Автор(ы): 

 Звягинцева Светлана Олеговна

Место работы, должность: 

МБОУ Дячкинская СОШ, учитель биологии

Регион: 

 Ростовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: 

 Учащиеся

 Учитель

Класс(ы): 

 6 класс

Предмет(ы): 

 Биология

Учебник:

Биология (Бактерии. Грибы. Растения) 6 класс, автор В.В. Пасечник

Тема:Строение стебля

Цель урока: познакомить учащихся с внутренним и внешним строением стебля.

Задачи:

  1. обучающаяпродолжить формирование понятия о клеточном строении стебля. Взаимосвязи между его строением и выполняемыми им;

  2. развивающая вырабатывать практические умения по определению и распознаванию слоев стебля; развивать умение выявлять главное, обобщать, сравнивать и делать выводы;

  3. воспитывающая- формировать умения совместной деятельности, чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: однолетние побеги деревянистых побегов; спилы стеблей деревьев; таблица «Микроскопическое строение стебля»

Тип урока: урок новых знаний

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цели для учащихся: эмоционально настроиться на урок.

Цели для учителя: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию, достичь эмоционального настроя на урок, создать ситуацию успеха для каждого обучающегося.

Метод: словесный.

Содержание: вступительное слово учителя в стихотворной форме на фон пения птиц.

Чудесный день!

И настроение чудесное –подстать!

Позвольте наш урок с улыбки мне начать!

Подарите улыбку друг другу и мне!

Очень рада вас видеть и готова с вами сотрудничать!

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса

Цели для учащихся: актуализация имеющихся знаний.

Цели для учителя: активизация деятельности обучающихся, выявление причинно-следственных связей по изученной теме, всесторонне проверить знания обучающихся, организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся.

Методы: индивидуальный, фронтальный опрос, объяснительный, сотрудничество, словесно – наглядный

  • фронтальный опрос

  • работа с таблицами

  • работа по опорной схеме (ликвидация пробелов знаний с обучающимися)

  • дифференцированный подход

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?( Лист)

Давайте проверим, как вы усвоили эту тему.

  1. Фронтальный опрос

— Какие функции выполняет лист растения?

— Каково внешнее строение листа? (рисунок на доске)

— Какие листья называют сложными, а какие простые?

— Какую функцию выполняют жилки листа?

2. Работа со схемами

— составить схему «Жилкование листьев» (1 уч-ся)

— зарисовать типы жилкования листьев (2 уч-ся)

3.Работа с таблицами

— строение кожицы

— строение мякоти листа

  1. Найти соответствие между составляющими проводящих пучков и их строением и функциями

Проводящие пучки

Особенности строения, функции

  1. Сосуды

А)Образованы живыми длинными клетками, по ним передвигаются растворы органических веществ

  1. Ситовидные трубки

Б) Вытянутые клетки с толстыми стенками, придают прочность листу

  1. Волокна

В) Образованы живыми клетками, по ним передвигаются вода и растворенные в ней минеральные вещества.

Ответ: 1) – В) 2) – А); 3) – Б)

Подведение итогов этапа. Оценивание работы.

Формулирование темы и задач урока Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений пройденного учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе повторения пройденного учебного материала;

Цели для учащихся: умение ставить цели и задачи, составление плана работы, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Цели для учителя: обеспечение мотивации обучающихся, учить самоорганизации при выполнении учебной задачи.

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Тема сегодняшнего урока будет логично рассматривать после темы: «Лист». Лист тесно связан с этим органом растения, так как благодаря ему лист выносится к солнцу и получает максимальное количество солнечной энергии? Что это за орган растения? Изучали мы его? изучили? Что для нас остается еще загадкой? Правильно: внешнее и внутреннее строение стебля.

Итак, тема урока: Строение стебля.

Зная тему урока, давайте попробуем сформулировать цели урока. Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

  • мы познакомимся с внешним и внутренним строением стебля древесного растения;

  • установим взаимосвязь строения клеток и тканей стебля с их функциями;

  • научимся определять и распознавать слои стебля.

Цели для учащихся: узнать о внешнем и внутреннем строении стебля; особенностями образования годичных колец,

Цели для учителя: познакомить обучающихся с особенностями строения стебля; с тканями, образующими стебель; с особенностями роста стебля в толщину..

Методы: частично-поисковый, практический

  1. Функции стебля

— Как вы думаете, для чего растению нужен стебель? Какую функцию он выполняет?

