1. ФИО автора материала — Мантуленко Елена Владимировна

  2. Место работы (название образовательного учреждения) — МБОУ СОШ №8 г. Камышин Волгоградской обл.

  3. Должность автора — Учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока русского языка. Имена существительные мужского, женского, среднего рода.

Цели и задачи урока. Дать понятие о роде имен существительных. Ознакомить с приемами распознавания рода имен существительных. Формировать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки, потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

Обогащать речь, развивать память, логическое мышление учащихся; умение сотрудничать с учителем и друг с другом.

Воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма; потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Тип урока. Введение новых знаний.

Оборудование: видеозапись фрагментов телепередач, карточки для индивидуальной работы, игрушечные телефоны для «прямой связи», портреты (рисунки) членов семьи — мама, папа, сын, дочь, тётя, дядя, наборы карточек – слов с названиями членов семьи, карточки для опоры, карточки – помощницы для выполнения упражнения 233с.160 учебник «Русский язык», 3 класс — Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Ход урока:

1.Организационный момент.

*эмоциональный настрой

*целевая установка

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу с именем существительным. Вспомним, что знаем о нем, узнаем новое об этой части речи.

Учитель: Зачем необходимы знания об имени существительном?

На доске Тема «Имена существительные .»

Ученик: Эти слова чаще других употребляются в нашей речи. Чтобы наша речь была богатой. Правильно использовать в своей речи имена существительные.

Учитель: Какие качества необходимы ученику, чтобы узнать что-то новое на уроке?

Ученик: Активность, внимательность, самостоятельность, старание.

Учитель: В конце урока вы и оцените свою работу с учетом этих качеств.

Учитель: Предлагаю наш урок провести в форме телепрограмм.

Ведущий (подготовленный ученик): Доброе утро, уважаемые телезрители! *заставка телепрограммы «Доброе уторо!»

Послушайте программу телепередач: в 6.00- программа «Доброе утро!»

9.00-« Прогноз погоды» 10.30-передача «Пока все дома» 12.30 — «Квартирный вопрос»

И завершит наш выпуск программа «Время»

Учитель: Запишите дату, классная работа.

2.Чистописание.

Звучит фрагмент в/записи «Доброе утро!»

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Вас приветствует программа «Доброе утро» и её ведущая… (ф.и. ученика)

*цель

Ведущий: Сегодня в нашей программе мы вам предлагаем поработать с «многобуквой»

ООО ббб еее ссс ааа

Доброе утро, леса и поля,

Небо и солнце, река и моря!

Учитель: Рассмотрите «многобукву». Какие буквы в ней спрятались? Запишите их. Прочитайте предложение. Что хотите сказать? (Какую картину представили?).

Ученик: Я представил картину…

Учитель: Найдите знакомые орфограммы.

Какие части речи встретились в предложении? Каких больше?

Учитель: Докажите, что это имена существительные.

*итог

Учитель: С какой целью проводим минутку чистописания?

Ученик: Повторяем правильное написание букв, их соединения, части речи, изученные орфограммы.

Учитель: Все эти знания вам понадобятся в течение урока.

Ведущий: Всего доброго! Специально для программы «Доброе утро» …(ф.и. ученика)

3.Словарная работа.

*Звучит фрагмент в/записи «Прогноз погоды»

*цель

Ведущий: Здравствуйте! Прослушайте прогноз погоды и запишите слова с непроверяемыми безударными гласными, которые встретятся в выступлении синоптика. А некоторые ребята получили индивидуальные карточки, с помощью которых они вспомнят слова с непроверяемыми безударными гласными.

    1. учеников получают карточки

*Просмотр в/записи выступления синоптика

В тексте выступления синоптика встречаются словарные слова.

Учитель: Какие слова вы записали? У кого есть другое мнение?

Какое слово лишнее? Кто думает иначе? Как распознать имена существительные одушевленные и неодушевленные?

Учитель: Проверьте правильность записи слов. Кто не допустил ошибки? *эталон на доске

Какой совет можете дать остальным?

Почему необходимо знать написание слов с непроверяемыми безударными гласными?

4.Наблюдение и постановка проблемы.

*Звучит фрагмент в/записи «Пока все дома»

Ведущий: Добрый день! В прямом эфире программа «Пока все дома». Телефон прямого эфира

5-55-55. Сегодня мы отправимся в необычную семью. Познакомимся с ее членами:

* «портреты» членов семьи с подписями— мама, папа, сын, дочь, тётя, дядя

Учитель: Что общего во всех этих словах?

Ведущий: Уважаемые телезрители! Мы ждем ваших вопросов и предложений. Какое задание вы бы предложили выполнить с этими словами? Ждем ваших звонков.

Раздается звонок телефона (у учеников класса на партах игрушечные телефоны)

Ведущий: Первый звонок. Здравствуйте! (разговор по телефону)

Ученик: Предлагаю выполнить…

Ведущий: Спасибо!

Учитель: Итак, предлагается задание: разделить слова на 2 группы (на столах у детей наборы-карточки слов)

Ученик: по количеству слогов, по количеству звуков, …

Мама сын мама папа

Папа дочь тетя дядя

Тетя дочь сын

дядя

Учитель: По какому признаку разделили слова на группы?

6. «Открытие» нового знания.

Ученик: В первый столбик записали слова, обозначающие мужчин, во второй — женщин.

Учитель: Прочитайте слова первого столбика. Что вы о них можете сказать?

Ученик: Существительные, одушевленные, обозначают женщин.

Учитель: Как можно назвать эти слова?

