-
ФИО автора материала — Мантуленко Елена Владимировна
-
Место работы (название образовательного учреждения) — МБОУ СОШ №8 г. Камышин Волгоградской обл.
-
Должность автора — Учитель начальных классов
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока русского языка. Имена существительные мужского, женского, среднего рода.
Цели и задачи урока. Дать понятие о роде имен существительных. Ознакомить с приемами распознавания рода имен существительных. Формировать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки, потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
Обогащать речь, развивать память, логическое мышление учащихся; умение сотрудничать с учителем и друг с другом.
Воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма; потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
Тип урока. Введение новых знаний.
Оборудование: видеозапись фрагментов телепередач, карточки для индивидуальной работы, игрушечные телефоны для «прямой связи», портреты (рисунки) членов семьи — мама, папа, сын, дочь, тётя, дядя, наборы карточек – слов с названиями членов семьи, карточки для опоры, карточки – помощницы для выполнения упражнения 233с.160 учебник «Русский язык», 3 класс — Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Ход урока:
1.Организационный момент.
*эмоциональный настрой
*целевая установка
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу с именем существительным. Вспомним, что знаем о нем, узнаем новое об этой части речи.
Учитель: Зачем необходимы знания об имени существительном?
На доске Тема «Имена существительные .»
Ученик: Эти слова чаще других употребляются в нашей речи. Чтобы наша речь была богатой. Правильно использовать в своей речи имена существительные.
Учитель: Какие качества необходимы ученику, чтобы узнать что-то новое на уроке?
Ученик: Активность, внимательность, самостоятельность, старание.
Учитель: В конце урока вы и оцените свою работу с учетом этих качеств.
Учитель: Предлагаю наш урок провести в форме телепрограмм.
Ведущий (подготовленный ученик): Доброе утро, уважаемые телезрители! *заставка телепрограммы «Доброе уторо!»
Послушайте программу телепередач: в 6.00- программа «Доброе утро!»
9.00-« Прогноз погоды» 10.30-передача «Пока все дома» 12.30 — «Квартирный вопрос»
И завершит наш выпуск программа «Время»
Учитель: Запишите дату, классная работа.
2.Чистописание.
Звучит фрагмент в/записи «Доброе утро!»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Вас приветствует программа «Доброе утро» и её ведущая… (ф.и. ученика)
*цель
Ведущий: Сегодня в нашей программе мы вам предлагаем поработать с «многобуквой»
ООО ббб еее ссс ааа
Доброе утро, леса и поля,
Небо и солнце, река и моря!
Учитель: Рассмотрите «многобукву». Какие буквы в ней спрятались? Запишите их. Прочитайте предложение. Что хотите сказать? (Какую картину представили?).
Ученик: Я представил картину…
Учитель: Найдите знакомые орфограммы.
Какие части речи встретились в предложении? Каких больше?
Учитель: Докажите, что это имена существительные.
*итог
Учитель: С какой целью проводим минутку чистописания?
Ученик: Повторяем правильное написание букв, их соединения, части речи, изученные орфограммы.
Учитель: Все эти знания вам понадобятся в течение урока.
Ведущий: Всего доброго! Специально для программы «Доброе утро» …(ф.и. ученика)
3.Словарная работа.
*Звучит фрагмент в/записи «Прогноз погоды»
*цель
Ведущий: Здравствуйте! Прослушайте прогноз погоды и запишите слова с непроверяемыми безударными гласными, которые встретятся в выступлении синоптика. А некоторые ребята получили индивидуальные карточки, с помощью которых они вспомнят слова с непроверяемыми безударными гласными.
-
учеников получают карточки
*Просмотр в/записи выступления синоптика
В тексте выступления синоптика встречаются словарные слова.
Учитель: Какие слова вы записали? У кого есть другое мнение?
Какое слово лишнее? Кто думает иначе? Как распознать имена существительные одушевленные и неодушевленные?
Учитель: Проверьте правильность записи слов. Кто не допустил ошибки? *эталон на доске
Какой совет можете дать остальным?
Почему необходимо знать написание слов с непроверяемыми безударными гласными?
4.Наблюдение и постановка проблемы.
*Звучит фрагмент в/записи «Пока все дома»
Ведущий: Добрый день! В прямом эфире программа «Пока все дома». Телефон прямого эфира
5-55-55. Сегодня мы отправимся в необычную семью. Познакомимся с ее членами:
* «портреты» членов семьи с подписями— мама, папа, сын, дочь, тётя, дядя
Учитель: Что общего во всех этих словах?
Ведущий: Уважаемые телезрители! Мы ждем ваших вопросов и предложений. Какое задание вы бы предложили выполнить с этими словами? Ждем ваших звонков.
Раздается звонок телефона (у учеников класса на партах игрушечные телефоны)
Ведущий: Первый звонок. Здравствуйте! (разговор по телефону)
Ученик: Предлагаю выполнить…
Ведущий: Спасибо!
Учитель: Итак, предлагается задание: разделить слова на 2 группы (на столах у детей наборы-карточки слов)
Ученик: по количеству слогов, по количеству звуков, …
Мама сын мама папа
Папа дочь тетя дядя
Тетя дочь сын
дядя
Учитель: По какому признаку разделили слова на группы?
6. «Открытие» нового знания.
Ученик: В первый столбик записали слова, обозначающие мужчин, во второй — женщин.
Учитель: Прочитайте слова первого столбика. Что вы о них можете сказать?
Ученик: Существительные, одушевленные, обозначают женщин.
Учитель: Как можно назвать эти слова?
