Урок по теме «Общая характеристика зеленых мхов. Внешнее строение. Значение мхов» 6 класс
Цели:
объяснить учащимся особенности организации моховидных;
показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.
Задачи:
познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума;
сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка учеников к уроку, объявление целей и задач занятия
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений?
Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие (поход) в лес и на болота.
Но ведь говорят, что там живут Кикимора болотная, Старик-лесовик, Баба-Яга, Леший. Трясина и бездонные топи, которые могут засосать без следа пешего и конного. Люди старались подальше селиться от болот «от гнилых» мест, где они простужались и болели.
В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Что интересного, полезного для себя узнали на уроке?»
Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе
Расскажу вам о лесе На территории Казахстана произрастают в основном хвойные и смешанные леса. Леса на Земле появились около 300 млн лет назад, задолго до эпохи динозавров. Деревья могут достигать в высоту около 100 м (секвойя в США – 112 м, в России кедр на Дальнем Востоке – 50-70 м). В хвойных лесах преобладают сосны, ели и пихты. Сибирская тайга занимает территорию в 17 млн кв. м. Хвойные леса вечнозеленые круглый год. Они обычно густые и сумрачные – поэтому под деревьями встречаются только папоротники, грибы, лишайники и реже мхи. Среди лесов часто встречаются болота, о них вам расскажет моя подруга Кикимора болотная.
В основном болота сосредоточены в лесной зоне северного полушария, а также во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь болот в мире – 351 млн га. На территории нашей страны сосредоточено около 3/4 мировых болот. Основной фон растительности верховых болот составляют сфагновые мхи.
В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений — псилофитов, потомков прибрежных водорослей.
Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.
3 Характеристика основных групп моховидных растений
В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии.
Предлагаю записать это понятие в тетрадь, а в учебнике найти и назвать представителей моховидных растений.
Различают печеночные и листостебельные мхи.
Печеночные мхи
К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами.
Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвленного слоевища.
Вопросы классу:
У каких изученных растениях тело имеет таллом или слоевище? (У водорослей).
На что это указывает? (На родственную связь между водорослями и мхами).
Листостебельные мхи
К листостебельным мхам относят кукушкин лен (Слайд 8) и мох сфагнум (Слайд 9).
Для того, что бы поближе познакомиться с этой группой удивительных растений, нам нужно выполнить лабораторную работу.
4. Выполнение лабораторной работы №18
5. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов
У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.
Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит.
Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.
Вопросы:
Что является ограничивающим фактором для мхов?
Почему мхи – тупиковая ветвь в эволюции?
6. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека
Значение сфагновых мхов в природе
Сфагнум поглощает и удерживает большое количество воды.
Разрастаясь плотными дерновинами, вызывает заболачивание почв.
Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком.
Мох сфагнум содержит бактерицидные вещества. Гигроскопичность и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран. Сейчас торф, образующийся из отмершего мха, используется для подстилки скоту, а также как изолирующий материал при постройке сельского жилья, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.
Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, смолы, изоляционные плиты, пластмассы.
В наше время, когда человек наконец понял необходимость поддержания разнообразия окружающей нас природы, то, что нужно сохранять и изучать не только экзотические виды, но и обычные, мхи также попали в число охраняемых объектов.
Экологическая роль мхов часто заключается в закреплении почвы, препятствии её эрозии. Мхи занимают уникальную экологическую нишу, недоступную другим растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможно разложение отмершей органики и, следовательно, невозможен круговорот веществ. Влагоёмкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву как сквозь сито. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы.
7 Закрепление материала и выводы
Для закрепления материала предлагается тест. Из предложенных ответов выбрать правильный и занести его в таблицу.
Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?
а) Бриология;
б) Эмбриология;
в) Систематика.
Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?
а) Ризоиды;
б) Листья;
в) Корни;
г) Стебель.
Как происходит размножение мхов?
а) Семенами;
б) С помощью спор;
в) Корневищем.
Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов?
а) Вода;
б) Высокая температура;
в) Низкое атмосферное давление.
Какой мох служит источником образования торфа?
а) Сфагновый мох;
б) Кукушкин лен;
в) Риччия.
При каком условии прекращается рост сфагнума?
а) При недостатке влаги;
б) При переизбытке влаги;
в) При недостатке солнечного света
Домашнее задание:
п.16. читать, отвечать на вопросы.
Заполнить таблицу: «Сравнить кукушкин лен и сфагнум».