Автор(ы):
Звягинцева Светлана Олеговна
Место работы, должность:
МБОУ Дячкинская СОШ, учитель биологии
Регион:
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учащиеся
Учитель
Класс(ы):
6 класс
Предмет(ы):
Биология
Учебник:
Биология (Бактерии. Грибы. Растения) 6 класс, автор В.В. Пасечник
Тема:Строение стебля
Цель урока: познакомить учащихся с внутренним и внешним строением стебля.
Задачи:
-
обучающая – продолжить формирование понятия о клеточном строении стебля. Взаимосвязи между его строением и выполняемыми им;
-
развивающая – вырабатывать практические умения по определению и распознаванию слоев стебля; развивать умение выявлять главное, обобщать, сравнивать и делать выводы;
-
воспитывающая- формировать умения совместной деятельности, чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: однолетние побеги деревянистых побегов; спилы стеблей деревьев; таблица «Микроскопическое строение стебля»
Тип урока: урок новых знаний
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Содержание этапа (заполняется педагогом) | |||||||||
Организационный момент, включающий:
| Цели для учащихся: эмоционально настроиться на урок. Цели для учителя: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию, достичь эмоционального настроя на урок, создать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Метод: словесный. Содержание: вступительное слово учителя в стихотворной форме на фон пения птиц.
Чудесный день! И настроение чудесное –подстать! Позвольте наш урок с улыбки мне начать! Подарите улыбку друг другу и мне! Очень рада вас видеть и готова с вами сотрудничать!
| ||||||||
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
| Цели для учащихся: актуализация имеющихся знаний. Цели для учителя: активизация деятельности обучающихся, выявление причинно-следственных связей по изученной теме, всесторонне проверить знания обучающихся, организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся. Методы: индивидуальный, фронтальный опрос, объяснительный, сотрудничество, словесно – наглядный
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?( Лист) Давайте проверим, как вы усвоили эту тему.
— Какие функции выполняет лист растения? — Каково внешнее строение листа? (рисунок на доске) — Какие листья называют сложными, а какие простые? — Какую функцию выполняют жилки листа? 2. Работа со схемами — составить схему «Жилкование листьев» (1 уч-ся) — зарисовать типы жилкования листьев (2 уч-ся)
3.Работа с таблицами — строение кожицы — строение мякоти листа
Ответ: 1) – В) 2) – А); 3) – Б) Подведение итогов этапа. Оценивание работы. | ||||||||
Формулирование темы и задач урока Данный этап предполагает:
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе повторения пройденного учебного материала; | Цели для учащихся: умение ставить цели и задачи, составление плана работы, умение оценивать свою работу и работу одноклассников. Цели для учителя: обеспечение мотивации обучающихся, учить самоорганизации при выполнении учебной задачи. Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический. Тема сегодняшнего урока будет логично рассматривать после темы: «Лист». Лист тесно связан с этим органом растения, так как благодаря ему лист выносится к солнцу и получает максимальное количество солнечной энергии? Что это за орган растения? Изучали мы его? изучили? Что для нас остается еще загадкой? Правильно: внешнее и внутреннее строение стебля. Итак, тема урока: Строение стебля. Зная тему урока, давайте попробуем сформулировать цели урока. Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
Цели для учащихся: узнать о внешнем и внутреннем строении стебля; особенностями образования годичных колец, Цели для учителя: познакомить обучающихся с особенностями строения стебля; с тканями, образующими стебель; с особенностями роста стебля в толщину.. Методы: частично-поисковый, практический
— Как вы думаете, для чего растению нужен стебель? Какую функцию он выполняет? (осевая часть побега, поводить пит.вещества, выносит листья к свету, на нем развиваются листья, цветки, плоды с семенами)
Стр. 124, рис. 89 Познакомиться с текстом, рисунком п. 26 и построить схему (кластер) «Разнообразие стеблей» Рассмотрите комнатные растения в нашем классе6 циперус, колеус, бегония , фикус. Чем отличаются у них стебли? Различают два типа стеблей. (схема в тетрадь)
Типы стеблей травянистые деревянистые (лигнин)
Стебли также различаются по направлению роста. Можно выделить следующие виды стеблей (особенно у травянистых). Составляем схему (кластер)
прямостоячий лазающий
Разнообразие стеблей
вьющийся ползучий
На каждом столе лежит однолетний побег и спил дерева. Учащиеся разглядывают их и определяют слои и ткани стебля. Работа с таблицей на доске, рисунками в учебнике рис.90 и 91, в тетради. Рассказ учителя о внутреннем строении стебля. На спиле можно легко различить следующие участки: кору, камбий, древесину и сердцевину. Молодые стебли покрыты кожицей, которая затем заменяется пробкой. Это покровные ткани, которые защищают внутренние ткани от излишнего испарения, повреждений, проникновения пыли и микроорганизмов. На кожице стебля развиваются чечевички. Они играют такую же функцию, что и устьица на листьях. Какую? Правильно, осуществляют газообмен. Луб – следующий слой после коры стебля. Он образован разными группами клеток, поэтому выполняет несколько функций. Ситовидные трубки – образованы живыми клетками, проводят растворы органических веществ. Лубяные волокна – образованы клетками с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками, придают прочность. Камбий – слой между корой и сердцевиной. Узкие длинные клетки с тонкими оболочками. Обнаружить нельзя, но почувствовать можно – содрав часть коры с поверхности древесины и проведя пальцами по обнаженному месту, можно почувствовать увлажненную древесину. Это и есть содержимое клеток камбия. Древесина – основная часть стебля. Образована клетками разной формы и величины. Все слои клеток древесины, образовавшиеся в благоприятное время года, составляют годичное кольцо прироста. Сердцевина – рыхлый слой в центре стебля, здесь откладываются запасы питательных веществ.
Подведение итогов этапа. Взаимопроверка качества выполнения задания по обозначению слоев среза стебля. | ||||||||
Закрепление учебного материала, предполагающее:
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Цели для учащихся: повторение и закрепление темы, умение оценивать результат деятельности, выявлять свои ошибки, понимать успех. Цели для учителя: проверить степень освоенности материала Метод: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная познавательная деятельность, контроль, самоконтроль Фронтальный опрос: — какие слои образует стебель древесного растения? — сохраняется ли кожица на старых стеблях? — что такое чечевичка и какое значение она имеет для растения? — как образуются годичные кольца?
Тест
Ответ: 1. – 1); 2. – 1); 3. – 2); 4. – 3); 5. – 1); 6. – 2). Итак, вспомните цели нашего урока. Достигли ли мы их?
| ||||||||
Задание на дом, включающее:
| С какой темой вы познакомились на уроке? Как вы считаете, вам пригодятся знания о стебле в вашей жизни? Оцените свою работу на уроке. Подведите итоги и оцените свою работу на уроке. Домашнее задание п.26, ответить на вопросы, на 6 вопрос дать письменный ответ; познакомиться с дополнительным материалом в конце параграфа. |