мы с вами узнали сегодня на уроке? Вспомним цель урока. Достигли или нет? Какой вывод мы можем сделать по результатам нашего урока. Оценивание работ учащихся. |