Ученик: Существительные женского рода.
Учитель: Выделите окончания. Какие окончания имеют существительные женского рода?
Учитель: Прочитайте слова второго столбика. Что вы о них можете сказать?
Ученик: Существительные, одушевленные, обозначают мужчин.
Учитель: Как можно назвать эти слова?
Ученик: Существительные мужского рода.
Учитель: Выделите окончания. Какие окончания имеют существительные мужского рода?
Раздается звонок телефона.
Ведущий: Здравствуйте!
Ученик: Здравствуйте! Я бы хотел узнать, чем в этой семье увлекается мама.
Ведущий: Спасибо за звонок.
Учитель: Чтобы узнать об увлечениях мамы — необходимо определить род следующих существительных: картина, крючок, шарф, живопись, коллекция, клубок.
Учитель: Прочитайте слова. Как вы определите их род?
Ученик: Мы не можем этого сделать, так как чего-то не знаем.
Учитель: Для помощи подберем слова – помощники. Каким местоимением можно заменить слово мама? Папа?
Ученик: Мама — она, моя,
папа — он, мой.
На доске:
Ж.р. | |
Он, мой | Она, моя |
Учитель: Попробуйте теперь определить род существительных.
7. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи
Ученик комментирует у доски, а все остальные дети пишут в тетради
Учитель: Чем увлекается мама? (Живописью и вязанием)
Раздается звонок телефона.
Ученик: Здравствуйте! Я бы хотел узнать, какая любимая телепередача у детей в этой семье.
Учитель: Споем и узнаем.
8. Физминутка.
Звучит музыка с танцевальными упражнениями.
9. «Открытие» нового знания.
Звонок зрителя.
Ученик: Здравствуйте! Расскажите об увлечениях мужчин в этой семье.
Звонок зрителя.
Звонок: Расскажите об увлечениях мужчин в этой семье.
Учитель: А поможет нам это определить упр.233 с.160
Откройте учебники!
…прочитает задание, а все остальные внимательно его слушают.(ученик читает до точки)
-Кому задание не понятно?
Ученики первого варианта — выписывает имена существительные мужского рода .
Ученики второго варианта — выписывает имена существительные женского рода.
А кому трудно выполнить задание — поднимите руку, я вам предложу карточку-помощницу.
Учитель: Проверьте правильность выполнения задания.
Поменяйтесь тетрадями. (взаимопроверка)
На доске правильный вариант ответов.
Покажите сигналами (оцените) работу товарища.
Учитель: Все ли слова вы выписали? Почему?
Ученик: Нет. К остальным словам нельзя подставить слова-подсказки ни мужского ни женского рода.
Чтение в учебнике задания до точки.
Учитель: Выпишите слова в 3 столбика. Какие слова вы записали?
Как бы вы их назвали? ( существительные среднего рода)
-Какие окончания имеют эти слова? (-о, -е)
Учитель: Чем же увлекаются мужчины в этой семье?
Учитель: Что нового узнали в этой передаче?
Какова тема урока?
Какое открытие сделали? (существительные могут быть женского, мужского и среднего родов)
Учитель: Проверим правильность своего вывода.
Прочитать правило с. 161
-Только ли слова — подсказки могут помочь определить род существительного?
-Как различить имена существительные мужского и среднего рода? Женского рода и мужского рода?
А можно ли различить род имен существительных по окончаниям?
-Что нового заметили в правиле?
10. Первичное закрепление.
*Звучит фрагмент в/записи «Квартирный вопрос»
Ведущий: В эфире программа «Квартирный вопрос».
Сегодня вам предлагается расселить слова в новые квартиры.
Учитель: Расселить нужно слова из упр. 235.
В первую квартиру вам предлагается заселить слова мужского рода.
Во вторую квартиру — слова женского рода – 2 ряд
В третью квартиру – слова среднего рода -3 ряд
А ученики творческой группы получают задание — написать несколько предложений по теме «Квартирный вопрос» со словами из упр.235 и определить род существительных.
*Существительные женского рода не использовать в своих предложениях
Подъезд
Троллейбус
Новоселье
*Проверка
-Кто не согласен с работой…?
Сочинения читают 2-3 ученика.
Учитель: Легко ли вам было составить предложения без имен существительных женского рода?
Ученик: В русском языке существительные всех родов важных, для того, чтобы наша речь была богатой, правильной, красивой.
Учитель: Что такое взморье?
Ведущий: На этом наша программа подошла к концу. До новых встреч.
11.Итог.
*Звучит фрагмент в/записи «Время»
Ведущий: В эфире программа «Вести» с кратким обзором событий нашего урока.
Учитель: Какое открытие сделали?
Что помогло сделать открытие?
— Какие слова – помощники помогут определить род существительных?
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Оцените свою работу на полях в тетради нарисуйте оценочную шкалу.
-Как вы себя оценили?
Почему? (ответы 3-4 учеников)
Мне бы хотелось поблагодарить за работу на уроке всех ребят, но особенно… она получает за работу на уроке…(комментируются оценки)
Резерв: Прочитайте правило в стихах с.161
Рассмотрите рисунки. Что в руках у ребят?
Подпишите под картинками слова «он мой»
12. Домашнее задание
Дома вы будите сами подбирать существительные мужского рода, женского рода, среднего рода – упражнение 236;
Составите устный рассказ по теме «Род имен существительных», а поможет вам в этом правило с. 161
А по желанию составить схему – имена существительные женского, мужского, среднего рода.
Ведущий: На этом наши программы завершены
Всего вам доброго!
Спасибо за внимание!