(осевая часть побега, поводить пит.вещества, выносит листья к свету, на нем развиваются листья, цветки, плоды с семенами)

  1. Разнообразие стеблей

Стр. 124, рис. 89

Познакомиться с текстом, рисунком п. 26 и построить схему (кластер) «Разнообразие стеблей»

Рассмотрите комнатные растения в нашем классе6 циперус, колеус, бегония , фикус. Чем отличаются у них стебли? Различают два типа стеблей. (схема в тетрадь)

Типы стеблей

травянистые деревянистые

(лигнин)

Стебли также различаются по направлению роста. Можно выделить следующие виды стеблей (особенно у травянистых). Составляем схему (кластер)

прямостоячий лазающий

Разнообразие стеблей

вьющийся ползучий

  1. Внутреннее строение стебля.

На каждом столе лежит однолетний побег и спил дерева. Учащиеся разглядывают их и определяют слои и ткани стебля.

Работа с таблицей на доске, рисунками в учебнике рис.90 и 91, в тетради.

Рассказ учителя о внутреннем строении стебля.

На спиле можно легко различить следующие участки: кору, камбий, древесину и сердцевину. Молодые стебли покрыты кожицей, которая затем заменяется пробкой. Это покровные ткани, которые защищают внутренние ткани от излишнего испарения, повреждений, проникновения пыли и микроорганизмов.

На кожице стебля развиваются чечевички. Они играют такую же функцию, что и устьица на листьях. Какую? Правильно, осуществляют газообмен.

Луб – следующий слой после коры стебля. Он образован разными группами клеток, поэтому выполняет несколько функций. Ситовидные трубки – образованы живыми клетками, проводят растворы органических веществ. Лубяные волокна – образованы клетками с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками, придают прочность.

Камбий – слой между корой и сердцевиной. Узкие длинные клетки с тонкими оболочками. Обнаружить нельзя, но почувствовать можно – содрав часть коры с поверхности древесины и проведя пальцами по обнаженному месту, можно почувствовать увлажненную древесину. Это и есть содержимое клеток камбия.

Древесина – основная часть стебля. Образована клетками разной формы и величины. Все слои клеток древесины, образовавшиеся в благоприятное время года, составляют годичное кольцо прироста.

Сердцевина – рыхлый слой в центре стебля, здесь откладываются запасы питательных веществ.

Подведение итогов этапа. Взаимопроверка качества выполнения задания по обозначению слоев среза стебля.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цели для учащихся: повторение и закрепление темы, умение оценивать результат деятельности, выявлять свои ошибки, понимать успех. Цели для учителя: проверить степень освоенности материала Метод: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная познавательная деятельность, контроль, самоконтроль

Фронтальный опрос:

— какие слои образует стебель древесного растения?

— сохраняется ли кожица на старых стеблях?

— что такое чечевичка и какое значение она имеет для растения?

— как образуются годичные кольца?

Тест

  1. Стебель состоит из…

  1. Коры, камбия, древесины, сердцевины;

  2. Кожицы, срединной ткани листа и жилки;

  3. Кожицы, пробки, луба.

  1. Кора стебля состоит из…

  1. Кожицы, пробки, луба;

  2. Камбия, луба.

  1. Камбий …

  1. Осуществляет проводящую функцию;

  2. Наращивает стебель в толщину;

  3. Откладывает в своих клетках запасные органические вещества.

  1. Сердцевина…

  1. Осуществляет проводящую функцию;

  2. Наращивает стебель в толщину;

  3. Откладывает в своих клетках запасные органические вещества.

  1. В каком направлении перемещаются растворы органических веществ по лубу?

  1. От листьев к корням;

  2. От корней к листьям.

  1. В какую сторону направлен ток растворов минеральных веществ по древесине?

  1. От листьев к корням;

  2. От корней к листьям.

Ответ: 1. – 1); 2. – 1); 3. – 2); 4. – 3); 5. – 1); 6. – 2).

Итак, вспомните цели нашего урока. Достигли ли мы их?

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

С какой темой вы познакомились на уроке?

Как вы считаете, вам пригодятся знания о стебле в вашей жизни?

Оцените свою работу на уроке.

Подведите итоги и оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание п.26, ответить на вопросы, на 6 вопрос дать письменный ответ; познакомиться с дополнительным материалом в конце параграфа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here