Ученик: Существительные женского рода.

Учитель: Выделите окончания. Какие окончания имеют существительные женского рода?

Учитель: Прочитайте слова второго столбика. Что вы о них можете сказать?

Ученик: Существительные, одушевленные, обозначают мужчин.

Учитель: Как можно назвать эти слова?

Ученик: Существительные мужского рода.

Учитель: Выделите окончания. Какие окончания имеют существительные мужского рода?

Раздается звонок телефона.

Ведущий: Здравствуйте!

Ученик: Здравствуйте! Я бы хотел узнать, чем в этой семье увлекается мама.

Ведущий: Спасибо за звонок.

Учитель: Чтобы узнать об увлечениях мамы — необходимо определить род следующих существительных: картина, крючок, шарф, живопись, коллекция, клубок.

Учитель: Прочитайте слова. Как вы определите их род?

Ученик: Мы не можем этого сделать, так как чего-то не знаем.

Учитель: Для помощи подберем слова – помощники. Каким местоимением можно заменить слово мама? Папа?

Ученик: Мама — она, моя,

папа — он, мой.

На доске:

М.р.

Ж.р.

Он, мой

Она, моя

Учитель: Попробуйте теперь определить род существительных.

7. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи

Ученик комментирует у доски, а все остальные дети пишут в тетради

Учитель: Чем увлекается мама? (Живописью и вязанием)

Раздается звонок телефона.

Ученик: Здравствуйте! Я бы хотел узнать, какая любимая телепередача у детей в этой семье.

Учитель: Споем и узнаем.

8. Физминутка.

Звучит музыка с танцевальными упражнениями.

9. «Открытие» нового знания.

Звонок зрителя.

Ученик: Здравствуйте! Расскажите об увлечениях мужчин в этой семье.

Звонок зрителя.

Звонок: Расскажите об увлечениях мужчин в этой семье.

Учитель: А поможет нам это определить упр.233 с.160

Откройте учебники!

прочитает задание, а все остальные внимательно его слушают.(ученик читает до точки)

-Кому задание не понятно?

Ученики первого варианта — выписывает имена существительные мужского рода .

Ученики второго варианта — выписывает имена существительные женского рода.

А кому трудно выполнить задание — поднимите руку, я вам предложу карточку-помощницу.

Учитель: Проверьте правильность выполнения задания.

Поменяйтесь тетрадями. (взаимопроверка)

На доске правильный вариант ответов.

Покажите сигналами (оцените) работу товарища.

Учитель: Все ли слова вы выписали? Почему?

Ученик: Нет. К остальным словам нельзя подставить слова-подсказки ни мужского ни женского рода.

Чтение в учебнике задания до точки.

Учитель: Выпишите слова в 3 столбика. Какие слова вы записали?

Как бы вы их назвали? ( существительные среднего рода)

-Какие окончания имеют эти слова? (-о, -е)

Учитель: Чем же увлекаются мужчины в этой семье?

Учитель: Что нового узнали в этой передаче?

Какова тема урока?

Какое открытие сделали? (существительные могут быть женского, мужского и среднего родов)

Учитель: Проверим правильность своего вывода.

Прочитать правило с. 161

-Только ли слова — подсказки могут помочь определить род существительного?

-Как различить имена существительные мужского и среднего рода? Женского рода и мужского рода?

А можно ли различить род имен существительных по окончаниям?

-Что нового заметили в правиле?

10. Первичное закрепление.

*Звучит фрагмент в/записи «Квартирный вопрос»

Ведущий: В эфире программа «Квартирный вопрос».

Сегодня вам предлагается расселить слова в новые квартиры.

Учитель: Расселить нужно слова из упр. 235.

В первую квартиру вам предлагается заселить слова мужского рода.

Во вторую квартиру — слова женского рода – 2 ряд

В третью квартиру – слова среднего рода -3 ряд

А ученики творческой группы получают задание — написать несколько предложений по теме «Квартирный вопрос» со словами из упр.235 и определить род существительных.

*Существительные женского рода не использовать в своих предложениях

Подъезд

Троллейбус

Новоселье

*Проверка

-Кто не согласен с работой…?

Сочинения читают 2-3 ученика.

Учитель: Легко ли вам было составить предложения без имен существительных женского рода?

Ученик: В русском языке существительные всех родов важных, для того, чтобы наша речь была богатой, правильной, красивой.

Учитель: Что такое взморье?

Ведущий: На этом наша программа подошла к концу. До новых встреч.

11.Итог.

*Звучит фрагмент в/записи «Время»

Ведущий: В эфире программа «Вести» с кратким обзором событий нашего урока.

Учитель: Какое открытие сделали?

Что помогло сделать открытие?

— Какие слова – помощники помогут определить род существительных?

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оцените свою работу на полях в тетради нарисуйте оценочную шкалу.

-Как вы себя оценили?

Почему? (ответы 3-4 учеников)

Мне бы хотелось поблагодарить за работу на уроке всех ребят, но особенно… она получает за работу на уроке…(комментируются оценки)

Резерв: Прочитайте правило в стихах с.161

Рассмотрите рисунки. Что в руках у ребят?

Подпишите под картинками слова «он мой»

12. Домашнее задание

Дома вы будите сами подбирать существительные мужского рода, женского рода, среднего рода – упражнение 236;

Составите устный рассказ по теме «Род имен существительных», а поможет вам в этом правило с. 161

А по желанию составить схему – имена существительные женского, мужского, среднего рода.

Ведущий: На этом наши программы завершены

Всего вам доброго!

Спасибо за внимание!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here